«Я, Кулаков Николай Григорьевич, родился 22 мая 1922 года в деревне Веревкино Заокского района Тульской области, где у меня жили дед и бабка. …В Туле… поступил в железнодорожную школу ФЗУ, которую и закончил в марте 1939 г.. Кстати сказать, в этой школе ФЗУ ранее учился известный летчик-истребитель дважды ГСС Борис Сафонов.
После окончания ФЗУ я работал на Калужском электромеханическом заводе токарем в цехе №1. В Калуге было организовано обучение летчиков с отрывом от производства. Как и все я тоже мечтал и бредил совершить кокой нибудь подвиг. Я так же подал заявление в аэроклуб, но по каким-то причинам я отстал от своих товарищей. Вскоре аэроклубе были организованы курсы десантников-парашютистов и меня, как и многих других зачислили на них.
Начались занятия. Они включали в себя строевую подготовку, укладку парашюта, изучение винтовки и саму теорию. Весной 1941 г. на аэродроме Ромоданово мы стали прыгать с парашютом. Для выброски нас приехал специальный человек из Тулы. Между прочим, этого человека я видел летом 1946 г. в Новозыбкове. Он был в составе какой-то комиссии у нас в полку. Он узнал меня, и мы долго беседовали.
В начале июня, за две недели до войны, меня призвали в армию. Попал я в 34 окружную школу воздушных стрелков-радистов в Торжке Калининской обл. По мере приближения фронта школу эвакуировали в Орск. После окончания ее направили в 7 запасной авиаполк в г. Бузулук. В Бузулуке по экипажно мы прошли дневную подготовку, кое-кого отправили на фронт, а остальных оставили обучать по ночной программе. В их число попал и я.
Наш экипаж: летчик Кибальник Роман Афанасьевич, штурман Кравченко Владимир, стрелок-радист Кулаков Николай, стрелок Щемилин Николай после подготовки в 7 ЗАП был направлен на фронт. Помню нас было 12 экипажей.
Мы прибыли в Москву в академию имени Жуковского, где тогда находился штаб АДД, отсюда нас направили в Ярославль в штаб 36 авиадивизии. После беседы с ее командиром Дряниным, мы поехали в Рыбинск - Якушево к месту своей дальнейшей службы в 42 АП. Это было в сентябре 1942 г.
На вокзале нас ждал автобус, и первый кто встретил нас, был Михаил Алексеевич Диесперов. Дело было ночью, он усадил нас в автобус и привез прямо… в столовую, где нас ждали и где для нас был готов ужин. Должен сказать Михаил Алексеевич был чуткий, отзывчивый, прекрасной души человек. Вскоре он стал заместителем командира полка по политчасти.
В 42-ом АП мы опять стали усиленно тренироваться.
Помню первый боевой вылет на бомбардировку ж.д. узла Рославль, где было много эшелонов с вражескими войсками и техникой. При полете я увидел слева по борту пылающий город. На мой вопрос: что это такое? Штурман Кравченко ответил:
- Вязьма горит.
С Кибальником мы сделали 15 боевых вылетов. На 15 вылете после бомбардировки аэродрома Балбасово он погиб. При перелетев линии фронта, самолет загорелся, и мы все по его команде выбросились на парашютах. Это было, когда мы действовали с аэродрома Тупошное, место базирования 455 полка. У них была бетонированная полоса, а у нас в Якушево ее не было.
Помню, с Тупошного мне пришлось лететь на Данциг в экипаже лейтенанта Новожилова. Подскок у нас был в Мигалово. Это в 7 км от Калинина. Самолетов там село очень много, и командир дивизии вел беседу в окружении летного состава.
В ночь, когда погиб Кибальник у капитана Васильева погиб весь экипаж и нас, меня и штурмана Кравченко назначили в экипаж Васильева. С ним мы сделали более 80 боевых вылетов. Васильев ранее начал боевую деятельность и вот в мою бытность его стрелка-радиста он сделал 150 боевых вылетов. По его указанию я послал командиру полка Бабенко Андрею Дементьевичу радиограмму: «Сделал 150 боевых вылетов». При подачи этой радиограммы по указанию командира я ее не стал зашифровывать, а когда начальник связи сделал замечание, Васильев вмешался и сказал:
-Это сделано по моему указанию, пусть фрицы знают, что я их 150 раз бомбил.
Дома командира поздравил Бабенко. Андрей Дементьевич пригласил к себе в столовую, где мы покушали в непринужденной товарищеской обстановке.
Пришлось мне неоднократно летать с известными летчиками Баукиным, Уржунцевым, Бирюковым, Федоровым, Колягиным.
Помню, бомбили с Баукиным ж.д. мост в 20 км от Гомеля. В этот раз с нами за стрелка летел майор. После говорили, что он писатель или журналист. В 1944 г. с командиром полка Бирюковым бомбили Ригу-порт. Штурманом у нас был полковник Липовка. Это штурман корпуса.
Пришлось много активно поработать вокруг Ленинграда, в Заполярье. Целей было много. В Заполярье был такой случай. Вылетели бомбить Луостари. Командир Уржунцев, штурман Коновалов, радист я, стрелок Козлов. Когда садились в самолет я заметил - Уржунцев очень спешит. Взлетели, стали набирать высоту. Хочу сразу заметить, что средства ПВО немцев на севере действовали очень точно.. Подходим к Луостари, по нам открыли сильный зенитный огонь, и мы заметили, что Луостари закрывает облачность. Уржунцев принимает решение идти бомбить никелевые рудники Салмиярви. Подходим к ним, а Коновалов не может отыскать цель. Слышу - Уржунцев недовольно бурчит, а Коновалов говорит:
- Сейчас, сейчас, командир, давай выйдем к берегу и от фиорда пойдем на цель.
Так и сделали. Цель найдена, бомбы сброшены. В этот момент мы оказались в пучке 15 прожекторов очень мощных. Немцы открыли по нам такой сильный огонь, такого я никогда не видел. Самолет раскалывало, под ногами как будто кто-то колотил молотком, потом слышу прямое попадание, самолет сильно кренит и немцы… нас бросают, т.к. подошли другие наши самолеты. У нас оказался разбит правый мотор. По команде командира передаю радиограмму о выполнении задания, а затем радиограммы такого содержания: «Иду на высоте 2000 метров в ворота №2», «Подбит правый мотор» и «Зажгите прожектор». При подходе к аэродрому Ваенга -II я передал С.К. (связь кончаю) и настроился на телефонную связь со стартом. Слышу:
- Внимание, внимание! Посадку всем запрещаю! Уржунцев! Только вы садитесь!
Говорю командиру:
- Вы слышите?
- Да, да! - отвечает он, и дает команду штурману: - Коновалов, дай красную ракету!
Коновалов выполняет команду командира. С земли:
- Вижу, вижу! Спокойно, спокойно! Подтяни, хватит!
И мы сели. Нас оттащил трактор и тогда уже и все сели.
Вспоминаю, как нас с Васильевым атаковал МЕ-109 в районе Сещи, как мы уходили от двух МЕ-110 в районе Брянска. МЕ-109 раз 15 в нас попал.
В 1943 г. осенью ездил в Тулу, где в госпитале лежал наш раненный летчик Сидоров. Он тогда был сержант, и его сбили над станцией Оптуха. Сейчас он полковник, и по словам Плюща (нашего летчика) находится в Тикси.
12 октября мы: Диесперов, Уржунцев, Шуев и я с аэродрома Выдропужск сели в транспортный самолет и через час были в Москве. Зашли в академию Жуковского, где нас кормили и где нам дали место в гостинице в Чапаевском переулке. Вечером сходили в кинотеатр, смотрели фильм «Два бойца». Переночевали и с утра, позавтракав, пошли в Кремль к назначенному времени. В бюро пропусков у Спасской башни мы получили пропуска и по одному прошли в здание Президиума Верховного Совета. Собрались в фойе. Тут же оказалась и делегация 455 полка. Народ собрался разный: ученые, генералы, адмиралы, военнослужащие, учащиеся ремесленных училищ. Нас пригласили в зал, где мы сели в кресла. Через некоторое время вошел Председатель Верховного Совета М.И. Калинин. Мы все встали, приветствуя его. Поздоровавшись, он сказал:
- Садитесь, товарищи!
После короткого выступления, а говорил Михаил Иванович мало, началось вручение наград. Первыми вызвали нас. Вручив орден Красного знамени Диесперову, Михаил Иванович пожал руку каждому из нас и пожелал дальнейших успехов в разгроме немецко-фашистских захватчиков. Затем выступил Диесперов со словами благодарности и заверения, что личный состав полка не пожалеет ничего в выполнении заданий командования. После окончания вручения наград мы сфотографировались, и народ стал расходиться. Мы стояли недалеко от Калинина и вот я слышу, как он обратился к какому-то товарищу:
- Ну, а где полки-то? (дословно точно)
Диесперов, услышав это оказался рядом:
- Мы тут, Михаил Иванович!
- А где же второй полк? - мы ответить не могли. И, по-видимому, товарищи из 455 полка такого снимка лишились».
Здравствуйте! Иногда возникает вопрос у ищущих, какая школа или училище летчиков, механников
находилось, в таком то городе. Может кому пригодится. Используемые термины и сокращения: ШМАС
- школа младших авиационных специалистов. ОШМАС
- отдельная, окружная или объединенная ШМАС. ВАШМ
- военная авиационная школа механиков. ВШАМ
- военная школа авиационных механиков. ВАШАМ
- военно-авиационная школа авиамехаников. ШМСС
- школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи. ВШМС
- военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов. ВАШМСС
- военно-авиационная школа механиков спецслужб. ВАШ ВСР
- военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов. ВАШ СБ
- военная авиационная школа стрелков-бомбардиров. ШМАСС
- школа младших авиационных специалистов связи. ВАШС
- военно-авиационная школа связи. Абакан
(Республика Хакасия) 52–я ОШМАС, 1944 Актюбинск
(Казахстан) ШМАС, 1956. В 1941 база Киевского авиационного института
была эвакуирована в г. Актюбинск Казахской ССР, где была сформирована 46-ая учебно-техническая эскадрилья ГВФ, готовившая младших авиационных специалистов. В 1960 на базе Актюбинской школы авиамехаников была организовано Актюбинское авиационно-техническое училище ГВФ. Алсуфьево
(Брянская область) ШМАС 5-й тяжёлой авиационной бомбардировочной бригады, 1938 Арзамас
(Горьковской, ныне Нижегородской области) ШМАС, 1943 Ардатов
(Мордовской АССР) ШМАС, 1942 Армавир
(Северо-Кавказский ВО), ШМАС, 1937 Астрахань
ВАШМ, Астраханская военная авиационная школа механиков в 1941 года была эвакуирована в Усть-Каменогорск, 1945 Баку
(п. Бина, Азербайджан) ОШМАС, 1939 Балашов
(Саратовской области), ШМАС, в/ч 21369 Барановский
(разъезд пригород Уссурийска?, Приморский край) ОШМАС ЗАБВО, 1939 Белая Церковь
(Киевская область,Украина) 22-я дивизионная ШМАС, 1935. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов». В 1941 голу передислоцирована в Уральск (ныне Орал, западный Казахстан). С февраля 1942 - ВАШ СР (Канск). Белгород
ШМАС (ПВО) ОБАТО. Передислоцирована в ? году в Керчь, после развала СССР в 199? году переведена в Подольск Бобруйск
(Беларусь) ОШМАС, 1939 Борисов
(Минской области, Беларусь) ШМАС Борисоглебск
(Воронежская область) ШМАС, 1941-1952? Брянск
ОШМАС, 1939 Быково
(Московской области) ШМАС, 1944 Ванино
(п. Октябрьский Хабаровского края) в/ч 03140, ШМАС расформирована в 1991 году Васильков
(Украина) Васильковская ВАШМ, в 1941 была эвакуирована и с июля 1941-го по октябрь 44-го - школа находилась в Миассе. Винница
(Украина) 50-я ШМАС в/ч 33770 Витебск
(Беларусь) ОШМАС, 1939, 15-я дивизионная ШМАС, 1941 Владивосток
(о.Русский), в/ч 95125, Школа связи КТОФ, 1944 - расформирована в? Владивосток
(6 км), в/ч 34278, 123-я ВШМС(а) КТОФ, расформирована в 1997 году Владимир
ШМАС, 1944-1945 Воздвиженка
(Уссурийский район Приморского края) ОШМАС КТОФ, 1935 Возжаевка
(Белогорский район Амурская область) ОШМАС, 1939 Вольск
(Саратовской области) - Военная школа летчиков и авиатехников (1928) сформирована в Ленинграде при военно-технической школе ВВС РККА, с 1931 - 2-ая военная школа авиационных техников (2-я ВШАТ), с 1938 - Вольское военное авиационно-техническое училище (ВВАТУ), с 1941 переименована в 1-ю Вольскую военную авиационную школу авиамехаников, и в 1951 году переименована в 1-е Вольское ВАТУ. Волчанск
(Харьковской области, Украина) Волчанская военная школа авиационных механиков ВВС РККА (1940) в 1941 году была передислоцирована в г. Сталинабад (ТаджССР), ныне Душанбе Воронеж
ШМАС, 1935, ВАШ ВСР Выборг
ШМАС, в/ч 95109. ВШМС(а) ДКБФ преобразована в 148-й Учебный отряд ВМФ в 199? году Вышний Волочек
(Тверская, ранее Калининская, область) 5-я ВАШМ была организована в 1943 г. в Нижнеудинске. Гайсин
(Винницкая область, Украина) ШМАС, в/ч 33770, спецы ОБАТО Гамбори
(иногда пишут Гомбори, Грузия) 49-я ШМАС, 1943 Гатчина
(Красногвардейск) ШМАС при военной школе лётчиков. Школа готовила аэрофотографов. 1937 Геленджик
(Краснодарского края) ШМАС, 1941-1944 Глухов
(Сумская область, Украина) ШМАС ВВС, в/ч 06737, 1989 Гомель
(Беларусь) ОШМАС, 1939, 13-я дивизионная ШМАС, 1941 Гомель
(Беларусь) Гомельское военное аэрофотограмметрическое училище летом 1941 года переезжает в город Давлеканово, находящийся в Башкирии. 2 августа 1941 года оно было переименовано в Давлекановскую военную авиационную аэрофотограмметрическую школу
, затем снова в Гомельскую, а 15 мая 1942 года была расформирована. На базе Гомельской военной авиационной аэрофотограмметрической школы и Таганрогской авиашколы было сформировано Военное авиационное училище разведчиков (ВАУР), которое просуществовало до победы. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск. Горелово
(Ленинградская область), ОШМАС, 1939 Грозный
Грозненская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941 Даугавпилс (бывший Двинск, Латвия)
ШМАС, 1941, ПВО Днепродзержинск
(Украина) - ШМАС, в/ч 78436 Едрово
(Валдайский район Новгородской области) ОШМАС, 1939 Ейск
(Краснодарский край) ШМАС, 1942 ? Житомир
(Украина) ОШМАС, 1939 Запорожье
(станция Мокрое, Украина) ШМАС ВСР, 1939. Впоследствии готовила спецов для ОБАТО Зеленая Поляна
(Дальний Восток), ШМАС, 1939 Иваново
ШМАС, 1944 Ижевск
ШМАС, 1943 Иркутск
- 4-я Иркутская военная школа авиационных техников (ВШАТ) 1931-1938, Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ) 1939-1941, с 1941 года - Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ), с 1949 по 1975 снова ИВАТУ, и с 1975 г. - Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) Ишим
(Тюменская область), 2-я Ленинградская ВАШАМ им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, 1941. В 1944 году школа вновь переименована во 2-ое ЛВАТУ и затем было выведено в Ригу. Кабулети
(Грузия) ШМАС, 1942 Казань
(Татарстан) ШМАС ПВО, в/ч 03205 Камышин
(Волгоградская область) 71-я ШМАС, в/ч 23590 готовила специалистов по обслуживанию авиационной и аэродромной техники и оборудованию, метеонаблюдателей. Канск
(Красноярский край), 118-я ШМАС, ВАШ СБ, 1940, 22-я Краснознамённая военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (22-я ВАШ ВСР), в/ч 30185 расформирована в 1997 году Каунас
(Литва) 8-я ШМАС, 1940. Есть сведения, что в 1941 году школа передислоцировалась в г. Вольск Саратовской области. Кемерово
66-я окружная ШМАС и 16-я дивизионная школа младших авиаспециалистов, эвакуированная из Смоленска
1941 Киев
(Украина) ОШМАС, 1939. Киевскую школу младших авиаспециалистов в начале ВОВ эвакуировали в город Красноярск. Киров
75-я ШМАС (в/ч 48239) преобразована в? году в Кировское ВАТУ Кировабад
ВАШ ВСР, 1938 Кировоград
(Кировоградской области, Украина), ОШМАС, 1939 Козельск
(Смоленской области) 18-я дивизионная ШМАС и 19-я окружная школа воздушных стрелков-радистов, 1941 Конотоп
(Сумской области, Украина) ОШМАС, 1939 Кострома
ШМАС Котовск
(Одесской области, Украина) В июне 1946 года на базе расформированной 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса была сформирована 8-я школа младших авиационных специалистов. Основу школы составляли офицеры-выпускники Вольской военной школы авиационных механиков ВВС. Красногвардейск
(Крым, Украина) ОШМАС, 1939 Краснодар
ВАШ СБ, 1940 Красноярск
52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов, ОШМАС, 1939, в/ч 74394 расформирована в? году Кременчуг
Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1940. В начале 1941 школу (училище) перевели сначала в Харьков, затем в Актюбинск, а потом в Чирчик Узбекской ССР Кречевицы
(ныне Новгородской области), ШМАС, 1934, C 1939 года ОШМАС. Куйбышев
160-я ШМАС, 1938. 67-я школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943. Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия) Курган
(Курганской области), Лугинская ВАШМ, бывшая Слободская ВАШМ
эвакуирована в 1941 из г.Слободской Кировской области Курск
ШМАС, 1942 Кусары
(Азербайджан) 51-я ВАШМ, в/ч 54815 Кутаиси
(Грузия, ЗакВО) 47-я школа воздушных стрелков-радистов (ШВСР), 1941 Лебедин
(Сумской области, Украина) ШМАС, 1939 Лебяжье
(Ломоносов, Ленинградская область) 61-я ВАШМ, в/ч 26260 в 1980 преобразована в ЛВАТУ? Ленинград
(ныне Санкт-Петербург, Васильевский остров) 105-я ШМАС ВВС КБФ, 1936. С 1939 года - Объединенная ШМАС ВВС КБФ Ленинград
24 мая 1919 года в Киеве открылась Школа авиационных техников-механиков. Затем из Киева Школа была эвакуирована в Москву, а в 1921 году - в Петроград. В мае 1938 года Школа была переименована в 1-е Ленинградское авиационно-техническое училище, а в ноябре 1939 года - в Ленинградские Авиационно-Технические Курсы Усовершенствования ВВС КА, а в 1946 году - в 1-е Ленинградское высшее военное авиационное инженерное училище. В августе 1941 года курсы (1-ое ЛВВАТУ) эвакуируются из Ленинграда в Троицк. Ленинград 2
-ое Ленинградское Военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола в 1941 году было эвакуировано в Ишим и переименовано во 2-ю Ленинградскую ВАШАМ, а в 1944 году снова во 2-ое ЛВАТУ и затем переведено в Ригу. 1919-1945 Лиепая (Либава, Латвия)
529-й УО Морской авиации ДКБФ Ломоносов (в прошлом Ораниенбаум)
2-я ШМАС (ВСР) ДКБФ, 1940. В 1941 эвакуирована в Рузаевку Мордовской республики
Луганск
(Ворошиловград, Украина) ВШАМ, 1941 Магнитогорск
ШМАС, 1944 Медвежки
(Ленинградской области), ШМАС? Мелитополь
(Запорожская область, Украина) ВАШ СБ, 1940 Могилев
(Беларусь) 223-я ШМАС в/ч 23422 в 1991 частично передислоцирована в Россию, частично - в Щучин (Республика Белорусь) Могилев-Подольский
(Винницкая область, Украина) 21-я ВАШМ, ШМАС в/ч 47695 или в/ч 94036 14-ой ВА? Монино
(Московская область) ШМАС, 1930-1940 Москва 29 апреля 1919 года приказом Реввоенсовета на базе фотографического авиационного отряда Московского окружного съемочно–фотографического отделения и школы фотолаборантов аэрофотографического парка была создана Аэросъемочно-фотограмметрическая школа КВФ. Сначала школа располагалась в небольшом подмосковном поселке Тушино (ныне один из районов Москвы), где находился аэродром. С 1923 года школа готовит специалистов по радио: радиотехников, радиотелеграфистов и параллельно - военных аэрофотограмметристов, фотолаборантов и аэронавигаторов. С 1931 года стала Военной авиационной школой специальных служб Военно-Воздушных Сил РККА (ВАШ спецслужб ВВС РККА). С 1938 года Высшая Аэрофотограмметрическая школа Красного Воздушного Флота стала называться Московским военным авиационно-техническим училищем. Москва (Никулино, Солнцево)
1-я Московская военная авиационная школа механиков, в/ч 03139. Для авиации войск ПВО она была основным подразделением, обучающим механиков в ранге учебного центра, так как там была ещё школа прапорщиков. Москва
Московское Краснознаменное военно-авиационное техническое училище. В декабре 1940 г. училище было преобразовано в 1-ю Московскую Краснознаменную военно-авиационную школу связи. Курсанты этого набора были выпущены в мае 1941 г. радиомеханиками с воинским званием "сержант технической службы". В мае 1942 года школа была эвакуирована в г.Сызрань.
В 1944 году школа была переименована в Московское краснознаменное ордена Ленина военно-авиационное училище связи. В 1954–1957 годах - Первое Московское ордена Ленина Краснознаменное военно-авиационное техническое училище связи им. Дзержинского. Морозовск
(Ростовской области) ШМАС Нежин
(Черниговская область, Украина) ШМАС готовила ВСР, после 1945 Нижнеудинск
(Иркутская область) 5-я ШМАС, в/ч 74326. 5-я ШМАС была организована в 1943 г. в Нижнеудинске. В марте 1967 г. школу начали перебазировать в Вышний Волочек. Николаев
(Украина) ШМАС ЧФ, в/ч 90446 Новгород
ШМАС, 1940 Новоград-Волынский
(Житомирской области, Украина) 64-я ВАШМ, в/ч 87358 Новоселицы
(Новгородская область) ШМАС, в/ч 22558 Новосибирск (Толмачево)
ШМАС, 1941-1943 Новочеркасск
ШМАС, 1937 Овруч
(Житомирская область, Украина) ОШМАС, 1939 Олсуфьево
(ст. Олсуфьево, Орловская область) Олсуфьевская военная авиашкола стрелков-бомбардиров, ВАШ СБ, 1940 Омск
ОШМАС, 1939. Есть данные о 52-й ШМАС при Омской военной авиационной школе лётчиков. Оренбург
2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. 35-я ШМАС, 1941. В/Ч 15542(б). Орск
(Чкаловской, ныне Оренбургской обл) Южно-Уральский ВО, 11-я ШМАС, 1943 Орша
(Витебская обл) ОШМАС, 1939. 12-я и 17-я дивизионные ШМАС, 1941 Остров (Псковской области)
Школа мотористов при 10-й авиационной бригаде 1926, 32-я ШМАС, 1944. Паплака
(Лиепайский район, Латвия) ШМАС в/ч 59251 расформирована в 1991 году. Павлоград
(Днепропетровская область, Украина) Павлоградская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941 Пенза
(1944). В 1946 68-я ШМАС была преобразована в военную школу авиационных механиков (ВШАМ), а в апреле 1947 переведена в Ульяновск, потом в Полесск (1950), потом в Калининград (1957) и в 1966 преобразована в Калининградское ВАТУ! Переславль-Залесский (Ярославская область)
Окружная школа младших авиаспециалистов Московского военного округа (ОШМАС), 1939. 32-я дивизионная ШМАС, 1941. Пермь
(Молотовская, ныне Пермская область) Военно-Морское авиационно-техническое училище
им. Молотова в 1941 году было переименовано в Молотовскую ВАШМ, 1934-1945. В 1945 году ВАШМ расформировали, а на базе школы авиамехаников, передислоцированной из Троицка, создано Пермское военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола. Петергоф
ШМАС ДКБФ, 1939 ? Подольск
(Московская область) ШМАС, ? Поляна? (возможно это уже упомянутая Зеленая Поляна?),
ОШМАС ЗАБВО, 1939 Прохладное
(Надеждинский район Приморского края) АТБ КТОФ, в/ч 95157 Пушкин
(бывшее Царское Село) ОШМАС, 1940, в/ч 21906 расформирована в 1992 году Резекне (Латвия)
ШМАС, 1944-1970 Ржев
ШМАС, 1935 Рузаевка
(Рузаевского района Мордовии, 25 км от Саранска), ШМАС ВСР, 1941 Рыльск
(Курской области) ШМАС, 1937-1960. На основе расформированной ШМАС в 1960 г. было основано Рыльское авиационное училище специальных служб Гражданского Воздушного флота (РАУСС ГВФ). Рязань
ШМАС, 1941 Савватиево
(Соловецкие острова, Архангельская область) ШМАС Северного Флота, 1941-1958 Самарканд
(Узбекистан) ШМАС, в/ч 21816 Свободный (Амурская область)
ШМАС, 1942-1973 Севастополь
(Украина) ШМАС ЧФ, 1929 Селищи
(Ленинградской области), Селищенская ВАШАМ, 1940, в 1941году эвакуирована в Петропавловск (Казахстан) и в 1944 была выведена в? Семипалатинск
229-я ВАШМ, в/ч 21921, 1942. Есть сведения о передислокации школы в Энгельс, затем в Вайнёде (1988), позже в Энгельс (1992), впоследствии в Камышин. В школе готовили специалистов наземных служб для ДА, по некоторым специальностям - для ВВС и по разнарядке генштаба. Серпухов
(Московской области) Серпуховская военная авиационная школа механиков берет свое начало от Московского технического училища Гражданского воздушного флота, находившегося в 1940 году в Тушино (Московской области, ныне район Москвы), которое в феврале 1941 было преобразовано в ВАШМ и потом передислоцирована в Серпухов. В 1942 году школу эвакуировали из Серпухова в Кзыл-Орду (Казахстан), а в 1949 расформировали. Серпухов
(Московской области) Серпуховская объединенная ВАШ пилотов и авиамехаников в 194(?) году эвакуировали под Фергану (Узбекистан), 1957. Сеща (Дубровский район Брянская область)
ШМАС в/ч 2625 (п/я 2590») при 9-й тяжёлой бомбардировочной авиационной бригаде, 1935, Сещинская ОШМАС, 1939 Симферополь
ШМАС ЧФ, 1939? Славгород
ШМАС, 1941 Смоленск
ОШМАС, 1930. 14-я и 16-я дивизионные ШМАС, 1941 Смоляниново
ШМАС, 1943 Сокаль
(Львовской области, Украина) ШМАС Солянка
(Красноярской ж/д) 16-я окружная ШМАС, 1942? Спасск (Спасский район Пензенской области)
58-я ОШМАС?, 1939 Спасск-Дальний
ОШМАС, 1939, 15-я ВАШМ, 1959, в/ч 62546 Старая Русса
(Новгородской области), ОШМАС, 1938 Сухуми (Новый Афон, Абхазия)
- ШМАС ЧФ, 1943-1954 Сысоевка (Яковлевский район, Приморский край)
ОШМАС ЗАБВО, 1939 Таллин
(Эстония) ШМАС ДКБФ, метео для морской авиации Таганрог (ст. Марцево)
Таганрогская военно-авиационная школа, 1940. В 1941 эвакуирована в Омск. Тамбов (ст. Пушкари)
ШМАС, 1941, 1982 Тарту
(Эстония) 10-я ШМАС, 1941 Ташкент
(Узбекистан) ОШМАС, 1939. ВАШ СБ (г.Чирчик), 1941, ШМАС, в/ч 22002, 1973 Троицк (Челябинской области)
1-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище в 1941 году было эвакуировано Троицк, а в 1943 году часть его переобразовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников, В сентябре 1945 года школа была переведена в Пермь. Решением командования ВВС её передислоцировали на базу расформированной Молотовской военной школы авиамехаников, а на оставшейся базе в 1947 году создано Троицкое АТУ ГФР. Тушино
(Московской области, ныне район Москвы) В 1940 году в г. Тушино была создана 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. В октябре 41-ого школу эвакуировали в Оренбургскую область, а по возвращении в 1943 ее обустроили в Серпухове. В декабре 1948 года школа реорганизуется в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС (СВАТУСС), которое готовило техников-механиков для подразделений ВВС, принимавших участие в испытаниях первых советских ракет. Усть-Абакан (Республика Хакасия)
ШМАС, 1945 Уфа
20-я ШМАС в 1984 году преобразовано в Уфимское ВВАУЛ Фрунзе
(ныне Бишкек, Киргизия) ШМАС, 1942-1972 Хабаровск
ШМАС, 1939 Харьков
(Украина) Харьковское училище летчиков и летчиков-наблюдателей (ХВАУ г.Харьков-Рогань) в 1941 переименовали в авиационную школу стрелков-бомбардиров (ХВАШСБ) и эвакуировали в Красноярск Херсон
(Украина) 3-я ШМАС, 1941 Хороль
(Приморский Край), Хорольская ОШМАС, 1939 Чарджоу
(Туркменистан) 27-я ШМАС в/ч 13729 Чебоксары
ШМАС, ? Челябинск
ВАШМ (ВАШ СБ), 1938. 15 апреля 1944 года школа была переименована в Челябинское ВАТУ ДА. ВАШМ (в/ч 78424) при училище в октябре 1956 года переброшена в город Веспрем (Венгрия, ЮГВ), а в декабре того же года выведена в Одессу. Чердаклы (под Ульяновском)
65-я Окружная ШМАС, 1942 Черняховск
(Калининградской области) 33-я ШМАС, в/ч 32940 Чернышевка (Анучинский район, Приморский край)
ОШМАС, 1939 Чита
ОШМАС, 1938 Чугуев
(Харьковской области, Украина), ШМАС при Чугуевском летном училище, 1940 Шадринск
(Курганской области) ВШАМ, 1943 Энгельск
? ШМАС ПРИВО, 1939 Янов (Киевской области)
Яновская военная школа авиационных механиков (1940). 6 июля 1941 года перебазирована в г.Котельнич Кировской области. В октябре 1944 года Яновская школа была перебазирована к городу Киев. Ярославль
Ярославская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров сформирована в 1940 году, ЯВАШСБ. В мае 1941 года школу перевели на станцию Чердаклы Ульяновской области. С форума, там же и полный подробный список:
ПРИКАЗ О ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ В 1940 ГОДУ
1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.
2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:
Архангельск - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Кировабад - на 2 эскадрильи бомбардировщиков, Слоним - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Стрый - на 1 эскадрилью истребителей, Львов - на 1 эскадрилью истребителей, Тбилиси - на 1 эскадрилью истребителей, Серпухов - на 1 эскадрилью истребителей.
3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:
БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,
КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,
ХВО: Волчанок,
СКВО: Нахичевань,
ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,
МВО: Сасово,
УрВО: Свердловск.
4. В ЗабВО, 1 ОКА и 20КА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.
5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.
6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.
7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.
8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.
9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г.
10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:
Школы летчиков - 12 месяцев. Школы летнабов и авиатехников - 12 месяцев. Школы авиамехаников - 8 месяцев. Школа стрелков-радистов - 5 месяцев.
11. Перевести на двухгодичный срок обучения: а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации; б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.
12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.
13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах.
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов
Ф. 4, оп. 11, д. 86, л. 198 - 199. Подлинник.
В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.
Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».
С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.
С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.
С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.
С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.
С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».
С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.
С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.
С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.
В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.
В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок -старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.
Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.
С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-
штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.
В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.
Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.
В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.
В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).
Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.
Командование школы;
с 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;
с 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;
с 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;
с 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;
с 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;
с 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;
с 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;
с 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;
с 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;
с 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;
с 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;
с 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.
|