Главная - Инструменты
Почему нужно беречь водные ресурсы. Проект «Как беречь воду

«Воду нужно беречь» - твердят родители и учителя, дома и в школе. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же ее беречь, если ее вон сколько вокруг?

Дома отвернул краны – течет, хорошим напором, широкой струей. Хочешь тебе – холодная, хочешь - горячая. Готовь еду, купайся, стирай, сколько влезет. На улице измазался, играя в футбол, – колонка неподалеку. Нажал на рычаг – вода льется рекой, мойся, плещись сколько угодно. А вон по городу и за городом - сколько озер, рек, прудов. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаешь понимать, зачем же ее так беречь, воду-то эту, если ее огромные объемы, куда ни взгляни.

Теперь давайте посчитаем более конкретно. Каждый человек ежедневно выпивает около полутора-двух литров воды. Да плюс суп, да еще чай, кофе, компоты всякие. Это только внутрь. Сотни литров в день уходят на стирку, купание, другие потребности каждого из жильцов многоквартирного дома. А в деревне еще коровок-овечек напоить, а огород полить каждый вечер в жаркую погоду. Еще вода двигает лопасти электротурбин, вырабатывая энергию для нас, еще переносит на своих волнах огромные корабли. А сколько воды используется на любом производстве! Для охлаждения, увлажнения, промывания. Тонны, десятки тонн, сотни тысяч тонн ежедневно.

А теперь посмотрим на нашу планету. Нет, не на Вселенную – она как раз бесконечна. А планета, Земля? У нее есть северная и южная крайние точки, западная и восточная. То есть она ограничена в размерах, как ни крути. А, следовательно, ограничены и ее природные ресурсы. Представьте на минуточку: вода может закончиться! Одновременно, на всей планете. То есть совсем-совсем. Ни к соседям не сходить, чтобы набрать воды в чайник, ни у колонки не вымыться, и воды тебе ни отдадут, ни продадут ни за какие богатства мира. Представили? И как? Не очень, правда? Ну, помыться можно и подождать. А суп сварить? А просто – глотнуть свежей чистой воды, придя с тренировки или вернувшись домой с жаркой улицы. А между тем, в течение одних суток, то есть двадцати четырех часов, человечество использует – вдумайтесь на минутку – семь миллиардов тонн воды! Даже страшно себе представить такое количество, не говоря уж о том, чтобы с ним навсегда попрощаться.

Да что там говорить – на нашей планете уже и сейчас существуют населенные пункты, страны и даже целые части материков, где люди страдают от нехватки воды. И будьте уверены: там они ее так бездумно не расходуют, берегут каждую капельку и очень точно просчитывают, сколько и когда ее потратят. Вот для того чтобы не пришлось скоро считать каждую каплю воды всему человечеству на Земле, воду крайне необходимо беречь. Закрывать краны, как только перестаешь пользоваться водой, экономно расходовать ее на любые нужды. Ну и, конечно, стараться не засорять любой из водоемов, будь то речка, озеро или пруд – каждому из нас когда-то придется напиться из такого же.


Думаю каждый много раз слышал призывы в духе "берегите воду". На эту тему есть даже фильмы, социальные ролики, рассказы в детских книжках и т.д. Обычно тезисы примерно такие:

Вода самый ценный ресурс на планете
-Пресной воды всего 0.5% от всей на земле
-А питьевой еще в сотни раз меньше
-100500 людей каждый день умирают от грязной воды
-100500 людей каждый день умирают от обезвоживания
-Через капающий кран за месяц утекает тонна воды
-Бедные африканские детишки
-Ходи в душ вместо ванной
-Устраняй протечки сантехники
-Выключай воду пока чистишь зубы

Ну и все в таком духе. Думаю многим итак очевидна бредовость многих выводов и доводов в подобных материалах: от того, что я закрою кран в Москве, во время чистки зубов у детишек в Африке внезапно чистая вода не появится. Более того, в Москве этой самой чистой воды меньше тоже не станет. Вода - возобновляемый ресурс. Ее берут из рек и очищают. Столько сколько нужно - столько и очищают. Иногда берут из под земли и тогда уже обычно не очищают, а подают прям так в трубы. Разумеется, существуют в мире места с дефицитом пресной воды. Например, казахский город Актау, где источников пресной воды нет. Совсем нет. Там долгие годы работала единственная в мире опреснительная установка на атомном реакторе . В таких местах, призывы к населению экономить воду, вероятно актуальны. Но в России, насколько я знаю, глобальных проблем с источниками водоснабжением нет. Хотя постойте - в той же Москве в свое время дефицит воды был. Но власти построили канал от Волги до Москвы и проблема была решена на сотню лет вперед. А в Питере, например, доступные водные ресурсы используются всего на 10%.

Разумеется, очистка воды нам достается не бесплатно. Во-первых очищать ее приходится два раза - при заборе из природы и при возвращении обратно (не считая городов где сбрасывают канализационные стоки прямо в море). Очистка - довольно энергоемкий процесс. Хотя, в той же Москве, метан добываемый из стоков используется для выработки энергии, покрывая существенную часть затрат на очистку. Также, и чистая, и канализационная вода требует транспортировки, что тоже крайне энергозатратно. Для понимания масштабов - Мосводоканал - организация занимающаяся водоснабжением и водоотведением в Москве находится на третьем месте по потреблению электричества, после РЖД и метро. Так что, экономя воду мы на самом деле экономим газ, за счет которого вырабатывается электричество в Москве и прочие ископаемые виды топлива. В целом ничего плохого в этом вроде бы и нет, но как-то не логично - ни разу не видел призывов, например, реже ездить на автобусах или быстрее варить картошку на газовой плитке.

Эффективен ли призыв к населению экономить воду? Уверен, что его эффективность крайне мала. Большинство людей не задумывается об этом вообще, ну течет и течет. Реально работают не призывы, а денежные поощрения и взыскания. Я уже неоднократно писал про тот факт, что сейчас сейчас Москва потребляет водопроводной воды существенно меньше, чем при союзе, хотя население существенно увеличилось. Случилось ли это из-за повышения самосознательности граждан? Конечно нет. Просто государство вынудило людей устанавливать счетчики воды и если раньше людям было наплевать на ее расход, то теперь расход воды напрямую отражается на их деньгах и за ним стали следить. Кроме того поспособствовала и современная техника - стиральные машинки, посудомоечные машинки, которые снижают расход воды. Еще один фактор - закрытие многих (почти всех) крупных промышленных предприятий в городе.

Неожиданно, но это снижение количества потребляемой воды сыграло злую шутку и местами имело негативный эффект. Один из них - снизилось количество воды в канализационной системе. А количество, эээ, отходов жизнедеятельности не только не снизилось, но еще и увеличилось, так как население выросло. Соответственно увеличилась концентрация загрязнений в канализационных стоках, а это в свою очередь привело к тому, что в коллекторах стал больше откладываться осадок, который в свою очередь начинает бродить, выделять газ, пахнуть, и приводить ко всяким прочим неприятным последствиям. Также с проблемами столкнулись и на очистных сооружениях, которые строились еще в советские времена под тогдашние нормы потребления воды.

Можно подумать, что я призываю к тому, чтобы бесконтрольно тратить воду, но нет, ни в коем случае. Просто я считаю, что призывы на бытовом уровне к населению, касаемо потребления воды абсолютно бессмысленны. Также как смешны те, кто закрывая кран во время чистки зубов думает, что спасает как минимум пару африканских детишек. Разумеется есть реальные проблемы с загрязнением пресной воды. Только они, куда выше бытового уровня и начинаются тогда, когда чиновники способствуют или просто закрывают глаза на загрязнение водоемов в промышленных масштабах - заводами, предприятиями, очистными. Много где есть проблемы с отвратным состоянием коммунального хозяйства - с сетями, со станциями водоподготовки, с очистными и именно эти проблемы и следует решать. Пока, пусть даже миллион сознательных граждан будут закрывать воду во время чистки зубов - какое-нибудь предприятие спокойно загадит очередную реку или водоем, а какая-нибудь станция водоподготовки в не самом маленьком городе будет гнать черную воду по трубам, потому что оборудование еще помнит Ильича.

почему надо беречь воду?

  1. Будет очень нужно беречь воду без не не кто не проживт.
  2. Просвещайтесь, Катя: http://gazeta.kuvandyk.ru/index.php?option=com_contenttask=viewid=1111Itemid=2
  3. 5555555
  4. а что уже нужно беречь воду??! !
    вот тебе и кризис....
  5. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

    Вода одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше. Вода в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии.

    Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера. Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.

    Есть у воды еще важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы.

    Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится. При недостатке воды жизнедеятельность организмов сильно нарушается. Лишь покоящиеся формы жизни споры, семена хорошо переносят длительное обезвоживание.

    Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды менее 10. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды всего лишь несколько дней.

    В воде растворяются важные для жизнедеятельности организма органические и неорганические вещества. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3 6 литров в сутки. Вода добрый друг и помощник человека. Она удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек.

    Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается на Землю в виде дождя или снега. Но чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются.

    Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения все живое погибает в такой воде.

    Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод.

    За их исполнением следят органы государственной власти. Это позволило на многих реках уменьшить опасность загрязнения, улучшить санитарное состояние городов и поселков. Но проблема охраны вод по-прежнему остра.

  6. да шо ты хофоришь

Цели. Дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

ХОД УРОКА

1.1.2.1. Организационный момент

        1. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы проводим урок в форме "круглого стола" по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий: инженеры, синоптики, биологи, краеведы, врачи.

Ученик 1.

Шел по морю корабль. В тот миг роковой Кипела вода За высокой кормой. Но прямо по курсу Сквозь грохот и гул Услышал матрос За бортом: "Караул!"

У. Как вы думаете, чей это зов о помощи?

Выслушиваются ответы детей.

– Оказывается, на помощь зовет вода. Итак, сегодня мы с вами должны ответить на такой вопрос.

Учитель открывает запись на доске.

На доске:

Почему нужно беречь и охранять воду?

        1. Обсуждение темы урока

У. Первыми к обсуждению приглашаются биологи.

Рассказывают дети, выступающие в роли биологов.

Биолог 1. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Демонстрируется опыт.

На доске вывешивается схема 1.

Рисунок 1.2.1.1.

– Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Биолог 2. Вода также является домом для множества растений и животных.

На доске вывешивается схема 2.

Однажды, получив квитанцию квартплаты, мама расстроенно воскликнула: «Ничего себе!» Я поинтересовалась, что такое, и услышала - высокая квартплата. «А можно ли её как-нибудь уменьшить?» - спросила я. Мама ответила: «Можно, если экономно расходовать воду». А на следующий день на уроке окружающего мира я услышала, что пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Тогда я решила узнать, как можно беречь воду. Поэтому я выбрала тему исследования «Почему нужно беречь воду и как это делать».

Проблема: Как экономить воду?

Цель: Доказать, что к пресной воде нужно относиться бережно.

Задачи:
-уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ;
- проанализировать научную информацию по теме;
- узнать о запасах пресной воды;
- описать причины загрязнения водоемов;
- доказать необходимость бережного отношения к воде;
- выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме;
- определить, как устранить потери воды.

Объект исследования : пресная вода.

Предмет исследования: как сберечь пресную воду.

Гипотезы .
Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее.
Если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Этапы работы:
Изучение справочной литературы по теме и поиск информации в интернете.
Наблюдение.
Эксперимент.
Социологический опрос.
Анализ, сравнение и обобщение полученной информации.

Вода ее роль и значение. Факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.Вода - источник жизни
Вода — основа жизни на нашей планете. Тяжело найти такое природное тело, которое бы не содержало в себе воды. Влагу содержат даже камни и огненная магма. Растительный мир состоит из воды на 70-95%.
Вода для человеческого организма — это второе по значимости вещество после кислорода. Неслучайно человек может жить без пищи более 4 недель, а без воды — не более 7 дней. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода нужна всему живому на Земле.
Вода находится везде - в океанах, морях, реках и озёрах, под землёй и в почве, может быть в виде снега и льда, облаков, тумана, пара, дождя, снега, подземных рек и озёр.
Общее количество воды на Земле не меняется. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды сокращаются из-за загрязнения.

Распределение воды на Земле:
97 % воды на планете - это солёные воды морей и океанов.
3 % (то есть 3,95 млн куб. км- это около 150 озер Байкал) -пресные воды, пригодные для человека.
Запасы пресной воды распределены так:
69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
24-30 % - грунтовые воды.
0,5 % - атмосферная влага.
0,5 % - поверхностные воды.

Подавляющее большинство воды на планете Земля--это соленая вода (97%) которая не подходит ни людям, ни животным (за исключением морских животных), ни растениям.
Большинство пресной воды-- это снега и льды. В России много ледников в Арктике, на Кавказе, Камчатке, Алтае, в Сибири. Небольшая часть запасов пресных вод находится в реках и озёрах, их в России около 2 млн. На долю одного только Байкала приходится 88 % запасов пресной воды России! Грунтовые воды распространены по всей территории России на различной глубине.
Я узнала, что:
* 70% земной поверхности занято водой, то есть вода - самый распространенный элемент на Земле.
* В мире воду используют не только для непосредственного потребления человеком (питье, приготовление пищи), но еще для множества других целей: среди отраслей экономики нашей страны первое место по потреблению воды занимает сельское хозяйство. Для получения 1 т пшеницы необходимо 1500 т воды, 1т риса — более 7000 т, 1т хлопка — около10 000 т.
Второе место отводится промышленности. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать, не используя воду из природных источников. Потребность предприятий в воде изменяется в широких пределах и зависит от вида получаемой продукции, принятой технологии, системы водоснабжения (прямоточной или водооборотной), климатических условий и т. п. Так, для получения 1 т угля затрачивается 2 т воды, стали — 15—20 т, целлюлозы — 400—500 т, синтетического волокна — 500 м3.
Третье место по водоемкости занимает коммунальное хозяйство городов. Значительный объем чистой воды затрачивается на разбавление, обеззараживание стоков и отбросов промышленности, сельского хозяйства, строительства, населенных пунктов и транспортных путей, т. е. на борьбу с загрязнением гидросферы.
* В среднем, человек тратит 250 литров воды в день. И для человека она никак незаменима. За свою жизнь он использует около 640000 литров. Именно вода заботиться о жизненных процессах, происходящих в нашем организме, производит биологические реакции, помогает желудку переваривать пищу и извлекать из нее питательные вещества.
Вода в опасности!
Всегда существовало естественное загрязнение воды - это разрушение горных пород, вулканическая активность, выделение продуктов жизнедеятельности различных организмов, которые живут в воде. Например, паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам.
Однако объём естественных загрязняющих веществ очень мал по сравнению с производимыми человеком. Но с развитием человечества возникла проблема искусственного загрязнения.
Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Безобидное, на первый взгляд, широкое применение в быту и промышленности моющих и чистящих средств, приводит к увеличению их в сточных водах. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы. А ведь достаточно добавить в 1 литр воды всего 1 миллиграмм синтетического моющего средства, и уже погибнут мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. А если добавить 5 мг, гибнет рыба. Кроме этого из водоемов они попадают в водопроводные трубы- а значит, и к нам в пищу!
Чаще всего мы не видим загрязнение воды невооруженным взглядом, так как загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, «радужные» разводы нефтепродуктов и неочищенные стоки. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ, которые, соединяясь друг с другом,дают новые химические соединения. В воде может быть обнаружено повышенное количество токсичных тяжелых металлов (таких как кадмий, ртуть, свинец, хром), пестициды и многое другое. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти, которая тонкой пленкой покрывает поверхность воды и нарушает поступление кислорода. Птицы и звери, попавшие в нефтяную пленку, гибнут, так как прекращается доступ кислорода.Также нефтепродукты вызывают различные изменения и стремительное размножение микроорганизмов, которые вызывают различные массовые заболевания.
С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.

Охрана воды
Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам.
Несколько десятилетий назад реки благодаря самоочищающей функции справлялись с очищением вод. Теперь же в наиболее обжитых районах страны в результате строительства новых городов и промышленных предприятий створы водопользования расположены столь плотно, что нередко места сброса сточных вод и водозаборы находятся практически рядом. Поэтому разработке и внедрению эффективных методов очистки и доочистки сточных вод, очистки и обезвреживания водопроводной воды уделяется все больше внимания.
Последовательная очистка сточных вод на современных предприятиях предполагает проведение первичной, механической очистки и вторичной, биологической. Обеззараживание сточных вод проводится посредством их хлорирования и озонирования.
Даже современные очистные сооружения справляются со своей задачей только на 85-90% и лишь в отдельных случаях - на 95%. Поэтому даже после очистки сточные воды необходимо разбавлять чистой водой в 6-12 раз. Только при таком условии сохраняется нормальная жизнедеятельность водных экосистем.
В защите водных ресурсов от загрязнения важное значение имеет комплекс мер, который включает в себя создание комплексных районных схем водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод. Должен быть строгий контроль за качеством воды в источниках, где происходит забор и разработка методов качественной очистки.
Необходимо подчеркнуть, что одной из основных мер борьбы с загрязнением служит прекращение рассматривать водные объекты в качестве приемников сточных вод. Одни и те же водотоки и водоемы, при возможности, не должны одновременно использоваться для водозабора и приема сточных вод.

Почему воду надо беречь
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли (жители Африки и Азии)испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
Годовой сток Российских рек — 4 тыс. км3 воды, т. е. в 10 раз больше, чем годовой ее расход. На первый взгляд воды хватит с избытком. На деле оказывается не совсем так. Три четверти речной воды стекает в море за
3 месяца весеннего половодья. Чтобы круглый год иметь в распоряжении достаточно воды, мы перегораживаем реки плотинами и запасаем воду в водохранилищах. Работа эта трудная и дорогая.
Природа несправедливо распределила пресную воду на поверхности суши. На севере, где мало солнца и почва не особенно плодородная, воды много. На юге — в украинских и приволжских степях, в пустынях Средней Азии много солнца и почва плодородная, а воды мало. Иногда там, где земля богата углем и рудой, где самое подходящее место для развития промышленности, тоже оказывается мало воды. Чтобы напоить иссушенные зноем земли и обеспечить водой промышленность, проводят каналы на десятки и сотни километров. Их сооружение обходится дороже, чем постройка плотин и водохранилищ. Во многих местах подземные воды приходится выкачивать с помощью насосных станций. Словом, вода — дорогой «материал», и, чем больше расстояние, на которое приходится ее доставлять, тем она дороже.
Мы можем прорыть каналы, создать водохранилища и использовать подземные воды. Это обеспечит орошение полей и снабжение водой городов и промышленности. Нам не грозит недостаток пресной воды, но нам угрожает нечто более страшное — недостаток чистой воды.

Загрязнение воды в наши дни стало всемирным бедствием. Вот почему воду нужно беречь!

Интересные сведения:
Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.
При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.
При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.
Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа. То есть, если объем ванны составляет 300 литров, то при принятии душа мы экономим 200 литров!
На приготовление пищи в сутки тратится 30-40 литров воды.
В выходные расход воды в доме увеличивается на 100-150 литров.

Рисунок 1.2.1.2.

– Как связана с водой их жизнь?

Выслушиваются ответы детей.

– При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – не больше 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды. Как животные и растения приспосабливаются обходиться малым количеством воды, например, в пустыне?

Выслушиваются ответы детей.

Биолог 3.

Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!

У. Итак, можно сделать вывод, что вода – это жизнь! Своими мыслями с нами поделится инженер.

Инженер. Вода – друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество. Вода – важный помощник для человека. Есть на Земле места, где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?

Д. Морская вода непригодна для питья.

У. Молодцы! Предоставим слово экономистам. У них к нам несколько вопросов.

Экономист 1. Как вы думаете, много ли весит один кубометр* воды? И сможет ли поднять такое количество воды один человек?

Выслушиваются ответы детей.

– 1 кубометр воды весит тонну (1000 кг), а поднять его могут 15–20 человек или подъемный кран.

На доску вывешивается схема 3:

Рисунок 1.2.1.3.

Экономист 2. Предлагаю вам решить экономические задачи.

Детям раздаются карточки с текстами.

Задача 1

В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?

Задача 2

При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?

Дети приводят вычисления и отвечают на вопросы задач.

Экономист 1. Нам же для жизни нужна только чистая пресная вода. А где мы ее можем встретить?

Выслушиваются ответы детей.

У. Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем историков.

Историк 1. Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним "высохла" и деревня.

Как вы понимаете слова "деревня высохла"?

Д. Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать, то есть "высохла".

Историк 2. Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

На доске:

Рисунок 1.2.1.4.

Выслушиваются ответы детей.

У. Свою точку зрения выскажут экологи.

Эколог 1. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Эколог 2. До тех пор пока в водоемы попадало не очень много вредных примесей, полного загрязнения не происходило. Почему? Потому что вода обладает удивительной способностью – самоочищаться.

Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами (так как вода – хороший растворитель) и становятся безвредными.

Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы. Вода не успевает самоочищаться.

У. Слово краеведу.

Краевед. Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла, Негромкая... Но мы ее любили – дети. Она ведь первою была Для нас и, значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь Зеленая, и хвощ болотный вылез... Как будто люди целью задались Убить ее – И своего добились.

К описанию какого водоема в нашей местности могут относиться эти строки? Докажите.

Дети вспоминают экскурсию на местный водоем: состояние пруда или реки, источники загрязнения.

– К каким последствиям все это может привести?

Выслушиваются ответы детей.

У. Подробнее о заболеваниях, вызванных загрязненной водой, мы можем узнать у врача.

Врач. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?

Выслушиваются ответы детей.

– Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные микробы. Весной и осенью хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на вкус, в это же время вода бывает мутной из-за присутствия в ней других примесей. Посмотрите, как хлор действует на различные ткани.

Демонстрируется опыт, во время которого хлором капают на различные кусочки ткани.

– Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Но внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше пить отфильтрованной или, по крайней мере, отстоявшейся и кипяченой.

У. Есть вопрос и у синоптиков.

Синоптик. Почему нельзя гулять без зонта под дождем?

Выслушиваются ответы детей.

– В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или сернистой кислоты. Все это происходит из-за загрязнения окружающей среды. Вы спросите: какая связь между промышленными предприятиями и дождем? Давайте посмотрим. Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Подует ветер и уносит облака дальше от фабрики. Затем из облаков пойдет дождь, и с его каплями на наши головы выпадают вредные вещества.

На доске:

Рисунок 1.2.1.5.

– Кислотные дожди наносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни.

В Канаде, например, из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии исчезла рыба в половине озер южной части страны.

Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (мосты, самолеты).

 


Читайте:



В былине “Добрыня Никитич и Змей Горыныч” говорится о том, как Добрыня Краткое описание былины добрыня никитич

В былине “Добрыня Никитич и Змей Горыныч” говорится о том, как Добрыня Краткое описание былины добрыня никитич

Жил-был в Киеве именитый боярин Никита с женою Мамелфой Тимофеевной, а у них был маленький сынок Добрыня. Рано осиротел Добрынюшка, потеряв доброго...

День рождения дяди Стёпы

День рождения дяди Стёпы

Кто в детстве не читал стихи про Дядю Степу? Сложно встретить человека, который не знаком с этим литературным героем, которого придумал известный...

Происхождение и развитие гипноза

Происхождение и развитие гипноза

Гипноз – это состояние, при котором на первый план выходит подсознание, транс. Точного определения понятия нет. По википедии гипноз – это состояние...

Рецепты заготовок из моркови на зиму

Рецепты заготовок из моркови на зиму

Морковь – овощ, который обладает множеством полезных свойств. Она содержит вещества, которые нормализуют пищеварение, предотвращают онкологические...

feed-image RSS