Главная - Электричество
Из приказа о задачах ввс красной армиив связи с большой аварийностью. История бывшей канской школы воздушных стрелков-радистов От редакции: судьба экипажа

«Я, Кулаков Николай Григорьевич, родился 22 мая 1922 года в деревне Веревкино Заокского района Тульской области, где у меня жили дед и бабка. …В Туле… поступил в железнодорожную школу ФЗУ, которую и закончил в марте 1939 г.. Кстати сказать, в этой школе ФЗУ ранее учился известный летчик-истребитель дважды ГСС Борис Сафонов.
После окончания ФЗУ я работал на Калужском электромеханическом заводе токарем в цехе №1. В Калуге было организовано обучение летчиков с отрывом от производства. Как и все я тоже мечтал и бредил совершить кокой нибудь подвиг. Я так же подал заявление в аэроклуб, но по каким-то причинам я отстал от своих товарищей. Вскоре аэроклубе были организованы курсы десантников-парашютистов и меня, как и многих других зачислили на них.
Начались занятия. Они включали в себя строевую подготовку, укладку парашюта, изучение винтовки и саму теорию. Весной 1941 г. на аэродроме Ромоданово мы стали прыгать с парашютом. Для выброски нас приехал специальный человек из Тулы. Между прочим, этого человека я видел летом 1946 г. в Новозыбкове. Он был в составе какой-то комиссии у нас в полку. Он узнал меня, и мы долго беседовали.
В начале июня, за две недели до войны, меня призвали в армию. Попал я в 34 окружную школу воздушных стрелков-радистов в Торжке Калининской обл. По мере приближения фронта школу эвакуировали в Орск. После окончания ее направили в 7 запасной авиаполк в г. Бузулук. В Бузулуке по экипажно мы прошли дневную подготовку, кое-кого отправили на фронт, а остальных оставили обучать по ночной программе. В их число попал и я.
Наш экипаж: летчик Кибальник Роман Афанасьевич, штурман Кравченко Владимир, стрелок-радист Кулаков Николай, стрелок Щемилин Николай после подготовки в 7 ЗАП был направлен на фронт. Помню нас было 12 экипажей.
Мы прибыли в Москву в академию имени Жуковского, где тогда находился штаб АДД, отсюда нас направили в Ярославль в штаб 36 авиадивизии. После беседы с ее командиром Дряниным, мы поехали в Рыбинск - Якушево к месту своей дальнейшей службы в 42 АП. Это было в сентябре 1942 г.
На вокзале нас ждал автобус, и первый кто встретил нас, был Михаил Алексеевич Диесперов. Дело было ночью, он усадил нас в автобус и привез прямо… в столовую, где нас ждали и где для нас был готов ужин. Должен сказать Михаил Алексеевич был чуткий, отзывчивый, прекрасной души человек. Вскоре он стал заместителем командира полка по политчасти.
В 42-ом АП мы опять стали усиленно тренироваться.
Помню первый боевой вылет на бомбардировку ж.д. узла Рославль, где было много эшелонов с вражескими войсками и техникой. При полете я увидел слева по борту пылающий город. На мой вопрос: что это такое? Штурман Кравченко ответил:
- Вязьма горит.
С Кибальником мы сделали 15 боевых вылетов. На 15 вылете после бомбардировки аэродрома Балбасово он погиб. При перелетев линии фронта, самолет загорелся, и мы все по его команде выбросились на парашютах. Это было, когда мы действовали с аэродрома Тупошное, место базирования 455 полка. У них была бетонированная полоса, а у нас в Якушево ее не было.
Помню, с Тупошного мне пришлось лететь на Данциг в экипаже лейтенанта Новожилова. Подскок у нас был в Мигалово. Это в 7 км от Калинина. Самолетов там село очень много, и командир дивизии вел беседу в окружении летного состава.
В ночь, когда погиб Кибальник у капитана Васильева погиб весь экипаж и нас, меня и штурмана Кравченко назначили в экипаж Васильева. С ним мы сделали более 80 боевых вылетов. Васильев ранее начал боевую деятельность и вот в мою бытность его стрелка-радиста он сделал 150 боевых вылетов. По его указанию я послал командиру полка Бабенко Андрею Дементьевичу радиограмму: «Сделал 150 боевых вылетов». При подачи этой радиограммы по указанию командира я ее не стал зашифровывать, а когда начальник связи сделал замечание, Васильев вмешался и сказал:
-Это сделано по моему указанию, пусть фрицы знают, что я их 150 раз бомбил.
Дома командира поздравил Бабенко. Андрей Дементьевич пригласил к себе в столовую, где мы покушали в непринужденной товарищеской обстановке.
Пришлось мне неоднократно летать с известными летчиками Баукиным, Уржунцевым, Бирюковым, Федоровым, Колягиным.
Помню, бомбили с Баукиным ж.д. мост в 20 км от Гомеля. В этот раз с нами за стрелка летел майор. После говорили, что он писатель или журналист. В 1944 г. с командиром полка Бирюковым бомбили Ригу-порт. Штурманом у нас был полковник Липовка. Это штурман корпуса.
Пришлось много активно поработать вокруг Ленинграда, в Заполярье. Целей было много. В Заполярье был такой случай. Вылетели бомбить Луостари. Командир Уржунцев, штурман Коновалов, радист я, стрелок Козлов. Когда садились в самолет я заметил - Уржунцев очень спешит. Взлетели, стали набирать высоту. Хочу сразу заметить, что средства ПВО немцев на севере действовали очень точно.. Подходим к Луостари, по нам открыли сильный зенитный огонь, и мы заметили, что Луостари закрывает облачность. Уржунцев принимает решение идти бомбить никелевые рудники Салмиярви. Подходим к ним, а Коновалов не может отыскать цель. Слышу - Уржунцев недовольно бурчит, а Коновалов говорит:
- Сейчас, сейчас, командир, давай выйдем к берегу и от фиорда пойдем на цель.
Так и сделали. Цель найдена, бомбы сброшены. В этот момент мы оказались в пучке 15 прожекторов очень мощных. Немцы открыли по нам такой сильный огонь, такого я никогда не видел. Самолет раскалывало, под ногами как будто кто-то колотил молотком, потом слышу прямое попадание, самолет сильно кренит и немцы… нас бросают, т.к. подошли другие наши самолеты. У нас оказался разбит правый мотор. По команде командира передаю радиограмму о выполнении задания, а затем радиограммы такого содержания: «Иду на высоте 2000 метров в ворота №2», «Подбит правый мотор» и «Зажгите прожектор». При подходе к аэродрому Ваенга -II я передал С.К. (связь кончаю) и настроился на телефонную связь со стартом. Слышу:
- Внимание, внимание! Посадку всем запрещаю! Уржунцев! Только вы садитесь!
Говорю командиру:
- Вы слышите?
- Да, да! - отвечает он, и дает команду штурману: - Коновалов, дай красную ракету!
Коновалов выполняет команду командира. С земли:
- Вижу, вижу! Спокойно, спокойно! Подтяни, хватит!
И мы сели. Нас оттащил трактор и тогда уже и все сели.
Вспоминаю, как нас с Васильевым атаковал МЕ-109 в районе Сещи, как мы уходили от двух МЕ-110 в районе Брянска. МЕ-109 раз 15 в нас попал.
В 1943 г. осенью ездил в Тулу, где в госпитале лежал наш раненный летчик Сидоров. Он тогда был сержант, и его сбили над станцией Оптуха. Сейчас он полковник, и по словам Плюща (нашего летчика) находится в Тикси.
12 октября мы: Диесперов, Уржунцев, Шуев и я с аэродрома Выдропужск сели в транспортный самолет и через час были в Москве. Зашли в академию Жуковского, где нас кормили и где нам дали место в гостинице в Чапаевском переулке. Вечером сходили в кинотеатр, смотрели фильм «Два бойца». Переночевали и с утра, позавтракав, пошли в Кремль к назначенному времени. В бюро пропусков у Спасской башни мы получили пропуска и по одному прошли в здание Президиума Верховного Совета. Собрались в фойе. Тут же оказалась и делегация 455 полка. Народ собрался разный: ученые, генералы, адмиралы, военнослужащие, учащиеся ремесленных училищ. Нас пригласили в зал, где мы сели в кресла. Через некоторое время вошел Председатель Верховного Совета М.И. Калинин. Мы все встали, приветствуя его. Поздоровавшись, он сказал:
- Садитесь, товарищи!
После короткого выступления, а говорил Михаил Иванович мало, началось вручение наград. Первыми вызвали нас. Вручив орден Красного знамени Диесперову, Михаил Иванович пожал руку каждому из нас и пожелал дальнейших успехов в разгроме немецко-фашистских захватчиков. Затем выступил Диесперов со словами благодарности и заверения, что личный состав полка не пожалеет ничего в выполнении заданий командования. После окончания вручения наград мы сфотографировались, и народ стал расходиться. Мы стояли недалеко от Калинина и вот я слышу, как он обратился к какому-то товарищу:
- Ну, а где полки-то? (дословно точно)
Диесперов, услышав это оказался рядом:
- Мы тут, Михаил Иванович!
- А где же второй полк? - мы ответить не могли. И, по-видимому, товарищи из 455 полка такого снимка лишились».

Здравствуйте!
Иногда возникает вопрос у ищущих, какая школа или училище летчиков, механников находилось, в таком то городе. Может кому пригодится.
Используемые термины и сокращения:
ШМАС - школа младших авиационных специалистов.
ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС.
ВАШМ - военная авиационная школа механиков.
ВШАМ - военная школа авиационных механиков.
ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников.
ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи.
ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов.
ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб.
ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов.
ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров.
ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи.
ВАШС - военно-авиационная школа связи.

Абакан (Республика Хакасия) 52–я ОШМАС, 1944
Актюбинск (Казахстан) ШМАС, 1956. В 1941 база Киевского авиационного института была эвакуирована в г. Актюбинск Казахской ССР, где была сформирована 46-ая учебно-техническая эскадрилья ГВФ, готовившая младших авиационных специалистов. В 1960 на базе Актюбинской школы авиамехаников была организовано Актюбинское авиационно-техническое училище ГВФ.
Алсуфьево (Брянская область) ШМАС 5-й тяжёлой авиационной бомбардировочной бригады, 1938
Арзамас (Горьковской, ныне Нижегородской области) ШМАС, 1943
Ардатов (Мордовской АССР) ШМАС, 1942
Армавир (Северо-Кавказский ВО), ШМАС, 1937
Астрахань ВАШМ, Астраханская военная авиационная школа механиков в 1941 года была эвакуирована в Усть-Каменогорск, 1945
Баку (п. Бина, Азербайджан) ОШМАС, 1939
Балашов (Саратовской области), ШМАС, в/ч 21369
Барановский (разъезд пригород Уссурийска?, Приморский край) ОШМАС ЗАБВО, 1939
Белая Церковь (Киевская область,Украина) 22-я дивизионная ШМАС, 1935. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов». В 1941 голу передислоцирована в Уральск (ныне Орал, западный Казахстан). С февраля 1942 - ВАШ СР (Канск).
Белгород ШМАС (ПВО) ОБАТО. Передислоцирована в ? году в Керчь, после развала СССР в 199? году переведена в Подольск
Бобруйск (Беларусь) ОШМАС, 1939
Борисов (Минской области, Беларусь) ШМАС
Борисоглебск (Воронежская область) ШМАС, 1941-1952?
Брянск ОШМАС, 1939
Быково (Московской области) ШМАС, 1944
Ванино (п. Октябрьский Хабаровского края) в/ч 03140, ШМАС расформирована в 1991 году
Васильков (Украина) Васильковская ВАШМ, в 1941 была эвакуирована и с июля 1941-го по октябрь 44-го - школа находилась в Миассе.
Винница (Украина) 50-я ШМАС в/ч 33770
Витебск (Беларусь) ОШМАС, 1939, 15-я дивизионная ШМАС, 1941
Владивосток (о.Русский), в/ч 95125, Школа связи КТОФ, 1944 - расформирована в?
Владивосток (6 км), в/ч 34278, 123-я ВШМС(а) КТОФ, расформирована в 1997 году
Владимир ШМАС, 1944-1945
Воздвиженка (Уссурийский район Приморского края) ОШМАС КТОФ, 1935
Возжаевка (Белогорский район Амурская область) ОШМАС, 1939
Вольск (Саратовской области) - Военная школа летчиков и авиатехников (1928) сформирована в Ленинграде при военно-технической школе ВВС РККА, с 1931 - 2-ая военная школа авиационных техников (2-я ВШАТ), с 1938 - Вольское военное авиационно-техническое училище (ВВАТУ), с 1941 переименована в 1-ю Вольскую военную авиационную школу авиамехаников, и в 1951 году переименована в 1-е Вольское ВАТУ.
Волчанск (Харьковской области, Украина) Волчанская военная школа авиационных механиков ВВС РККА (1940) в 1941 году была передислоцирована в г. Сталинабад (ТаджССР), ныне Душанбе
Воронеж ШМАС, 1935, ВАШ ВСР
Выборг ШМАС, в/ч 95109. ВШМС(а) ДКБФ преобразована в 148-й Учебный отряд ВМФ в 199? году
Вышний Волочек (Тверская, ранее Калининская, область) 5-я ВАШМ была организована в 1943 г. в Нижнеудинске.
Гайсин (Винницкая область, Украина) ШМАС, в/ч 33770, спецы ОБАТО
Гамбори (иногда пишут Гомбори, Грузия) 49-я ШМАС, 1943
Гатчина (Красногвардейск) ШМАС при военной школе лётчиков. Школа готовила аэрофотографов. 1937
Геленджик (Краснодарского края) ШМАС, 1941-1944
Глухов (Сумская область, Украина) ШМАС ВВС, в/ч 06737, 1989
Гомель (Беларусь) ОШМАС, 1939, 13-я дивизионная ШМАС, 1941
Гомель (Беларусь) Гомельское военное аэрофотограмметрическое училище летом 1941 года переезжает в город Давлеканово, находящийся в Башкирии. 2 августа 1941 года оно было переименовано в Давлекановскую военную авиационную аэрофотограмметрическую школу , затем снова в Гомельскую, а 15 мая 1942 года была расформирована. На базе Гомельской военной авиационной аэрофотограмметрической школы и Таганрогской авиашколы было сформировано Военное авиационное училище разведчиков (ВАУР), которое просуществовало до победы. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск.
Горелово (Ленинградская область), ОШМАС, 1939
Грозный Грозненская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941
Даугавпилс (бывший Двинск, Латвия) ШМАС, 1941, ПВО
Днепродзержинск (Украина) - ШМАС, в/ч 78436
Едрово (Валдайский район Новгородской области) ОШМАС, 1939
Ейск (Краснодарский край) ШМАС, 1942 ?
Житомир (Украина) ОШМАС, 1939
Запорожье (станция Мокрое, Украина) ШМАС ВСР, 1939. Впоследствии готовила спецов для ОБАТО
Зеленая Поляна (Дальний Восток), ШМАС, 1939
Иваново ШМАС, 1944
Ижевск ШМАС, 1943
Иркутск - 4-я Иркутская военная школа авиационных техников (ВШАТ) 1931-1938, Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ) 1939-1941, с 1941 года - Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ), с 1949 по 1975 снова ИВАТУ, и с 1975 г. - Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ)
Ишим (Тюменская область), 2-я Ленинградская ВАШАМ им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, 1941. В 1944 году школа вновь переименована во 2-ое ЛВАТУ и затем было выведено в Ригу.
Кабулети (Грузия) ШМАС, 1942
Казань (Татарстан) ШМАС ПВО, в/ч 03205
Камышин (Волгоградская область) 71-я ШМАС, в/ч 23590 готовила специалистов по обслуживанию авиационной и аэродромной техники и оборудованию, метеонаблюдателей.
Канск (Красноярский край), 118-я ШМАС, ВАШ СБ, 1940, 22-я Краснознамённая военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (22-я ВАШ ВСР), в/ч 30185 расформирована в 1997 году
Каунас (Литва) 8-я ШМАС, 1940. Есть сведения, что в 1941 году школа передислоцировалась в г. Вольск Саратовской области.
Кемерово 66-я окружная ШМАС и 16-я дивизионная школа младших авиаспециалистов, эвакуированная из Смоленска 1941
Киев (Украина) ОШМАС, 1939. Киевскую школу младших авиаспециалистов в начале ВОВ эвакуировали в город Красноярск.
Киров 75-я ШМАС (в/ч 48239) преобразована в? году в Кировское ВАТУ
Кировабад ВАШ ВСР, 1938
Кировоград (Кировоградской области, Украина), ОШМАС, 1939
Козельск (Смоленской области) 18-я дивизионная ШМАС и 19-я окружная школа воздушных стрелков-радистов, 1941
Конотоп (Сумской области, Украина) ОШМАС, 1939
Кострома ШМАС
Котовск (Одесской области, Украина) В июне 1946 года на базе расформированной 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса была сформирована 8-я школа младших авиационных специалистов. Основу школы составляли офицеры-выпускники Вольской военной школы авиационных механиков ВВС.
Красногвардейск (Крым, Украина) ОШМАС, 1939
Краснодар ВАШ СБ, 1940
Красноярск 52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов, ОШМАС, 1939, в/ч 74394 расформирована в? году
Кременчуг Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1940. В начале 1941 школу (училище) перевели сначала в Харьков, затем в Актюбинск, а потом в Чирчик Узбекской ССР
Кречевицы (ныне Новгородской области), ШМАС, 1934, C 1939 года ОШМАС.
Куйбышев 160-я ШМАС, 1938. 67-я школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943. Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия)
Курган (Курганской области), Лугинская ВАШМ, бывшая Слободская ВАШМ эвакуирована в 1941 из г.Слободской Кировской области
Курск ШМАС, 1942
Кусары (Азербайджан) 51-я ВАШМ, в/ч 54815
Кутаиси (Грузия, ЗакВО) 47-я школа воздушных стрелков-радистов (ШВСР), 1941
Лебедин (Сумской области, Украина) ШМАС, 1939
Лебяжье (Ломоносов, Ленинградская область) 61-я ВАШМ, в/ч 26260 в 1980 преобразована в ЛВАТУ?
Ленинград (ныне Санкт-Петербург, Васильевский остров) 105-я ШМАС ВВС КБФ, 1936. С 1939 года - Объединенная ШМАС ВВС КБФ
Ленинград 24 мая 1919 года в Киеве открылась Школа авиационных техников-механиков. Затем из Киева Школа была эвакуирована в Москву, а в 1921 году - в Петроград. В мае 1938 года Школа была переименована в 1-е Ленинградское авиационно-техническое училище, а в ноябре 1939 года - в Ленинградские Авиационно-Технические Курсы Усовершенствования ВВС КА, а в 1946 году - в 1-е Ленинградское высшее военное авиационное инженерное училище. В августе 1941 года курсы (1-ое ЛВВАТУ) эвакуируются из Ленинграда в Троицк.
Ленинград 2 -ое Ленинградское Военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола в 1941 году было эвакуировано в Ишим и переименовано во 2-ю Ленинградскую ВАШАМ, а в 1944 году снова во 2-ое ЛВАТУ и затем переведено в Ригу. 1919-1945
Лиепая (Либава, Латвия) 529-й УО Морской авиации ДКБФ
Ломоносов (в прошлом Ораниенбаум) 2-я ШМАС (ВСР) ДКБФ, 1940. В 1941 эвакуирована в Рузаевку Мордовской республики
Луганск (Ворошиловград, Украина) ВШАМ, 1941
Магнитогорск ШМАС, 1944
Медвежки (Ленинградской области), ШМАС?
Мелитополь (Запорожская область, Украина) ВАШ СБ, 1940
Могилев (Беларусь) 223-я ШМАС в/ч 23422 в 1991 частично передислоцирована в Россию, частично - в Щучин (Республика Белорусь)
Могилев-Подольский (Винницкая область, Украина) 21-я ВАШМ, ШМАС в/ч 47695 или в/ч 94036 14-ой ВА?
Монино (Московская область) ШМАС, 1930-1940
Москва 29 апреля 1919 года приказом Реввоенсовета на базе фотографического авиационного отряда Московского окружного съемочно–фотографического отделения и школы фотолаборантов аэрофотографического парка была создана Аэросъемочно-фотограмметрическая школа КВФ. Сначала школа располагалась в небольшом подмосковном поселке Тушино (ныне один из районов Москвы), где находился аэродром. С 1923 года школа готовит специалистов по радио: радиотехников, радиотелеграфистов и параллельно - военных аэрофотограмметристов, фотолаборантов и аэронавигаторов. С 1931 года стала Военной авиационной школой специальных служб Военно-Воздушных Сил РККА (ВАШ спецслужб ВВС РККА). С 1938 года Высшая Аэрофотограмметрическая школа Красного Воздушного Флота стала называться Московским военным авиационно-техническим училищем.
Москва (Никулино, Солнцево) 1-я Московская военная авиационная школа механиков, в/ч 03139. Для авиации войск ПВО она была основным подразделением, обучающим механиков в ранге учебного центра, так как там была ещё школа прапорщиков.
Москва Московское Краснознаменное военно-авиационное техническое училище. В декабре 1940 г. училище было преобразовано в 1-ю Московскую Краснознаменную военно-авиационную школу связи. Курсанты этого набора были выпущены в мае 1941 г. радиомеханиками с воинским званием "сержант технической службы". В мае 1942 года школа была эвакуирована в г.Сызрань. В 1944 году школа была переименована в Московское краснознаменное ордена Ленина военно-авиационное училище связи. В 1954–1957 годах - Первое Московское ордена Ленина Краснознаменное военно-авиационное техническое училище связи им. Дзержинского.
Морозовск (Ростовской области) ШМАС
Нежин (Черниговская область, Украина) ШМАС готовила ВСР, после 1945
Нижнеудинск (Иркутская область) 5-я ШМАС, в/ч 74326. 5-я ШМАС была организована в 1943 г. в Нижнеудинске. В марте 1967 г. школу начали перебазировать в Вышний Волочек.
Николаев (Украина) ШМАС ЧФ, в/ч 90446
Новгород ШМАС, 1940
Новоград-Волынский (Житомирской области, Украина) 64-я ВАШМ, в/ч 87358
Новоселицы (Новгородская область) ШМАС, в/ч 22558
Новосибирск (Толмачево) ШМАС, 1941-1943
Новочеркасск ШМАС, 1937
Овруч (Житомирская область, Украина) ОШМАС, 1939
Олсуфьево (ст. Олсуфьево, Орловская область) Олсуфьевская военная авиашкола стрелков-бомбардиров, ВАШ СБ, 1940
Омск ОШМАС, 1939. Есть данные о 52-й ШМАС при Омской военной авиационной школе лётчиков.
Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. 35-я ШМАС, 1941. В/Ч 15542(б).
Орск (Чкаловской, ныне Оренбургской обл) Южно-Уральский ВО, 11-я ШМАС, 1943
Орша (Витебская обл) ОШМАС, 1939. 12-я и 17-я дивизионные ШМАС, 1941
Остров (Псковской области) Школа мотористов при 10-й авиационной бригаде 1926, 32-я ШМАС, 1944.
Паплака (Лиепайский район, Латвия) ШМАС в/ч 59251 расформирована в 1991 году.
Павлоград (Днепропетровская область, Украина) Павлоградская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941
Пенза (1944). В 1946 68-я ШМАС была преобразована в военную школу авиационных механиков (ВШАМ), а в апреле 1947 переведена в Ульяновск, потом в Полесск (1950), потом в Калининград (1957) и в 1966 преобразована в Калининградское ВАТУ!
Переславль-Залесский (Ярославская область) Окружная школа младших авиаспециалистов Московского военного округа (ОШМАС), 1939. 32-я дивизионная ШМАС, 1941.
Пермь (Молотовская, ныне Пермская область) Военно-Морское авиационно-техническое училище им. Молотова в 1941 году было переименовано в Молотовскую ВАШМ, 1934-1945. В 1945 году ВАШМ расформировали, а на базе школы авиамехаников, передислоцированной из Троицка, создано Пермское военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола.
Петергоф ШМАС ДКБФ, 1939 ?
Подольск (Московская область) ШМАС, ?
Поляна? (возможно это уже упомянутая Зеленая Поляна?), ОШМАС ЗАБВО, 1939
Прохладное (Надеждинский район Приморского края) АТБ КТОФ, в/ч 95157
Пушкин (бывшее Царское Село) ОШМАС, 1940, в/ч 21906 расформирована в 1992 году
Резекне (Латвия) ШМАС, 1944-1970
Ржев ШМАС, 1935
Рузаевка (Рузаевского района Мордовии, 25 км от Саранска), ШМАС ВСР, 1941
Рыльск (Курской области) ШМАС, 1937-1960. На основе расформированной ШМАС в 1960 г. было основано Рыльское авиационное училище специальных служб Гражданского Воздушного флота (РАУСС ГВФ).
Рязань ШМАС, 1941
Савватиево (Соловецкие острова, Архангельская область) ШМАС Северного Флота, 1941-1958
Самарканд (Узбекистан) ШМАС, в/ч 21816
Свободный (Амурская область) ШМАС, 1942-1973
Севастополь (Украина) ШМАС ЧФ, 1929
Селищи (Ленинградской области), Селищенская ВАШАМ, 1940, в 1941году эвакуирована в Петропавловск (Казахстан) и в 1944 была выведена в?
Семипалатинск 229-я ВАШМ, в/ч 21921, 1942. Есть сведения о передислокации школы в Энгельс, затем в Вайнёде (1988), позже в Энгельс (1992), впоследствии в Камышин. В школе готовили специалистов наземных служб для ДА, по некоторым специальностям - для ВВС и по разнарядке генштаба.
Серпухов (Московской области) Серпуховская военная авиационная школа механиков берет свое начало от Московского технического училища Гражданского воздушного флота, находившегося в 1940 году в Тушино (Московской области, ныне район Москвы), которое в феврале 1941 было преобразовано в ВАШМ и потом передислоцирована в Серпухов. В 1942 году школу эвакуировали из Серпухова в Кзыл-Орду (Казахстан), а в 1949 расформировали.
Серпухов (Московской области) Серпуховская объединенная ВАШ пилотов и авиамехаников в 194(?) году эвакуировали под Фергану (Узбекистан), 1957.
Сеща (Дубровский район Брянская область) ШМАС в/ч 2625 (п/я 2590») при 9-й тяжёлой бомбардировочной авиационной бригаде, 1935, Сещинская ОШМАС, 1939
Симферополь ШМАС ЧФ, 1939?
Славгород ШМАС, 1941
Смоленск ОШМАС, 1930. 14-я и 16-я дивизионные ШМАС, 1941
Смоляниново ШМАС, 1943
Сокаль (Львовской области, Украина) ШМАС
Солянка (Красноярской ж/д) 16-я окружная ШМАС, 1942?
Спасск (Спасский район Пензенской области) 58-я ОШМАС?, 1939
Спасск-Дальний ОШМАС, 1939, 15-я ВАШМ, 1959, в/ч 62546
Старая Русса (Новгородской области), ОШМАС, 1938
Сухуми (Новый Афон, Абхазия) - ШМАС ЧФ, 1943-1954
Сысоевка (Яковлевский район, Приморский край) ОШМАС ЗАБВО, 1939
Таллин (Эстония) ШМАС ДКБФ, метео для морской авиации
Таганрог (ст. Марцево) Таганрогская военно-авиационная школа, 1940. В 1941 эвакуирована в Омск.
Тамбов (ст. Пушкари) ШМАС, 1941, 1982
Тарту (Эстония) 10-я ШМАС, 1941
Ташкент (Узбекистан) ОШМАС, 1939. ВАШ СБ (г.Чирчик), 1941, ШМАС, в/ч 22002, 1973
Троицк (Челябинской области) 1-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище в 1941 году было эвакуировано Троицк, а в 1943 году часть его переобразовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников, В сентябре 1945 года школа была переведена в Пермь. Решением командования ВВС её передислоцировали на базу расформированной Молотовской военной школы авиамехаников, а на оставшейся базе в 1947 году создано Троицкое АТУ ГФР.
Тушино (Московской области, ныне район Москвы) В 1940 году в г. Тушино была создана 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. В октябре 41-ого школу эвакуировали в Оренбургскую область, а по возвращении в 1943 ее обустроили в Серпухове. В декабре 1948 года школа реорганизуется в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС (СВАТУСС), которое готовило техников-механиков для подразделений ВВС, принимавших участие в испытаниях первых советских ракет.
Усть-Абакан (Республика Хакасия) ШМАС, 1945
Уфа 20-я ШМАС в 1984 году преобразовано в Уфимское ВВАУЛ
Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия) ШМАС, 1942-1972
Хабаровск ШМАС, 1939
Харьков (Украина) Харьковское училище летчиков и летчиков-наблюдателей (ХВАУ г.Харьков-Рогань) в 1941 переименовали в авиационную школу стрелков-бомбардиров (ХВАШСБ) и эвакуировали в Красноярск
Херсон (Украина) 3-я ШМАС, 1941
Хороль (Приморский Край), Хорольская ОШМАС, 1939
Чарджоу (Туркменистан) 27-я ШМАС в/ч 13729
Чебоксары ШМАС, ?
Челябинск ВАШМ (ВАШ СБ), 1938. 15 апреля 1944 года школа была переименована в Челябинское ВАТУ ДА. ВАШМ (в/ч 78424) при училище в октябре 1956 года переброшена в город Веспрем (Венгрия, ЮГВ), а в декабре того же года выведена в Одессу.
Чердаклы (под Ульяновском) 65-я Окружная ШМАС, 1942
Черняховск (Калининградской области) 33-я ШМАС, в/ч 32940
Чернышевка (Анучинский район, Приморский край) ОШМАС, 1939
Чита ОШМАС, 1938
Чугуев (Харьковской области, Украина), ШМАС при Чугуевском летном училище, 1940
Шадринск (Курганской области) ВШАМ, 1943
Энгельск ? ШМАС ПРИВО, 1939
Янов (Киевской области) Яновская военная школа авиационных механиков (1940). 6 июля 1941 года перебазирована в г.Котельнич Кировской области. В октябре 1944 года Яновская школа была перебазирована к городу Киев.
Ярославль Ярославская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров сформирована в 1940 году, ЯВАШСБ. В мае 1941 года школу перевели на станцию Чердаклы Ульяновской области.
С форума, там же и полный подробный список:

ПРИКАЗ О ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ В 1940 ГОДУ

1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.

2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:

Архангельск - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Кировабад - на 2 эскадрильи бомбардировщиков, Слоним - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Стрый - на 1 эскадрилью истребителей, Львов - на 1 эскадрилью истребителей, Тбилиси - на 1 эскадрилью истребителей, Серпухов - на 1 эскадрилью истребителей.

3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:

БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,

КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,

ХВО: Волчанок,

СКВО: Нахичевань,

ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,

МВО: Сасово,

УрВО: Свердловск.

4. В ЗабВО, 1 ОКА и 20КА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.

5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.

6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.

7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.

8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.

9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г.

10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:

Школы летчиков - 12 месяцев. Школы летнабов и авиатехников - 12 месяцев. Школы авиамехаников - 8 месяцев. Школа стрелков-радистов - 5 месяцев.

11. Перевести на двухгодичный срок обучения: а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации; б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.

12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.

13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов


Ф. 4, оп. 11, д. 86, л. 198 - 199. Подлинник.

В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.

Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».

С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.

С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.

С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.

С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».

С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.

С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.

С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.

В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.

В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.

В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок -старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.

Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.

С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-

штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.

В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.

Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.

В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.

В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).

Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.

Командование школы;

с 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;

с 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;

с 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;

с 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;

с 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;

с 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;

с 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;

с 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;

с 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;

с 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;

с 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;

с 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.

 


Читайте:



В былине “Добрыня Никитич и Змей Горыныч” говорится о том, как Добрыня Краткое описание былины добрыня никитич

В былине “Добрыня Никитич и Змей Горыныч” говорится о том, как Добрыня Краткое описание былины добрыня никитич

Жил-был в Киеве именитый боярин Никита с женою Мамелфой Тимофеевной, а у них был маленький сынок Добрыня. Рано осиротел Добрынюшка, потеряв доброго...

День рождения дяди Стёпы

День рождения дяди Стёпы

Кто в детстве не читал стихи про Дядю Степу? Сложно встретить человека, который не знаком с этим литературным героем, которого придумал известный...

Происхождение и развитие гипноза

Происхождение и развитие гипноза

Гипноз – это состояние, при котором на первый план выходит подсознание, транс. Точного определения понятия нет. По википедии гипноз – это состояние...

Рецепты заготовок из моркови на зиму

Рецепты заготовок из моркови на зиму

Морковь – овощ, который обладает множеством полезных свойств. Она содержит вещества, которые нормализуют пищеварение, предотвращают онкологические...

feed-image RSS