Главная - Ремонт
Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем. Смягчающие обстоятельства влияют на размер штрафа Факт совершения налогового правонарушения впервые

Новая редакция Ст. 114 НК РФ

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 114 НК РФ

В п. 1 комментируемой статьи дается определение налоговой санкции.

Прежде всего, необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается и от мер ответственности, предусмотренных в гл. 18 НК РФ, и от пени (ст. 75 НК РФ).

Итак: налоговая санкция означает, что лицо, допустившее правонарушение, должно понести определенные неблагоприятные последствия - денежные штрафы в размерах, указанных в ст. ст. 116 - 129.1 НК РФ (в зависимости от вида налогового правонарушения соответственно).

Применение налоговой санкции возможно, лишь если:

Не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);

Не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

Применяя правила п. 2 комментируемой статьи, необходимо иметь в виду ряд важных обстоятельств:

а) эти правила императивны. Органы, применяющие налоговые санкции, не вправе самостоятельно устанавливать:

Иные размеры налоговых санкций, нежели те, что предусмотрены в ст. 114 и нормах гл. 16 НК РФ;

Иную (т.е. неденежную) форму налоговой санкции.

Нельзя устанавливать иные правила и в других актах законодательства о налогах;

б) размер налоговой санкции (штрафа) чаще всего определяется в твердой денежной сумме. Например, в п. 1 ст. 116 НК РФ размер штрафа четко указан - 5 тыс. руб. В ряде случаев штраф исчисляется в процентах от определенной суммы. Например, в п. 2 ст. 117 НК РФ указано, что лицо, более трех месяцев осуществляющее деятельность индивидуального предпринимателя или организации без постановки на учет в налоговом органе, привлекается к уплате штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период такой деятельности;

в) нельзя устанавливать налоговую санкцию в неденежной форме (например, в виде взыскания какого-то имущества в натуре): это противоречило бы и правилам комментируемой статьи, и ст. ст. 45 - 48 НК РФ.

Особенности правил п. 3 комментируемой статьи состоят в том, что:

а) они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 112 НК РФ, в качестве смягчающих, а именно:

Совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;

Иных обстоятельств, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность (п. 1 ст. 112 НК РФ);

б) размер штрафа согласно императивному правилу, содержащемуся в п. 3 комментируемой статьи, подлежит уменьшению;

в) п. 3 настоящей статьи определяет, что размер штрафа должен быть уменьшен не менее, чем в два раза по сравнению с установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ.

В то же время орган, применяющий налоговую санкцию, вправе еще больше уменьшить размер штрафа в зависимости от того, насколько существенно повлияли смягчающие обстоятельства на характер последствия налогового правонарушения. ВАС РФ и Верховный Суд РФ разъяснили: "учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза" (п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9).

Согласно правилам п. 4 комментируемой статьи при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%.

Правила п. 5 комментируемой статьи подлежат применению, когда:

а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей гл. 16 НК РФ;

б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями гл. 16 НК РФ (например, если лицо нарушило срок постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и срок представления сведений об открытии или закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), то с него взыскиваются два штрафа в размере по 5 тыс. руб. каждый);

в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренных разными статьями гл. 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;

г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное выше сохраняет силу.

Следует также учесть, что правила п. 5 комментируемой статьи императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

Применяя правила п. 6 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд моментов:

а) сумма штрафов - это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющихся налоговыми правонарушениями). В п. 6 ст. 114 НК РФ имеются в виду как налоговые санкции, так и штрафы, налагаемые за нарушения, связанные с уплатой сборов и т.д. (например, указанные в ст. ст. 132 - 138 НК РФ);

б) штраф присуждается:

Судом общей юрисдикции, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) - физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель);

Арбитражным судом, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) - организация, индивидуальный предприниматель (либо лицо, приравненное к нему для целей налогообложения);

в) сумма упомянутого штрафа перечисляется со счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лишь постольку, поскольку в полном объеме перечислена:

Сумма задолженности по налогам (в результате совершения лицом налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах);

Сумма пеней, исчисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ;

г) правила п. 6 комментируемой статьи предписывают исходить при перечислении со счета этих сумм из очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

Таким образом, закончены многолетние дебаты о том, в какой очередности должны исполняться платежные поручения, предусматривающие уплату сумм налогов, штрафов по налогам, пеней и т.п. платежей, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов (ст. 76 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Налоговая санкция, как определено п. 1 ст. 114 Кодекса, является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как говорилось выше (см. комментарии к ст. 75 и 108 Кодекса), согласно правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

2. Как указано в п. 2 ст. 114 Кодекса, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 Кодекса, которая устанавливает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

При этом п. 3 ст. 114 Кодекса предусматривает возможность уменьшения размера штрафа в случае наличия смягчающих ответственность обстоятельств, а п. 4 ст. 114 Кодекса - возможность увеличения размера штрафа в случае наличия отягчающих ответственность обстоятельств.

3. В пункте 3 ст. 114 Кодекса содержится правило определения размера штрафа в случае наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрены п. 1 ст. 112 Кодекса, причем их перечень является открытым. Согласно п. 4 указанной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом (см. комментарий к ст. 112 Кодекса).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа в соответствии с п. 3 комментируемой статьи подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9, учитывая, что п. 3 ст. 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более, чем в два раза.

4. Пункт 4 ст. 114 Кодекса устанавливает правило определения размера штрафа в случае наличия отягчающего ответственность обстоятельства.

Единственное обстоятельство, признаваемое отягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрено п. 2 ст. 112 Кодекса (см. комментарий к ст. 112 Кодекса).

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа в соответствии с п. 4 комментируемой статьи подлежит увеличению на 100%.

5. В пункте 5 ст. 114 Кодекса установлены правила взыскания налоговых санкций при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений:

налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности;

менее строгая налоговая санкция более строгой налоговой санкцией не поглощается.

Правило о запрете поглощения менее строгой санкции более строгой санкцией установлено в противоположность предусмотренных ст. 69 УК правил поглощения менее строгого наказания более строгим при назначении уголовного наказания по совокупности преступлений.

6. Пункт 6 ст. 114 Кодекса определяет очередность перечисления со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента сумм присужденного штрафа и задолженности по налогу или сбору, образовавшейся в результате нарушения законодательства о налогах и сборах, за которое присужден этот штраф; сначала перечисляется задолженность по налогу или сбору и соответствующие пени, затем перечисляется сумма присужденного штрафа.

При этом перечисления средств со счетов производится в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает, в каком порядке - судебном или внесудебном - взыскиваются налоговые санкции.

В ранее действовавшей ред. п. 7 ст. 114 Кодекса устанавливалось, что налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Однако Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2006 г., установлены новые административные процедуры урегулирования налоговых споров, в т.ч. предусмотрена возможность внесудебного взыскания налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей и организаций.

Судебный или внесудебный порядок взыскания налоговых санкций применяется в зависимости от того, какое лицо является налогоплательщиком, с которого подлежит взысканию налоговая санкция, - организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, - а также от того, какая сумма налоговой санкции подлежит взысканию.

С организации налоговая санкция взыскивается в судебном порядке в том случае, если сумма налагаемого на нее штрафа превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В том случае, если сумма налагаемого на организацию штрафа не превышает указанный размер, то налоговая санкция взыскивается во внесудебном порядке, т.е. на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 103.1 Кодекса (см. комментарий к ст. 103.1 Кодекса).

С индивидуального предпринимателя в судебном порядке налоговая санкция взыскивается в случае, если сумма налагаемого на него штрафа превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае, если сумма налагаемого на индивидуального предпринимателя штрафа указанный размер не превышает, то налоговая санкция взыскивается во внесудебном порядке (см. комментарий к ст. 103.1 Кодекса).

Процедуру смягчения ответственности за несоблюдение положений в сфере налогообложения регулирует целый ряд законодательных и подзаконных нормативных актов. Базовым документом, устанавливающим общие условия уменьшения ответственности за нарушения налоговых норм, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ). Его нормы последовательно дополняются, разъясняются и конкретизируются подзаконными актами, а также выводами из судебной практики.

В частности:

  1. НК обязывает уменьшить штрафные налоговые санкции не меньше чем вполовину при наличии хотя бы одного смягчающего условия (п. 3 ст. 114 НК РФ). При этом Минфин РФ разъясняет, что уменьшению подлежит даже минимальный штраф (письмо от 30.01.2012 № 03-02-08/7). На практике налоговая служба, как правило, снижает размер штрафных санкций ровно в 2 раза, хотя судебная практика знает и случаи уменьшения наказания в десятки или даже сотни раз (к примеру, постановления ФАС ЗСО от 15.10.2010 по делу № А75-430/2010 и ФАС ДВО от 21.12.2011 № Ф03-5882/2011 по делу № А24-1513/2011), что соответствует положениям постановления Пленумов ВС РФ № 41 и ВАС РФ № 9 от 11.06.1999.
  2. Особые обстоятельства не распространяются на пени, поэтому их размер таким способом уменьшить не получится (п. 5 постановления КС РФ от 17.12.1996 № 20-П).
  3. Положения ст. 112 НК РФ о перечне обстоятельств, наличие которых способствует снижению штрафных санкций, не являются императивными. Это означает, что список причин, смягчающих налоговое наказание, может быть расширен (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Виды обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения

В список смягчающих условий, поименованных в п. 1 ст. 112 НК РФ, входят:

  1. Первичное совершение налогового нарушения под влиянием неблагоприятных факторов (личных, семейных).
  2. Подневольное совершение нарушения из-за угроз, принуждения либо служебной, материальной или иной подчиненности.
  3. Совершение нарушения гражданином из-за сложного материального положения.
  4. Другие факторы, признаваемые судом или налоговой службой в качестве смягчающих.

Анализ судебной практики позволяет разделить условия, при наличии которых снижаются размеры налоговых санкций, на несколько групп:

  1. Общие обстоятельства (могут пользоваться все субъекты), в число которых входят:
  • первичность нарушения;
  • неумышленность;
  • признание вины;
  • сложное финансовое положение субъекта;
  • наличие статуса градообразующего предприятия (постановление 6-го арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 № 06АП-5792/2011 по делу № А73-8890/2011);
  • социально значимая деятельность субъекта.
  1. Специальные (могут применяться только в отношении определенных налоговых нарушений):
  • если сдача декларации произведена позднее установленного срока, то смягчающими могут признаваться такие обстоятельства, как отсутствие ущерба для бюджета и незначительный период просрочки;
  • если налог уплачен не в полном объеме, то смягчающими могут признаваться такие обстоятельства, как самостоятельное выявление налогоплательщиком ошибок, погашение задолженности до привлечения к ответственности и переплата по другим налоговым платежам.
  1. Специфические (только для граждан или ИП), применяющиеся при наличии:
  • иждивенцев;
  • инвалидности;
  • серьезного заболевания (в том числе у родственника);
  • преклонного возраста;
  • кредитных обязательств.

Порядок применения смягчающих обстоятельств

Согласно действующему законодательству, специалисты налоговой службы при проведении проверки должны самостоятельно выявить наличие уменьшающих ответственность условий. Однако целесообразнее все имеющиеся значимые факторы, способные повлиять на снижение налоговых санкций, изложить в ходатайстве, которое следует направить в налоговую службу в течение месяца со дня получения документации о проверке (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Не знаете свои права?

Составляется ходатайство в свободной форме, однако для получения наибольшего эффекта документ необходимо составить как можно более подробно, сделав особый упор на наличии смягчающих обстоятельств при налоговом нарушении. Для этого в ходатайстве следует указать:

  1. Наименование подразделения налогового органа, куда направляется документ.
  2. Дату проведения проверки.
  3. Реквизиты документа, составленного по результатам проверочных мероприятий.
  4. Перечень выявленных нарушений и наложенных санкций.
  5. Ссылку на законодательство, устанавливающее снижение санкций при наличии особых условий.
  6. Перечень смягчающих обстоятельств, имеющихся у проверяемого субъекта.
  7. Просьба снизить размер санкций не менее чем в 2 раза.

Завершают документ дата и подпись заявителя.

Отягчающее обстоятельство — что является таковым в случае налогового нарушения?

Наравне со смягчающими наказание налоговое законодательство предусматривает и факторы, отягчающие ответственность. Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ отягчающим ответственность за налоговое правонарушение обстоятельством является нарушение, совершенное субъектом, который уже был наказан за такое же нарушение.

При этом прежнее привлечение субъекта к ответственности рассматривается лишь в течение 12 месяцев с момента вынесения решения судебным или налоговым органом (п. 3 ст. 112 НК РФ). Если в течение указанного срока субъект к ответственности не привлекался (т. е. с момента вынесения предыдущего решения прошло более года либо привлечения за это время вообще не было), то и оснований для ужесточения применяемых мер нет. Об этом говорится в п. 52 письма ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@ и постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 1400/10. При наличии увеличивающего ответственность условия налоговые санкции взыскиваются в размере, на 100% большем, чем предусмотренные законодательно за нарушение в общем случае.

Если при проверке обнаружено несколько налоговых нарушений, санкции на субъект накладываются за каждое из них отдельно без поглощения более строгой санкцией всех остальных.

По каким основаниям исключается вина в совершении налоговых нарушений?

От обстоятельств, способных уменьшить санкционную нагрузку за несоблюдение налогового законодательства, следует отличать и отграничивать условия, при наличии которых вина нарушителя исключается вовсе (т. е. наказание не применяется).

К таким условиям, согласно ст. 111 НК РФ, относятся:

  1. Стихийные бедствия, непреодолимые обстоятельства, чрезвычайные происшествия, приведшие к нарушению налоговых норм.
  2. Болезненное или иное состояние, при котором гражданин, совершивший налоговое нарушение, не осознавал значения и последствий своих действий и бездействия.
  3. Выполнение разъяснений по вопросу применения налогового законодательства от налоговых и иных госорганов.
  4. Иные обстоятельства, которые будут признаны судебным или налоговым органом в качестве условий, отменяющих вину нарушителя и наказание за нарушение.

Таким образом, при выявлении налоговых нарушений следует особое внимание уделить обстоятельствам, наличие которых способно снизить санкционную нагрузку. Необходимо понимать, что к таким обстоятельствам могут быть отнесены не только ситуации, перечисленные в законодательстве, но и иные заслуживающие внимания жизненные факты, поэтому целесообразно в любом случае обратиться в налоговый орган с разъяснением по факту нарушения и просьбой о снижении размера штрафа.

Бухгалтер должен знать, что НК РФ предусматривает возможность снижения при наличии смягчающих обстоятельств.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ", если будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой гл. 16 НК РФ.

Согласно правовому смыслу, придаваемому ст. ст. 110, 111 и п. 1 ст. 112 НК РФ, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны любые обстоятельства, влияющие на степень вины лица, так как перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.

Как установлено п. 4 ст. 112 НК РФ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из правовых норм (ст. 112, пп. 4 п. 5 ст. 101, пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ) следует, что установление смягчающих обстоятельств при применении налоговой санкции является обязанностью, а не правом налогового органа в силу прямого указания закона.

Такая же обязанность лежит на суде, рассматривающем заявление об оспаривании решения налогового органа. Соответственно, и право уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств предоставлено как налоговому органу, так и суду.

Среди моментов, когда возможно повлиять на размер налоговой санкции, следует выделить:

1) с даты вручения акта проверки до момента вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к ответственности;

2) при обжаловании решения о привлечении к ответственности. Причем при обжаловании решения в вышестоящем налоговом органе по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе решать вопрос об уменьшении размера налоговой санкции. При обжаловании решения о привлечении к налоговой ответственности в судебном порядке суд может снизить сумму штрафа.

Снижение размера штрафа на стадии принятия налоговым органом решения о привлечении к ответственности

Согласно пп. 1 - 4 п. 5 ст. 101, пп. 1 - 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявляет обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен рассмотреть как акт, в котором указан факт совершения налогового органа и предложения проверяющего, так и иные документы, в том числе возражения по акту.

Пункт 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ предоставляют право к письменным возражениям приложить и передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Предписания п. 3 ст. 114 НК РФ обязывают налоговый орган уменьшить размер штрафа не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства. В то же время, как показывает практика, должностные лица налогового органа при выявлении факта налогового правонарушения не заинтересованы в выявлении обстоятельств, смягчающих ответственность. Поэтому лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, самостоятельно должно собрать и представить до принятия руководителем (заместителем) налогового органа решения как можно больше документов, свидетельствующих о наличии смягчающих обстоятельств.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение. В решении о привлечении к налоговой ответственности указываются конкретные налоговые правонарушения; статьи НК РФ, предусматривающие данные правонарушения; применяемые меры ответственности, а также подлежащий уплате штраф (п. 8 ст. 101, п. 9 ст. 101.4 НК РФ).

Как установлено п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в порядке ст. 101 НК РФ, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Для решения, принятого в порядке ст. 101.4 НК РФ, не содержится временного промежутка, когда оно вступает в силу. Согласно п. 11 ст. 101.4 НК РФ копия решения вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решений и требований, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.

Таким образом, снижение штрафа возможно при вынесении решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, в целях снижения размера налоговой санкции должно собрать документы, свидетельствующие о наличии смягчающих обстоятельств, и представить их до принятия руководителем (заместителем) налогового органа решения.

В случае если руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не посчитает возможным применить положения ст. ст. 112 и 114 НК РФ и не снизит сумму штрафа либо при наличии достаточно большого количества смягчающих обстоятельств снизит штраф не более чем в два раза, решение налогового органа может быть обжаловано.

Снижение размера штрафа на стадии обжалования

Второй момент, когда возможна постановка вопроса о снижении примененной налоговой санкции, - эта стадия обжалования.

НК РФ (разд. VII), АПК РФ (гл. 24), ГПК РФ (гл. 25) не предусматривают иного порядка снижения налоговой санкции, кроме как через обжалование решения налогового органа.

С 1 января 2006 г. Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" предоставил право налоговым органам взыскивать штрафы с организаций и индивидуальных предпринимателей во внесудебном (бесспорном) порядке. Поэтому лицу, привлеченному к налоговой ответственности, не следует ожидать, когда налоговый орган примет меры принудительного взыскания сумм штрафов, а в целях снижения сумм налоговой санкции необходимо обратиться с жалобой в уполномоченные органы.

Обжалуется решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в порядке, установленном ст. 139 НК РФ. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы (документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность). Результат рассмотрения жалобы отражается в принимаемом вышестоящим налоговым органом решении.

Статья 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы предоставляет вышестоящему налоговому органу право снизить сумму штрафа.

В арбитражном суде рассмотрение жалоб на решения налоговых органов производится по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что решение налогового органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, признает решение недействительным (незаконным).

В суде общей юрисдикции рассмотрение жалоб на решения налоговых органов производится по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Если говорить о результате обжалования решения в вышестоящем налоговом органе, то можно сказать, что вышестоящий налоговый орган, как правило, незначительно снижает размер налоговой санкции. В отличие от внутриведомственного обжалования обжалование в судебном порядке оказывается более результативным. Это связано с тем, что:

  • судьи в России независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам;
  • стороны по делу участвуют в судебном процессе на основе принципа состязательности;
  • наличие распределения бремени доказывания. На заявителя возложена обязанность доказывания наличия обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, на налоговый орган - обязанность по доказыванию как обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, так и отсутствия обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность.

Кроме того, при рассмотрении жалоб в суде форма вины совершенного правонарушения не влияет на возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств (см., например: Постановление ФАС Уральского округа от 23 октября 2006 г. N Ф09-9367/06-С2 по делу N А07-1058/04).

Также, как отметил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 октября 2010 г. N 3299/10, направляя на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело N А32-19097/2009-51/248 в части определения размера взыскиваемой с учреждения суммы штрафа, отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить иные смягчающие ответственность обстоятельства даже в том случае, если налоговый орган частично применил положения ст. 112 НК РФ.

Таким образом, штраф, примененный налоговым органом, может быть снижен вышестоящим налоговым органом либо судом по результатам рассмотрения жалобы. Причем суды обязаны вне зависимости от наличия ходатайства налогоплательщика дать оценку тяжести совершенного правонарушения и соразмерности исчисленного налоговым органом штрафа.

Необходимо отметить, что решение суда первой инстанции может быть обжаловано. Анализ арбитражной практики показывает, что снижение штрафа также возможно апелляционным судом (см., например: Определение ВАС РФ от 6 августа 2009 г. N ВАС-9777/09 по делу N А50-13541/2008-А19).

Суд кассационной инстанции, Высший Арбитражный Суд РФ не переоценивают обстоятельства по делу, потому вопрос о снижении налоговой санкции не входит в их компетенцию (см., например: Определение ВАС РФ от 29 июня 2007 г. N 7369/07 по делу N А53-14666/2006-С6-34).

Если смягчающие обстоятельства судом первой инстанции не исследовались и не оценивались, принятый судебный акт отменяется, а дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции (см., например: Постановление ФАС Центрального округа от 16 декабря 2009 г. по делу N А35-2187/09-С21).

Сроки реализации возможности снижения налоговой санкции

Право на реализацию возможности снижения налоговой санкции не является безграничным. Законодатель установил срок (определенный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по заранее установленным правилам).

В НК РФ, АПК РФ, ГПК РФ закреплены процессуальные сроки на совершение тех или иных действий, установлены правила исчисления сроков. В свою очередь, судебной практикой внесены уточнения в порядок применения этих сроков.

Поэтому, чтобы ориентироваться в этом вопросе, следует разобраться в существующих правилах расчетов (начало течения и окончание срока).

В НК РФ (п. 2 ст. 6.1), ГПК РФ (ч. 3 ст. 107) и АПК РФ (ч. 4 ст. 113) установлено, что день, которым определено начало течения срока, не учитывается.

Таким образом, срок начинает течь с ноля часов следующего дня после дня, например:

  • вручения решения (п. 1 ст. 101.2 НК РФ);
  • когда лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало известно о вступлении его в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ);
  • вынесения решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ);
  • когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (п. 2 ст. 139 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).

Если срок обжалования установлен в днях, то согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ он исчисляется в рабочих днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В ч. 3 ст. 113 АПК РФ также указано, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Согласно ГПК РФ процессуальные сроки текут непрерывно и включают в себя выходные и праздничные дни.

Порядок исчисления сроков, установленных месяцами и годами, в ст. 6.1 НК РФ, ст. 108 ГПК РФ и ст. 114 АПК РФ не различается.

Процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.

При этом следует согласиться с мнением большинства юристов, что день окончания срока, исчисляемого месяцами и годами, должен соответствовать числу первого дня срока, а не дню, которым определено начало его течения. Так, если 1 марта гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает течь со 2 марта и заканчивается 2 июня.

В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Ряд статей НК РФ (п. 5 ст. 100, п. 9 ст. 101, п. п. 4, 11 ст. 101.4) возлагают на налоговый орган обязанность вручить акт или решение лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), лично либо направить данные документы по почте.

О направлении решения (акта) налогового органа по почте . Документы направляются по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения. Поэтому в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) документа, направленного заказным письмом (см., например: Постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

Законодательством закреплена обязанность организаций и физлиц осуществлять обязательные отчисления в бюджет. За ее неисполнение предусмотрена ответственность - налоговые санкции. В законодательстве раскрывается их понятие, устанавливается порядок их взыскания. Рассмотрим далее, что собой представляют санкции за налоговое правонарушение .

Общие сведения

Налоговая санкция - это мера ответственности, которая применяется к лицам, уклоняющимся от выполнения бюджетных обязательств. Законодательство закрепляет порядок ее вменения. Налоговая санкция - это правовой инструмент, посредством которого обеспечивается исполнение плательщиком вмененных ему обязательств. Вместе с тем она ориентирует субъекта на использование более эффективных форм ведения хозяйственной деятельности.

Классификация

Законодательство устанавливает разные . Так, в качестве меры ответственности может выступать взыскание скрытого либо заниженного дохода или отчисления за неучтенный объект обложения. Дополнительно назначается . При однократном неисполнении обязательств его величина равняется размеру сокрытого/заниженного дохода или отчисления за неучтенный объект обложения. При повторном совершении неправомерного действия увеличивается вдвое. Если суд установит факт умышленного сокрытия/занижения прибыли, размер взыскания может быть повышен в пять раз. При задержке отчисления платежа в бюджет законодательством также предусматривается налоговая санкция. Это недоимка. Ее взыскание не освобождает плательщика от прочих обязательств. Кроме этого, за каждый день просрочки предусмотрены пени - процент от суммы налоговой задолженности . Расчет осуществляется исходя из суммы обязательства, которое не было исполнено субъектом.

Налоговый штраф

Он считается самой распространенной мерой ответственности. На практике наиболее популярные случаи, когда применяется данная налоговая санкция, это :

  1. Отсутствие у субъекта учета объектов обложения.
  2. Непредставление документов в ИФНС или несвоевременное их предъявление.
  3. Ведение учета с нарушением установленных правил. Наказание в этом случае вменяется, если неправомерные действия привели к сокрытию/занижению прибыли.

Специфика взыскания

В случае совершения субъектом двух или большего количества налоговых правонарушений, меры ответственности применяются за каждое из них. При этом более строгое наказание не поглощает мягкое. Специфической мерой ответственности считается штраф. Он взыскивается одновременно с недоимкой. Несмотря на то что налоговый штраф схож с административным, он имеет некоторые особенности. В первую очередь, эту меру применяют без учета вины плательщика как физического, так и юрлица. Немаловажно и то, что налоговый штраф не может быть заменен иным наказанием.

Смягчающие обстоятельства

В п. 3 ст. 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера взыскания. Оно допускается при наличии смягчающих обстоятельств. К ним, например, относят:

  1. Тяжелое семейное положение.
  2. Совершение противоправного действия под воздействием принуждения, угрозы, в силу служебной или другой зависимости.

Перечень обстоятельств закрепляется в 112 статье Кодекса. Он считается открытым.

Отягчающие факторы

Как указывает п. 4 ст. 114 НК РФ , при наличии обстоятельства, закрепленного пунктом вторым 112 статьи Кодекса, величина взыскания увеличивается на 100%. Отягчающим фактором считается совершение противоправного действия повторно лицом, привлеченным за него ранее к ответственности. При квалификации проступка необходимо учитывать сроки давности. Субъект считается привлекавшимся к ответственности в течение года с момента вменения ему наказания за возникшую налоговую задолженность .

Принцип справедливости

Существует несколько требований, которые должны соблюдаться при установлении и вменении санкций. В первую очередь наказание должно быть справедливым. При его вменении учитывается характер противоправного действия, степень его опасности. Как правило, большая часть нарушений касается невыплаты, несвоевременного или неполного отчисления налога. Между тем, такие ситуации могут обуславливаться разными причинами. Самыми опасными считаются случаи сокрытия субъектами объектов обложения. В некоторых случаях плательщики занижают базу исчисления вследствие допущенных ошибок в расчетах. Несмотря на то что результат нарушений один - невыплата налога, - принцип справедливости требует применять разные меры ответственности.

Соразмерность наказания

Налоговая санкция вменяется правонарушителю с учетом вреда, который он причинил своими действиями. При этом во внимание принимается характер и размер возникшего ущерба. Применяемая мера должна соответствовать содеянному. К примеру, штраф за действие, приводящее к недоимке, ставится в зависимость от неуплаченной суммы, поскольку в ней заложен причиненный бюджету ущерб.

Дополнительные требования

При вменении санкций уполномоченные органы и лица обязаны соблюдать принцип однократности. В соответствии с ним, никто не может привлекаться повторно за одно и то же противоправное действие. Кроме того, немаловажное значение имеют обстоятельства, отягчающие/смягчающие ответственность (о них сказано выше), личность плательщика, характер его вины. Безусловно, любая санкция должна быть законна и оправдана. Целью мер ответственности выступает пресечение нарушений и предупреждение повторных противоправных действий.

Примеры

Рассмотрим несколько ситуаций применения налоговых санкций:

  1. Взыскание с банков и прочих кредитных структур дохода, полученного ими, в случае задержки исполнения поручения плательщика о перечислении бюджетных платежей и использование этих средств в качестве финансовых ресурсов.
  2. Штраф за неисполнение порядка перечисления подоходного налога. Величина взыскания составляет до 10% от исчисленного НДФЛ.

Меры ответственности применяются при неисполнении правил работы с наличностью, ведения кассовых операций. Например, законодательство предусматривает штрафы за:

  1. Ведение расчетов наличными с другими учреждениями, предприятиями, организациями сверх установленных лимитов.
  2. Неоприходорвание/частичное оприходование средств в кассу.
  3. Невыполнение установленного порядка хранения свободных денег.
  4. Накопление средств в кассе сверх предусмотренных сумм.

Взыскания вменяются гражданам, юрлицам (в ряде случаев и их филиалам), индивидуальным предпринимателям. Средства, взысканные с плательщика/агента, должны быть перечислены с его счета после погашения образовавшейся налоговой задолженности и начисленных пеней. Очередность списания устанавливается ГК.

Уголовное производство

В НК не предусматриваются основания для прерывания давностного срока, в том числе и в случае возбуждения дела по Как указывается в 1087 статье Кодекса, ответственность за противоправное действие наступает, если в нем отсутствуют признаки деяния, установленного УК. Соответственно, в случае открытия уголовного дела оснований для вменения налоговых санкций субъекту нет. Если расследование будет прекращено, то на течение давностного срока этот факт не окажет никакого влияния. Данное правило направлено на предотвращение случаев незаконного привлечения лиц к ответственности. Уголовное преследование за налоговые нарушения должно применяться только как крайняя мера. Недопустимо возбуждать производство с целью оказания давления на субъекта.

Заключение

Как отмечают эксперты, налоговая система сегодня имеет множество недочетов. В первую очередь сложности на практике создает сочетание административной и уголовной ответственности в сфере финансов. Та или иная мера выбирается, безусловно, с учетом имеющихся фактов. Однако часто бывает так, что к одному виновному могут быть применены разные наказания. Это, в свою очередь, создает дополнительные трудности для ИФНС. Кроме того, налоговые отношения изначально являются конфликтными. Обусловлено это тем, что отчисления в бюджет субъекты осуществляют безвозмездно. Многие плательщики, даже самые законопослушные, считают выплату налогов бесполезной тратой собственных денег. Никто из них не знает точно, куда идут их средства. Разумеется, у людей эта ситуация вызывает недовольство. В результате, не имея четкого понимания, куда именно ушли выплаченные деньги, не видя никаких позитивных изменений для себя, люди перестают исполнять предписания законодательства.

Ст. 112 НК РФ определяет обстоятельства, которые могут повлиять на размер ответственности, смягчив или усилив ее. Рассмотрим, какие вопросы возникают у налогоплательщиков по данной статье, и постараемся на них ответить.

Какие обстоятельства смягчают ответственность?

Перечень смягчающих ответственность обстоятельств приведен в п. 1 ст. 112 НК РФ . К ним, в частности, относятся:

  • совершение правонарушения из-за стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств - например, это может быть тяжелая болезнь налогоплательщика-физлица или руководителя налогоплательщика- организации, смерть близких налогоплательщика и иные аналогичные ситуации;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физлица.

Хотя здесь прямо говорится о налогоплательщике-физлице, финансовые затруднения помогают снижать штрафы и организациям.

Всё дело в том, что данный список является открытым (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ ). А это позволяет учитывать и иные обстоятельства. И если налоговики, как правило, подходят к вопросу формально, придерживаясь перечня, то суды достаточно часто допускают различные варианты. Например, признают смягчающими следующие обстоятельствами:

  • подачу уточненной декларации и самостоятельную уплату недоимки — при установлении штрафа за неуплату налога;
  • незначительность просрочки — при привлечении к ответственности за несвоевременно сданную декларацию;
  • большой объем затребованных документов, а также просьба к налоговикам продлить срок на их подачу — при штрафе по ст. 126 НК РФ.

Что относится к отягчающим обстоятельствам?

Такое обстоятельство всего одно — это так называемый рецидив, то есть повторное совершение того же нарушения. При этом повторным считается нарушение, которое состоялось в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа по предыдущему аналогичному случаю (пп. 2, 3 ст. 112 НК РФ).

Если промежуток времени между нарушениями более 12 месяцев, лицо считается провинившимся впервые, поэтому отягчения ответственности не происходит.

Кто решает вопрос о наличии или отсутствии смягчающих (отягчающих) обстоятельств?

Вопрос о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или усугубляющих ответственность, решает тот орган, который рассматривает дело о совершении налогового правонарушения. Это может быть ИФНС или суд.

Напомним, что для отдельных дел обязателен досудебный порядок обжалования.

Подробнее об обжаловании читайте в статье .

В любом случае вам стоит указать инспекции или суду на обстоятельства, которые могут помочь ослабить санкцию. Однако и при отсутствии такого ходатайства суд должен оценить соразмерность исчисленного штрафа тяжести правонарушения (см. постановление президиума ВАС РФ от 12.10.2010 № 3299/10).

Также заметим, что суд вправе повторно оценить те обстоятельства, которые уже учла инспекция, и снизить штраф дополнительно (п. 16 постановления пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Как такие обстоятельства влияют на ответственность?

Наличие хотя бы одного смягчающего обстоятельства позволяет рассчитывать на снижение штрафа как минимум наполовину (п. 3 ст. 114 НК РФ). Возможно и более существенное смягчение наказания. Всё остается на усмотрение налоговиков или судей.

Подробнее об этом читайте в материале .

Причем это касается и штрафов, взимаемых в минимально установленном размере.

Подробнее об этом - в статье .

Отягчающее обстоятельство взвинчивает штраф на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Что будет, если имеют место и смягчающие, и отягчающие обстоятельства?

Налоговый кодекс не отвечает на этот вопрос. Между тем практика исходит из того, что нужно оценить те и другие. А значит, и при наличии отягчающего факта снижение штрафа возможно (см., например, постановление ФАС СКО от 08.05.2013 по делу № А32-13690/2012).

 


Читайте:



Туз кубков: подробное описание

Туз кубков: подробное описание

Туз Кубков – Младший Аркан В астрологическом плане Тузу Кубков соответствуют планеты Юпитер и Нептун в гармоничном аспекте к Солнцу, что...

Пошаговый рецепт приготовления пирога из лаваша

Пошаговый рецепт приготовления пирога из лаваша

Лаваш пришёл к нам из армянской кухни. В восточных семьях в пресные лепёшки заворачивают шаурму, рис или халву, подают вместе с блюдом люля-кебаб....

Иван Нагибин: "Сидеть на "лавке"?

Иван Нагибин:

«Я помню матчи в Премьер-лиге, все мною забитые голы, а они всегда трудные и запоминающиеся. Финал Кубка России Лига Европы, где играют лучшие...

Как привлечь взаимную любовь

Как привлечь взаимную любовь

Любовь проявляется во всех сферах жизни: одни дамы питают страсть к живописным пейзажам, другие находят утешение в лице новорождённого младенца,...

feed-image RSS