Главная - Освещение
Благоверные князья муромские Константин, Михаил и Феодор. Собор Рязанских святых. Благоверный князь михаил муромский Муромский князь муж февронии 4 буквы сканворд

Князь Константин Муромский

Среди русских святых блаженный князь Константин и сыновья его Михаил и Федор занимают особое место в ряду мучеников, отдавших жизнь за веру.

Князь Константин Муромский был потомком крестителя Руси – великого князя Киевского Владимира Святославича.

Достигнув совершеннолетия, Константин просил у своего отца Святослава, князя Черниговского, дать ему в удел город Муром, чтобы просветить этот край, населенный одними язычниками, и принести в него свет христианства.

Князь Святослав не сразу дал свое согласие, зная суровый нрав муромских язычников и опасаясь за жизнь Константина. Помнил он и о том, сколько усилий приложил святой Глеб, чтобы донести до тамошних жителей огонь истинной веры, но так ничего и не добился и все свое недолгое княжение провел не в самом Муроме, а в резиденции неподалеку от города. После его мученической смерти в 1015 году Муром долго не имел князя. Делами Муромской земли управлял сначала наместник великого князя Киевского, а когда в 1024 году Муром вошел в состав Черниговского княжества – наместники черниговских князей. Наместников больше волновали подати, собираемые с богатого торгового города, каковым был Муром, и язычество оставалось по-прежнему сильным. Между тем соседи – болгары – старались включить Муром в зону своего влияния. И даже сумели занять его в 1088 году, впрочем, очень ненадолго. Зная об этом, «князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен и множество людей живущих в нем и богатством всяким кипящий», обратился к отцу с просьбой отдать ему Муром. Осознав, что Константин решился на это для святой веры, князь Святослав дал свое согласие. И вот в 1192 году Константин, получив благословение митрополита, вместе с сыновьями своими Михаилом и Феодором, духовенством, войском и слугами вышел из Киева и пришел к городу Мурому.

Когда до города осталось уже немного, князь Константин отправил к муромцам вперед себя своего старшего сына Михаила с небольшим отрядом – как посланца своей доброй воли, уговорить горожан не противиться ему. Однако язычники убили княжича и ехавших с ним и бросили тела у ворот города. Они готовы были убить и самого князя, но увидев, что тот пришел с большой дружиной, покорились силе и приняли его.

Неизвестно, что случилось с непосредственными убийцами Михаила и были ли они вообще найдены, но всему городу Константин мстить не стал. И даже не принудил жителей принять веру Христову, хотя мысли об их просвещении не оставил. На месте убиения Михаила князь поставил церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. И не раз Константин призывал к себе городских старейшин, убеждая их отринуть язычество и принять истинную веру, а к простым горожанам обращалось с проповедью духовенство, прибывшее с князем.

Волхвы были недовольны распространением новой веры, и однажды толпа ярых язычников, вооружившись мечами и дрекольем, собралась у княжьих палат, призывая Константина выйти к ним на расправу. Князь вышел, но не с оружием, а с иконой Муромской Божьей Матери. Это так поразило и смутило язычников, что ярость оставила их, и они сами пожелали принять крещение. Князь позаботился, чтобы крещение муромцев было совершено торжественно, со всеми необходимыми обрядами, на реке Оке – так же, как великий князь Владимир крестил киевлян в Днепре. Константин щедро одарил крестившихся – одеждой, деньгами, а кого и вотчинами. Вскоре князь построил еще один храм – в честь святых Бориса и Глеба.

В утверждении новой веры среди муромцев и избавления их от «прелестей идольских» Константину ревностно помогал его старший сын, князь Феодор. Крестив муромцев, князь Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужския и женския», построил в городе Спасский монастырь и учредил в Муроме епископскую кафедру. Схоронив в 1223 году жену Ирину, князь более не женился, проведя остаток жизни в истинной вере и непорочности во всем, являясь всегда защитником бедных и сирот. Спустя девять лет после смерти княгини, которая ныне почитается в качестве местной святой, князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором.

В 1351 году князь Георгий Ярославич, восстанавливая запустевший от татарских набегов Муром, отстроил заново и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего у каменных гробов Константина и сыновей его стали совершаться чудеса. Благодаря усилиям митрополита Макария, Константин и его сыновья были причислены к лику святых на церковном соборе в 1547 году. В 1553 году Иоанн Грозный, идя в поход к городу Казани, пробыл в Муроме две недели. И дал обещание построить каменную церковь взамен деревянной. Начав строительство, нашли мощи святых князей, для которых определили место в нише церковной стены по окончании строительства. Царь повелел тогда епископу Рязанскому Гурию освятить новый храм и прислал к освящению его различную церковную утварь. При церкви основан был Благовещенский монастырь. И еще немало иных чудес проявили мощи святых князей Муромских.

Вот и еще одно житие святых в современном переложении прочитано. И снова вопрос – все ли правда здесь?

Еще в XIX веке историки попытались привести житие Константина Муромского в соответствие с иными источниками. Однако названные в житии даты, разнящиеся в разных редакциях (например, прибытие Константина обозначено в них 1192-м, 1215-м и 1223 годами), а кроме того, фразы о двух столетиях между крещением Киева и крещением Мурома (как и о том, что крещение Мурома «вскоре после святого Владимира») никак не сходились ни между собой, ни с тем, что написано в сохранившихся летописях.

Дело в том, что никогда и нигде не упоминался применительно к Мурому князь Константин. А имя жены его – Ирина – позаимствовано автором жития у супруги Константина, но не муромского князя, а византийского императора.

В означенный в житии период, то есть в 1192–1232 годах, согласно летописям в Муроме правили совсем другие князья. Не буду перечислять всех, достаточно одного – Давыда Юрьевича. Того самого, который княжил в 1203–1228 годах и которого вместе с его супругой старательно отождествляют со святыми Петром и Февронией. Странно, однако, что, хотя и Петр с Февронией, и Константин с сыновьями жили, получается, в одно и то же время в одном и том же месте и канонизированы одним церковным собором 1547 года, жития их в текстах своих никак не пересекаются.

К этому моменту мы еще вернемся, но сначала посмотрим – кого из реально существовавших князей отождествляют со святым Константином. В XIX веке перед авторами трудов по истории Русской православной церкви встал вопрос: кто такой Константин? По житию, его родословная берет начало от Владимира Святого, отца его звали Святославом, но ни в одной летописи никакого Константина Святославича нет. К слову, Никоновская и Воскресенская летописи приписывают крещение Мурома самому Владимиру Святому (с различием лишь в том, что Никоновская говорит обо всей Муромской земле, а Воскресенская – только о городе). Поиск среди известных потомков крестителя всея Руси по затейливой кривой вывел на муромского князя Ярослава Святославича, внука Ярослава Мудрого и правнука Владимира Святого, родоначальника всех муромских, рязанских и пронских князей.

Ярослав Святославич князем был не слишком выдающимся. Впервые упомянут был в летописях под 1096 годом, когда вместе с братом неудачно поучаствовал в борьбе за ростовский престол, после чего и оказался в Муроме – отсиживался, вовсе не мечтая о том, чтобы кого-то там крестить. В 1110 году «прославился» поражением от мордвы. В 1123 году Ярославу наконец повезло заполучить по старшинству черниговский престол, но всего четыре года спустя его согнал оттуда собственный племянник. Вернуть Чернигов не удалось – поддержавшие его поначалу князья в итоге договорились с «захватчиком», поход не состоялся, и Ярослав ни с чем вернулся в Муром, где и умер спустя два года. После смерти Ярослава Муромо-Рязанская земля разделилась. В Муроме отца сменил старший сын Юрий, который правил здесь до своей смерти в 1143 году. Средний сын Святослав вокняжился в Рязани, после смерти брата перешел в Муром, но и сам скончался через два года. Младший из братьев, Ростислав, стал первым пронским князем, потом перешел в Рязань, а после смерти Святослава занял престол в Муроме и княжил до своей смерти в 1153 году. Однако вернемся к необъяснимому тождеству Ярослава и Константина.

Отождествителей не смутила длинная цепь нестыковок, большую часть из которых списали на ошибки агиографа, а остальные просто проигнорировали. Например то, что Ярослав Святославич приехал в Муром в 1097 (а не в 1192) году, получив этот престол на съезде князей в Любече, и умер в 1129 (а не в 1232) году. Различие в именах «объяснили» тем, что, мол, Ярослав – имя, данное при рождении, а Константин – при крещении. То, что Ярослав был крещен как Панкратий, опять же оставили без внимания. Ярослав имел троих сыновей, которые все пережили своего отца, у Константина же, согласно житию, было два сына – один из которых был убит в малолетстве, а второй похоронен вместе с ним (возможно, был убит незадолго до смерти отца). Заслуги перед церковью, приписываемые Константину, тоже перенесли на Ярослава. И даже жену Ярослава некоторые историки вслед за женой Константина именуют Ириной (откуда в нашей истории взялось это имя, я уже объяснил выше). Даже основание Спасского монастыря в Муроме приписали Ярославу. Хотя если учесть, что он прибыл в город в 1097 году, а монастырь упомянут в летописи под 1098 годом как действующий, а не только что основанный, то князь явно не мог построить его так быстро, учитывая возможные ошибки при пересчете дат, да и просто то, что ехал он туда не только монастырь строить. Кроме того, отец Ярослава умер в 1076 году и никак не мог дать ему своего согласия и благословения на отъезд в Муром через 20 лет после своей смерти. А Спасский монастырь, вероятнее всего, был основан либо святым Глебом, либо вскоре после его смерти. Историк Д.И. Иловайский, который тоже поддержал версию о тождестве Константина с Ярославом, высказал «все объясняющее» предположение, что Ярослав, мол, отправлялся в Муром дважды – при жизни отца и 20 лет спустя. Но тогда получается, что уже дети Ярослава были младенцами в 1097 году и не могли участвовать в крещении муромцев.

Но что привело к идее подобного отождествления? Всего лишь ощущение невозможности, даже абсурдности крещения русского города в конце XII века. То, что многие окраины Руси и после этого не были еще полностью христианизированы, во внимание не принималось.

Интересно присутствие среди сторонников идеи отождествления архимандрита Мисаила, настоятеля Благовещенского монастыря в Муроме. Хотя для священнослужителя, да еще и муромского жителя, логичнее было бы держаться версии исторической достоверности жития, Мисаил поддержал тех, кто утверждал, что Ярослав и Константин – одно лицо. И даже в своем «Опыте исторического исследования», опубликованном в 1906 году, написал, что у Благовещенского собора похоронен Ярослав, хотя к тому моменту уже было известно, что этого князя похоронили на территории муромского кремля. Мисаил тоже обвинил переписчиков жития, которые, мол, ошиблись годом (то есть должен быть 1092-й от Рождества Христова, или 6600-й, а не 6700-й от сотворения мира) и крестильное имя не то указали (Константин вместо Панкратия). По всей видимости, для Мисаила тот факт, что даже спустя двести лет после прихода христианства на Руси оставались язычники, был более неприемлем, чем отказ от веры в реальность святого, которому до этого истово молился. Иначе как он мог написать следующее: «Отодвигать принятие Муромом христианства к началу XIII века, как это делает житие, мы не имеем никаких оснований. Совершенно не естественно, что в Муроме в течение столетия (с 1097 до 1192 или даже до 1223 года) существовала религиозная рознь между правящим классом и народом. Христианство утвердилось в ближайших к Мурому областях – Ростовской и Суздальской». В запале полемики он даже сделал вывод, что «годы… не могут быть даже приблизительно верными, а другие данные тоже противоречивы. В летописях князя Константина не значится».

В противоположность Мисаилу современный исследователь Г.В. Хлебов сумел, отталкиваясь от жития и текста на клеймах житийной иконы Константина, Михаила и Феодора, выстроить вполне непротиворечивую гипотезу о реальности Константина, жившего в начале XIII века, и нетождественности его с Ярославом Святославичем, княжившим столетием ранее. Хлебов предположил, что Константин не был правящим князем – в городе властвовали упомянутые летописями князья. Константин же прибыл в Муром с единственной целью – внедрения христианства среди язычников, никак на престол не претендуя. А сын его Феодор потому похоронен вместе с ним, что если сам Константин с Давыдом ладили, то этого нельзя было сказать об их сыновьях – и сын Давыда, заняв престол после смерти отца, позаботился об устранении возможного конкурента, ведь Феодор был княжьего рода и уж на муромский-то престол мог теоретически претендовать. А отцом Константина по версии Хлебова действительно был черниговский князь Святослав – только не Ярославич, а Всеволодович (умерший в 1194 году), который вполне мог в 1192 году благословить своего младшего сына на духовный подвиг – раз уж тот не мог претендовать ни на черниговский, ни на киевский престолы, ни на что-нибудь помельче. Логично, правдоподобно и даже красиво. Вот только у Святослава Всеволодовича не было сына Константина. На что Хлебов предположил, что Константин – крестильное имя Ярослава. Увы, но и такого сына у Святослава Всеволодовича летописи не упоминают. Что же тогда стало опорой для этой гипотезы? Всего лишь выловленная у В.О. Ключевского фраза «В XII веке Муромо-Рязанский князь Ярослав, младший сын Святослава Черниговского, стал князем-изгоем, вышедшим из общего порядка получения великокняжеского престола ввиду своего младшенства». Однако Ключевский, с одной стороны, нигде не назвал Святослава Черниговского Всеволодовичем, а с другой – прямо указал, что Ярослав был муромским князем. То есть речь шла о том самом князе, которого многие отождествляют с Константином – Ключевский всего лишь имел в виду, что большая часть его правления пришлась на XII век. Так единственная деталь, выдернутая из стройной конструкции, обращает ее в руины.

А вот что писал о муромских святых в своей работе «Древнерусские жития святых как исторический источник» сам В.О. Ключевский:

«В рукописях были распространены с XVI века две службы муромским святым: одна из них на память кн. Константина и детей его Михаила и Феодора приписывается господину Михаилу мниху , в другой на память Петра и Февронии первый канон написан Похомием мнихом , второй тем же Михаилом. Эти службы составлены были около 1547 года, когда собор установил местное празднование муромским чудотворцам; может быть, авторам их принадлежит и литературная обработка сказаний о тех же святых, хотя в рукописях нет прямого указания на это».

Любопытно – один и тот же инок причастен к обеим службам, однако ни в одной не говорится, что святые жили в одно время (как и в житиях), хотя обычно агиографы таких фактов не игнорировали – особенно, если это был один автор. Кстати, вышупомянутый Мисаил поддержал Ключевского, обратившего на это внимание. Однако что еще Ключевский говорил о самом Константине?

«…Повесть о князе Константине и его сыновьях сохранилась в нескольких редакциях. В полном своем составе она содержит сказания о древнейшем состоянии города Мурома, о водворении в нем христианства Константином, о восстановлении города князем Юрием, далее поэтическую легенду о епископе Василии и рассказ о обретении мощей муромских просветителей в 1553 году. Эта повесть имеет чисто историческую основу; но едва ли можно воспользоваться ее подробностями. Редакции ее несогласны в показаниях о времени события, из которых ни одно, впрочем, не заслуживает веры: полная относит прибытие Константина в Муром к 6731 (1223) году, замечая, однако ж, что это было немного после св. Владимира; краткая неопределенно обозначает событие цифрой 6700. Притом в местном предании, на котором основана повесть, автор не нашел уже живых действительных черт события и должен был заменять их приемами риторического изобретения и чертами, взятыми из рассказа летописи о крещении Киева. Наконец, в повести есть эпизод, относящийся к гораздо позднейшему времени и позволяющий видеть, как автор распоряжался фактами: рассказывая о восстановлении города Мурома князем Юрием Ярославичем, он говорит, что и этот князь пришел из Киева и «устроил» в Муроме епископа Василия. Поэтому было бы напрасно пытаться примирить все черты повести, не предполагая в них ошибок, с сохранившимися известиями летописи о древнем Муроме. Помогая лишь установить в самом общем виде основный факт, неизвестный из других источников, повесть сообщает несколько известий об остатках языческих обрядов на Руси и намеков на ее отношение к восточным инородцам в XVI веке».

Иначе говоря, некая историческая основа у истории о Константине есть, но сама она ни с какой стороны историческим источником не выглядит. Причем самый главный элемент – личность святого князя – является и самым недостоверным…

Другому известному историку церкви, профессору Е.Е. Голубинскому, идея отождествления двух князей, живших с разрывом в столетие, показалась не менее сомнительной, чем повод, ее породивший. Кроме того, опираясь на данные летописей, он пришел к выводу, что не то что Константин, но и «Ярослав не мог быть первым крестителем Мурома, там до него был Спасский монастырь… в нем уже было христианство… Ярослав же в Муроме даже церкви не построил». Отвергнув отождествление князей, Голубинский в своей «Истории русской церкви» (Сергиев Посад, 1880) пришел к отрицанию существования Константина иначе как литературного персонажа, не найдя ему никакого документального подтверждения: «Весь рассказ жития Константина есть не что иное, как вымысел муромских риторов».

Трудно что-либо к этому добавить…

Из книги Князь Феликс Юсупов. Мемуары автора Юсупов Феликс

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547) После смерти

Из книги Записки актера Щепкина автора Щепкин Михаил Семенович

VI. Князь П.В. Мещерский Теперь мне следует рассказать случай, который имел сильное влияние на мое сценическое образование. Да, это был, так сказать, толчок, который заставил меня мыслить и увидать многое в совершенно новом свете.Жил в Курске вельможа времен императрицы

Из книги Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания автора Головкин Фёдор Гавриилович

IX. Князь де Линь Карл, князь де Линь и князь Священной Римской Империи, был, в то же время, первым грандом Испании, кавалером ордена Золотого Руна, капитаном немецкой гвардии германского императора, фельдмаршалом и пр., что, в связи с его высоким происхождением, огромным,

Из книги Кадеты и юнкера автора Марков Анатолий Львович

Великий князь На второй или третий день моего поступления в корпус, выходя погулять по плацу со своим одноклассником-второгодником, я обратил внимание на три закрытых ставнями окна и дверь, выходящую в вестибюль.– Что это за помещение? – спросил я своего спутника,

Из книги Князь Андрей Волконский. Партитура жизни автора Дубинец Елена

Князь Юрий Николаевич Холопов сказал, что у вас была реэмиграция… Это не так. Меня ведь привезли в Советский Союз, а уехал я уже сам. Шутил, что я дважды эмигрант Советского Союза. В вашей библиотеке стоит картина с родословной Волконских. А вы там есть?

Из книги Последний очевидец автора Шульгин Василий Витальевич

9. Князь Волконский Президиум Государственной Думы состоял из председателя, двух товарищей его, секретаря Государственной Думы и пяти товарищей секретаря. Все эти лица избирались.При избрании президиума хотели соблюсти некоторые конвенансы, то есть распределить места

Из книги Фауст автора Руикби Лео

Князь некромантов Был 1506 год, когда усталый 44-летний монах Тритемий возвращался в Берлин от двора курфюрста Бранденбургского маркграфа Иоахима I (1484–1535). Монах был явно не в настроении. Незадолго до этого Тритемия заставили покинуть бенедиктинский монастырь Святого

Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр Владимирович

БОРИС, КНЯЗЬ ЯРОСЛАВСКИЙ, И ГЛЕБ, КНЯЗЬ МУРОМСКИЙ (около 988-1015, 984-1015) Сыновья князя Владимира I Святославовича. Согласно русским летописям, убиты братом Святополком после смерти Владимира.В этой главе будут рассматриваться обстоятельства не одного, а нескольких

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

КНЯЗЬ КУРАКИН Гудя промерзлым железом, швейцар в козьем тулупе мехом наружу отворил гремучие затворы ворот особняка князя Куракина и пропустил сани во двор. Высадив Бетанкура у парадного подъезда и громко щелкая концами вожжей, кучер направил экипаж к конюшне,

Из книги Занимательные истории из жизни Романовых автора Давтян Алексей Олегович

Константин Павлович (1779–1831) цесаревич и великий князь, сын Павла I Великому князю Константину Павловичу всегда была симпатична графиня Розалия Ржевусская. И действительно, по красоте и по уму она была весьма достойна его внимания. Цесаревич любил подшучивать над ее

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Князь Г. Н. Трубецкой

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Князь Ростовский, Суздальский, Переяславский и Великий князь Киевский Юрий Владимирович Долгорукий 1090–1157 Сын великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. При жизни отца княжил в Ростовской и Суздальской земле. В 1120 году ходил походом в Волжскую

Из книги Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий (репринт, старая орфография) автора Карнович Евгений Петрович

Великий князь Владимирский Константин Всеволодович 1185-1218 Старший сын Всеволода Большое Гнездо от первого брака с Марией, дочерью князя Чешского Шварна. Родился 15 мая 1185 года. Уже на десятом году жизни был обвенчан с дочерью князя Смоленского Мстислава Романовича. В конце

Из книги 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда автора Белов Николай Владимирович

КНЯЗЬ А, А. БЕЗБОРОДКО IОтзывъ Екатерины о своей государственной д?ятельности. - Участіе въ этой д?ятельности французскихъ мыслителей и г-жи Жоффренъ. - Положеніе

Из книги автора

Князь Серебряный Василий Семенович Серебряный - русский князь, боярин, воевода. Князь участвовал во многих войнах во время правления Ивана IV Грозного. Отличился при взятии Казани (1552), Полоцка (1563), руководил взятием города Юрьева (1558), возглавлял ряд удачных походов во

Краткие жития благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев

Князь Кон-стан-тин (Яро-слав Свя-то-сла-вич) был по-том-ком рав-ноап-о-столь-но-го кня-зя Вла-ди-ми-ра. Он про-сил у сво-е-го от-ца, кня-зя Свя-то-сла-ва Чер-ни-гов-ско-го, дать ему в удел го-род Му-ром, на-се-лен-ный языч-ни-ка-ми, чтобы про-све-тить эту стра-ну све-том хри-сти-ан-ской ве-ры. Сы-на сво-е-го Ми-ха-и-ла князь от-пра-вил к му-ром-цам в ка-че-стве сво-е-го по-слан-ца, но языч-ни-ки его уби-ли. Ко-гда князь Кон-стан-тин по-до-шел к го-ро-ду со сво-ей дру-жи-ной, жи-те-ли сми-ри-лись и при-ня-ли его. Не при-нуж-дая языч-ни-ков си-лой к при-ня-тию ве-ры Хри-сто-вой, князь не оста-вил, од-на-ко, мыс-ли об их про-све-ще-нии и преж-де все-го по-стро-ил храм Бла-го-ве-ще-ния на ме-сте уби-е-ния сво-е-го сы-на, а вско-ре и дру-гую цер-ковь, в честь свв. Бо-ри-са и Гле-ба. В то же вре-мя сам он не раз при-зы-вал к се-бе ста-рей-шин го-ро-да и убеж-дал их пе-ре-ме-нить ве-ру, с про-по-ве-дью о Хри-сте об-ра-ща-лось к му-ром-цам и ду-хо-вен-ство, при-быв-шее с кня-зем.

Од-на-жды тол-па ярых языч-ни-ков, недо-воль-ных кня-зем, под-сту-пи-ла к его до-му, гро-зя кня-зю смер-тью. По-мо-лив-шись Бо-гу, князь сме-ло вы-шел к тол-пе бун-тов-щи-ков с ико-ной Бо-го-ма-те-ри. Это так по-ра-зи-ло языч-ни-ков, что они са-ми по-же-ла-ли при-нять Кре-ще-ние. Кре-ще-ние му-ром-цев бы-ло со-вер-ше-но тор-же-ствен-но, с те-ми же об-ря-да-ми, как при св. Вла-ди-ми-ре в Ки-е-ве. В рас-про-стра-не-нии Хри-сто-вой ве-ры бла-жен-но-му кня-зю Кон-стан-ти-ну рев-ност-но по-мо-гал его сын, князь Фе-о-дор. В 1129 г. князь Кон-стан-тин скон-чал-ся и был по-гре-бен в церк-ви Бла-го-ве-ще-ния ря-дом с сы-но-вья-ми, бла-жен-ны-ми Ми-ха-и-лом и Фе-о-до-ром.

Полные жития благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев

Бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Кон-стан-тин Свя-то-сла-вич про-ис-хо-дил из ро-да ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, кре-стив-ше-го зем-лю Рус-скую. Он хо-тел иметь сво-им уде-лом го-род Му-ром, на-се-лен-ный языч-ни-ка-ми, чтобы про-све-тить эту стра-ну све-том хри-сти-ан-ской ве-ры. Род-ствен-ник кня-зя Кон-стан-ти-на, сын ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-ми-ра бла-го-вер-ный князь Глеб, ко-то-ро-му на-зна-чен был во Вла-ди-ми-ре го-род Му-ром, упо-тре-бил мно-го уси-лий, чтобы овла-деть им и скло-нить его жи-те-лей к при-ня-тию Свя-то-го Кре-ще-ния, но не смог это-го сде-лать и два го-да жил вда-ли от него на рас-сто-я-нии двух по-прищ (12 верст) на ре-ке Ишне. По-сле то-го, как свя-той Глеб был убит, Му-ром дол-го оста-вал-ся без кня-зя хри-сти-ан-ско-го, и язы-че-ство оста-лось там в си-ле. Меж-ду тем со-се-ди, бол-га-ры, ве-рою ма-го-ме-тане, ста-ра-лись рас-про-стра-нить свое вли-я-ние на Му-ром. «Князь Кон-стан-тин, слы-ша о Му-ро-ме, яко ве-лик и сла-вен и мно-же-ство лю-дей жи-ву-щих в нем и бо-гат-ством вся-ким ки-пя-щий», ис-про-сил у от-ца сво-е-го Свя-то-сла-ва Чер-ни-гов-ско-го этот го-род в удел се-бе. Отец не хо-тел от-пус-кать его по силь-но-му опа-се-нию, как бы не умерт-ви-ли его. Но Кон-стан-тин ре-шил-ся на все для свя-той ве-ры.

И в 1192 го-ду вме-сте с сы-но-вья-ми сво-и-ми кня-зья-ми Ми-ха-и-лом и Фе-о-до-ром, ду-хо-вен-ством, вой-ском и слу-га-ми из слав-но-го го-ро-да Ки-е-ва он при-шел в Ря-зан-скую зем-лю к го-ро-ду Му-ро-му.

При-бли-жа-ясь к Му-ро-му, свя-той бла-го-вер-ный князь Кон-стан-тин по-слал сы-на сво-е-го Ми-ха-и-ла убеж-дать му-ром-цев, чтобы при-ня-ли кня-зя без со-про-тив-ле-ния. Упор-ные языч-ни-ки уби-ли по-слан-но-го кня-зя и бро-си-ли те-ло его за го-ро-дом, а са-ми ста-ли го-то-вить-ся к бою. Ко-гда князь Кон-стан-тин по-до-шел к го-ро-ду со сво-ей боль-шой дру-жи-ной, жи-те-ли хо-те-ли сра-жать-ся, по-том сми-ри-лись, со-гла-си-лись при-нять кня-зя, но за-ме-нить свое язы-че-ство на его ве-ру не по-же-ла-ли. Не при-нуж-дая языч-ни-ков си-лой к при-ня-тию ве-ры Хри-сто-вой, князь не оста-вил, од-на-ко, мыс-ли о их про-све-ще-нии и преж-де все-го по-стро-ил храм Бла-го-ве-ще-ния на ме-сте уби-е-ния сво-е-го сы-на, а вско-ре и дру-гую цер-ковь свя-тых Бо-ри-са и Гле-ба. В то же вре-мя сам он не раз при-зы-вал к се-бе ста-рей-шин го-ро-да и убеж-дал их к пе-ре-мене ве-ры; с про-по-ве-дью о Хри-сте об-ра-ща-лось к му-ром-цам и ду-хо-вен-ство, при-быв-шее с кня-зем. И вот од-наж-ды тол-па ярых языч-ни-ков, недо-воль-ная кня-зем, под-сту-пи-ла к его до-му, гро-зя кня-зю смер-тью. По-мо-лив-шись Бо-гу, князь сме-ло вы-шел к тол-пе бун-тов-щи-ков с ико-ной Бо-го-ма-те-ри. Это так по-ра-зи-ло языч-ни-ков, что они сми-ри-лись и по-же-ла-ли при-нять кре-ще-ние. Об-ра-до-ван-ный князь воз-дал бла-го-да-ре-ние Гос-по-ду и Пре-чи-стой Его Ма-те-ри и на-зна-чил день для сбо-ра всех непро-све-щен-ных. Тор-же-ствен-но бы-ло кре-ще-ние му-ром-цев, и, как неко-гда Днепр, ре-ка Ока ста-ла ку-пе-лью для всех жи-те-лей го-ро-да. Бла-го-вер-ный князь осы-пал де-тей Бо-жи-их раз-ны-ми по-дар-ка-ми, од-них - одеж-дой, дру-гих - день-га-ми, а луч-ших - и вот-чи-на-ми. Так бла-го-вер-ный князь Кон-стан-тин в го-ро-де Му-ро-ме «ве-ру утвер-ди» и жи-те-лей «от пре-ле-сти идоль-ския из-ба-ви», в чем сын его Фе-о-дор был ему рев-ност-ным по-мощ-ни-ком.

Те-перь над-ле-жа-ло по-за-бо-тить-ся и о по-стро-е-нии и умно-же-нии хра-мов. И «за-по-ве-да ста-ви-ти церк-ви в го-ро-де и в се-лах и мо-на-сты-ри муж-ския и жен-ския», и учре-дил в сво-ем го-ро-де епи-скоп-скую ка-фед-ру. По ле-то-пи-си, в 1098 го-ду ви-дим в Му-ро-ме Спас-ский мо-на-стырь, по-стро-ен-ный, без со-мне-ния, про-све-ти-те-лем Му-ро-ма.

Скон-чал-ся свя-той князь в 1129 го-ду, про-вед-ши жизнь свою в ис-тин-ной ве-ре и непо-роч-но-сти во всем, яв-ля-ясь все-гда за-щит-ни-ком бед-ных и си-рот. Его кон-чи-на при-чи-ни-ла ве-ли-кую скорбь на-ро-ду. Все опла-ки-ва-ли его как от-ца и по-хо-ро-ни-ли у по-стро-ен-ной им церк-ви Бла-го-ве-ще-ния, вбли-зи сы-но-вей его, бла-го-вер-ных кня-зей Ми-ха-и-ла и Фе-о-до-ра.

Впо-след-ствии род-ствен-ник свя-то-го кня-зя Кон-стан-ти-на бла-го-вер-ный князь Ге-ор-гий Яро-сла-вич воз-об-но-вил пер-во-на-чаль-ную цер-ковь Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, и с то-го вре-ме-ни про-сла-вил Гос-подь свя-тых кня-зей Кон-стан-ти-на и сы-но-вей его, так как у гро-бов их ста-ли со-вер-шать-ся чу-де-са.

Спу-стя мно-го лет по-сле это-го, в 1553 го-ду, царь всея Рос-сии Иоанн Ва-си-лье-вич, идя в по-ход про-тив нече-сти-вых та-тар к го-ро-ду Ка-за-ни, за-шел в го-род Му-ром и про-был здесь две неде-ли. Со-вер-шив мо-леб-ствие у гро-бов свя-тых чу-до-твор-цев, он дал обе-ща-ние по-стро-ить ка-мен-ную цер-ковь. И ко-гда ста-ли ко-пать рвы для этой церк-ви, то на-шли мо-щи свя-тых кня-зей це-лы-ми и ни-сколь-ко не по-вре-жден-ны-ми. По окон-ча-нии по-строй-ки церк-ви в ни-ше цер-ков-ной сте-ны бы-ло устро-е-но осо-бое ме-сто, где и по-ло-же-ны бы-ли свя-тые мо-щи их. Царь Иоанн Ва-силь-евич по-ве-лел то-гда Ря-зан-ско-му епи-ско-пу Гу-рию освя-тить но-во-по-стро-ен-ный храм и при-слал к освя-ще-нию его раз-лич-ную цер-ков-ную утварь. Храм был освя-щен, уст-ро-ен при нем мо-на-стырь, и с тор-же-ством бы-ло от-празд-но-ва-но это со-бы-тие. В то вре-мя у гро-бов свя-тых кня-зей со-вер-ши-лось мно-го чу-дес, ко-то-рые со-вер-ша-ют-ся и до-ныне во сла-ву Хри-ста Бо-га.

Молитва благоверным князьям Константину (Ярославу) и чадом его, Михаилу и Феодору, Муромским

О, хра́брый во́ине и избра́нный воево́до небе́снаго Царя́ Христа́, победи́вый пре́лесть идолослуже́ния си́лою Свята́го Ду́ха и просвети́вый град Му́ром святы́м креще́нием, святы́й благове́рный кня́же Константи́не! Усе́рдно предстоя́ще честне́й ра́це многоцеле́бных моще́й твои́х, со слеза́ми мо́лим тя, прося́ще прия́ти нам твои́м к Бо́гу хода́тайством грехо́в оставле́ние. Предста́ни, свя́те, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, и подви́гни с собо́ю на моли́тву преудобре́нныя своя́ две о́трасли, благове́рнаго кня́зя Михаи́ла послу́шнаго тебе́ до сме́рти и кровь свою́ пролия́вшаго за град сей и я́ко незло́биваго а́гнца заколе́на бы́вша (тща́шеся бо тьмы душ обрати́ти ко Го́споду спаса́емых), и благове́рнаго кня́зя Фео́дора, ревни́теля благоче́стию. Еще́ со слеза́ми смире́нно про́сим: сохрани́те, блаже́ннии, невреди́м град сей, его́же возлюби́сте и свободи́сте от рабо́ты де́монския. Оби́тель же сию́, и живу́щия и тружда́ющияся в ней, соблюди́те невреди́мо от всех ко́зней и стрел де́монских. Да́руйте, святи́и, ца́рствующим градо́м, гра́ду сему́, вся́кому гра́ду и стране́ ми́рное и немяте́жное житие́ и изоби́лие плодо́в земны́х. По мо́рю пла́вающим и путеше́ствующим, и к ра́це моще́й ва́ших с ве́рою прибега́ющим, безбе́днии прави́телие бу́дите: злых свобожде́ние, ми́рное и ра́достное в до́мы их возвраще́ние, моли́твами ва́шими да́руйте, да вси с ра́достию взыва́ем: о благове́рнии на́ши засту́пницы! Соблюди́те всех без напа́стей, да вси, прибега́юще с ве́рою к цельбоно́сней ра́це моще́й ва́ших исцеле́ние душа́м и телесе́м на́шим прие́млюще, прославля́ем вас, на́ша засту́пники, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

К. А. Аверьянов (Москва)

МУРОМСКИЕ КНЯЗЬЯ XIV века

В истории средневекового Мурома содержится много «белых пятен». Во многом это связано со скудостью летописных известий об этом городе за XIII – XIV вв. Из сообщений летописцев известно, что муромские князья (о них говорится во множественном числе) вместе с рязанскими выступили в 1237 г. на реку Воронеж навстречу полчищам Батыя . Следующее известие о Муроме относится к 1239 г., когда летописец записал: «На ту же зиму взяша татарове Мордовскую землю, и Муромъ пожгоша, и по Клязме воеваша, и град святыа Богородица Гороховець пожгоша, и идоша во своя страны. Бе же пополохъ тогда золъ по всей земли, сами бо людие не ведаху кто где бежитъ от страха» .

Несмотря на монголо-татарское нашествие, муромские князья сумели удержать в своих руках принадлежавший им удел. Об этом становится известным из небольшой заметки летописца под 1248 г.: «Женися князь Борисъ Василковичь (Ростовский. – К. А. ) у Ярослава у муромьского князя» .

Но затем на протяжении почти целого столетия мы не встречаем в летописях ни одного имени муромского князя. За этот период летописцы поместили лишь четыре известия, в которых упоминается Муром. Под 1257 г. имеется известие о проведении татарскими численниками описания Северо-Восточной Руси: «Тое же зимы приехаша численицы изъ татаръ, и изочтоша всю землю Суздалскую, и Рязанскую и Муромскую» . Известно также, что в 1281 г. князь Андрей Александрович, оспаривавший великокняжеский стол у своего брата Дмитрия, поднял против последнего татар, стоял вместе с ними у Мурома, созывая к себе на помощь русских князей. Между тем татары опустошали Муром и его окрестности . Еще об одном татарском набеге становится известным из сообщения летописца под 1288 г.: «Того же лета князь Елортай Ординский, Темиревъ сынъ, приходи ратью на Рязань, и воева Рязань, Муромъ, Мордву, и много зла сътвориша, идоша во свояси» . Упоминается Муром и в числе четырнадцати русских городов, пострадавших от татарской «Дюденевой рати» 1293 г. .

Только под 1345 г. встречается указание, что в Муроме по-прежнему правили русские князья: «Того же лета преставися князь Василей Муромский, и положенъ бысть во его отчине въ Муроме, въ церкви святыхъ мученикъ Бориса и Глеба въ монастыре на Ушне» .

К 1351 г. встречаем еще одно известие о Муроме: «Того же лета князь Юрьи Ярославичь Муромский обнови градъ свой отчину свою Муромъ, запустевший отдавна отъ первыхъ князей, и постави дворъ свой во граде, такоже и бояре его, и велможи, и купци и чръныя люди изставиша дворы своя, и святыа церкви обновиша и украсиша иконами и книгами». А. В. Экземплярский делает вполне обоснованное предположение, что Юрий был никем иным, как братом упоминаемого шестью годами ранее князя Василия .

Однако князю Юрию Ярославичу недолго пришлось быть на муромском столе. Под 1354 г. летописец записал: «Того же лета князь Феодоръ Глебовичь, собравъ воиньства много, и поиде ратью къ Мурому на князя Юрья Ярославича, и изгна его изъ града Мурома, и вниде во градъ, и сяде самъ на княжении въ Муроме, и муромци ради быша ему, и яшася за него и поидоша съ нимъ во Орду. А князь Юрьи Ярославичь прииде въ Муромъ неделю спустя по отшествии его, и собравъ остаточныя люди муромскиа и поиде за нимъ во Орду ко царю судитися съ нимъ. И бысть великъ судъ межи ихъ предъ князи ординьскими, и досталося княжение Муромское князю Феодору Глебовичю. Сице же и князя Юрья Ярославича выдаша князю Феодору Глебовичу; онъ же въ велицей крепости дръжа его у себя¸ и бысть ему тяжестно зело, и в тягости и въ нужи и преставися» .

Последующие известия о Муроме за вторую половину XIV в. также крайне скудны. Под 1377 г. летописец помещает сообщение о битве на реке Пьяне, из которого явствует, что в состав рати великого князя московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) входили и муромцы .

Известный исследователь княжеских родословий А. В. Экземплярский в своем обзоре муромских князей замечает, что потомства Юрия Ярославича, как и Феодора Глебовича, мы не знаем. В дальнейшем, указывал он, в летописях встречается лишь безымянное название «муромский князь», без обозначения самих имен . Но все же это не так – одно имя находим под 1380 г. в описании смотра русских войск на Девичьем поле в Коломне (перед Куликовской битвой). Из него явствует, что в распоряжении двоюродного брата Дмитрия Донского – Владимира Андреевича Серпуховского среди прочих воевод находился и князь Андрей Муромский .

Еще одно, не совсем ясное для нас, известие встречается при описании событий московско-рязанского конфликта 1385 г. В этом году князь Олег Рязанский взял «изгоном» Коломну. В ответ Дмитрий Донской послал московскую рать во главе с Владимиром Андреевичем Серпуховским на Рязань. «А иную рать, – добавляет летописец, – послалъ князь Дмитрей Ивановичь на Муромъ на князя безъчестиа» .

Под 1396 г. сообщается, что «тое же зимы князь велики Олегъ Ивановичь Рязанский съ зятемъ своимъ, съ великимъ княземъ Юрьем Святославичемъ Смоленскимъ, и з братьею своею, с Пронскими князи, и съ Козельскимъ, и съ Муромскимъ, поиде ратью на Литву и много зла сътвориша имъ» . Аналогичного характера известия помещены под 1400 г.: «Того же лета въ пределехъ Черленаго Яру и въ караулехъ возле Хопорь до Дону князь велики Олегъ Ивановичь, съ Пронскими князи и съ Муромскимъ и Козелскимъ, избиша множество татаръ, и царевичя Маматъ-Салтана Яша, и иныхъ князей ординскихъ поимаша» ; и под 1401 г.: «Того же лета князь велики Олегъ Ивановичъ Рязанский съ зятемъ своимъ Юрьемъ Святославичемъ Смоленскимъ и з братьею своею, съ князи Пронскими, и Муромскимъ, и Козелскимъ, ратью поидоша къ Смоленску» .

Приведенный выше перечень летописных известий показывает, что за более чем полтора столетия (с середины XIII по начало XV вв.) известны всего лишь пять имен муромских князей: Ярослав (1248), Василий [Ярославич?] (1345), Юрий Ярославич (1351, 1354), Феодор Глебович (1354), Андрей (1380). Кем они приходились друг другу?

Родословцы знают лишь первых четырех из них. Синодальный список родословцев сообщает: «И в лето 6736 преставися князь Давыд Муромской в черньцех, а по нем сядет на Муроме сын его князь Ярослав, а у него были два сына: князь Юрьи, да князь Василей. В лето 6859 князь Юрьи Ярославичь Муромской обнови отчину свою Муром, запустевшую от первых князей. И в лето 6862 князь Федор Глебович пойде ратью к Мурому на князя Юрья Ярославича и согна князя Юрья с Мурома, а сам седе на Муром, и поидоста оба в Орду и царь даст Муром князю Федору Глебовичу, а князя Юрья ему же выдал» .

Таким образом, видим, что данный источник признает Юрия и Василия сыновьями Ярослава. Однако вскоре составители родословцев заметили здесь явную хронологическую ошибку. По известному генеалогическому правилу, на каждое столетие приходится время активной деятельности трех поколений. Но из приведенного отрывка легко заметить, что в данном случае это правило нарушено: у Давыда Муромского, скончавшегося в 1228 г., явно не могло быть внуков, активно действовавших в середине XIV в. Налицо пропуск, по крайней мере, одного поколения. Вот почему составители более поздней Румянцевской редакции сделали Ярослава не сыном, а внуком Давыда: «И в лето 6736 преставися князь Давыд Муромской в чернцах. А по нем сиде на Муроме сын его Юрьи, а по Юрье седе на Муроме сын его Ярослав, а у него были 2 сына: Юрьи да Василей. 6853 преставися князь Василей Ярославич Муромской. 6859-го князь Юрьи Ярославич муромской обнови отчину свою Муром, запустевшую от первых князей. 6862-го князь Федор Глебович поиде ратью к Мурому на князя Юрья Ярославича, и согна князя Юрья, а сам седе на Муроме. И поидоста оба в Орду, и царь даст Муром князю Федору Глебовичу, а князя Юрья ему же выдал» .

Таким образом, хронологическая ошибка была вроде бы исправлена. Однако составителям родословцев оказалось неизвестным приведенное нами летописное известие 1248 г. о женитьбе ростовского князя на дочери Ярослава Муромского. Указание летописца на замужество его дочери в этом году означает, что к тому времени он уже был зрелым человеком. Вряд ли его сын Василий, даже если родился позже своей сестры, мог дожить до 1345 г. Вот почему А. В. Экземплярский не решился назвать Василия сыном муромского князя Ярослава, упоминаемого под 1248 г. Относительно же родословия князей XIV в. Феодора Глебовича и Андрея А. В. Экземплярским не было высказано даже предположений.

В свое время нами было показано, что Муром на протяжении столетия – с середины XIII по середину XIV в. являлся владением татарских баскаков , и поэтому возводить муромских князей середины XIV в. к тем князьям, которые княжили в этом городе в более раннее время, вряд ли правомерно. Они явно принадлежали к другим ветвям потомства Рюрика.

Наша задача облегчается двумя обстоятельствами. Во-первых, известно имя отца Василия и Юрия (они, несомненно, были братьями), княживших в середине XIV в. в Муроме, – Ярослав. Во-вторых, поскольку Муром издавна входил в состав Рязанского княжества, искомого Ярослава следует искать среди рязанских князей.

К сожалению, родословие рязанских и тесно связанных с ними пронских князей содержит целый ряд загадок, до сих пор нерешенных историками. Посмотрим, как родословцы излагают генеалогию рязанских князей конца XIII-XIV вв.: «В лето 6778 убиен бысть Роман Ольговичь от тотар, резаша его по составом. А по Романе сиде на Рязани сын его Костянтин. И в лето 6810 прииде на князя Костянтина Романовича Рязанского князь Данило Олександрович Московской, и бысть им бой, и поби князь Данило; и на том бою князя Костянтина изыма, и был у него 4 годы изыман. И по преставлении князя Данила Олександровича сын его князь великий Юрьи Данилович велел убити князя Костянтина Резанского.

А по Костянтине сиде на Рязани сын его Ярослав. А Ярославль сын Иван; в лето 6835 Иван Ярославич убиен бысть в Орде. А князь Иванов сын Ярославича, князь Иван Коротопол, после отца сиде на Рязани. В лето 6848 князь Иван Коротопол шел из Орды, встретил князя Олександра Михайловича Пронского да его поймал да и ограбил, да приведе его с собою и повеле его убити на Рязани.

В лето 6851 князь Ярослав, сын княж Олександров Михайловича Пронского, приде из Орды, а с собою приведе тотар, да Рязань взяли, князя Ивана Коротопола згониша, да того лета и убиен бысть. А княж Иванов сын Коротополов Олег, иже бысть советник безбожному Мамаю» .

Из вышеприведенного текста у нас складывается следующая родословная линия рязанских князей: Роман Ольгович (ум. 1270), его сын Константин (ум. 1306), внук Ярослав, правнук Иван (ум. 1327), праправнук Иван Коротопол (ум. 1343), прапраправнук Олег, живший в эпоху Куликовской битвы. Однако доверять этим показаниям родословцев вряд ли возможно. На сто с небольшим лет здесь приходится шесть поколений, тогда как должно быть лишь три. Таким образом, составители родословцев в генеалогию рязанских князей явно приписали, по крайней мере, два лишних поколения. Об этом же свидетельствует дошедшая до нас жалованная грамота, данная около 1371 г. рязанским князем Олегом Рязанским Ольгову монастырю, где он называет своего отца Иваном Александровичем, а не Ивановичем (как полагали составители родословцев).

Данные факты были известны исследователям уже в XIX в. и, начиная с Д. И. Иловайского, автора капитальной «Истории Рязанского княжества», они пытались решить эту проблему. Последним по времени к ней обратился А. И. Цепков . Не останавливаясь на анализе мнений историков по поводу генеалогии рязанских князей, представим ее в виде таблицы.

Таблица 1. Генеалогия рязанских князей конца XIII – XIV вв.

Роман Ольгович, в. кн. рязанский, ум. 1270

Федор Романович, кн. Рязанский

Ярослав Романович, кн. пронский, затем в. кн. рязанский, ум. 1299

Константин Романович, в. кн. рязанский, захвачен в плен Даниилом Московским в 1301, убит Юрием Московским в 1305

III колено

Иван Ярославич, кн. пронский, затем кн. рязанский, уп. в 1320 (война с Юрием Московским), убит в Орде в 1327

Михаил Ярославич, уп. в правой грамоте XV в.

Василий Константинович, кн. рязанский, убит в Орде в 1308

Иван Иванович Коротопол, кн. рязанский, уп. 1339 (убийство им кн. Александра Михайловича Пронского), убит в 1343 сыном последнего Ярославом Александровичем

Александр Михайлович, кн. пронский, убит в 1339 Иваном Коротополом

Иван Александрович, уп. в жалованной грамоте, сост. ок. 1371

Ярослав Александрович, кн. пронский, затем рязанский, уп. 1343 (убийство им кн. Ивана Коротопола), ум. 1344

Василий Александрович, в.кн. рязанский, ум. 1350

Олег Иванович, в. кн. рязанский, уп. с 1353, ум. 1402

Вышеприведенная таблица, кроме того, что показывает тесную связь собственно рязанских и пронских князей, сидевших попеременно на рязанском столе, интересна тем, что позволяет нам отыскать искомого Ярослава, отца муромских князей Василия и Юрия Ярославичей. Приходим к выводу, что им мог быть только Ярослав Александрович (№ 11), княживший сначала в Пронске, а затем в Рязани, и скончавшийся в 1344 г.

Анализ генеалогии рязанских князей важен для нас и тем, что позволяет определить, где у ее исследователей имеются ошибки. Пытаясь соединить явно ошибочное свидетельство родословцев, что Олег Рязанский был сыном Ивана Коротопола, с тем, что сам Олег называл в качестве своего отца кн. Ивана Александровича, они прибегли к методу, если так можно выразиться, своеобразной «склейки». В частности, А. В. Экземплярский полагал, что у отца Олега Рязанского было два имени: Иван и Василий (настоящее его имя было Иван, а летописи почему-то называют его Василием) .

Подобные примеры наличия двух имен у того или иного князя известны в отечественной истории. Это связано с тем, что вскоре после принятия христианства на Руси столкнулись с одной довольно щекотливой проблемой. У наших далеких предков издавна существовал определенный набор имен, дававшихся детям в память отца, деда и т. п. Но церковь требовала называть младенцев именами, имевшимися только в святцах. Достаточно долгое время эту коллизию обходили тем, что у человека одновременно имелись два имени: одно еще языческое, другое – христианское. Но, как справедливо отмечает А. И. Цепков, «у князей, как правило, было два имени: одно княжеское, другое христианское, но не было двух княжеских (Ярослав-Изяслав, Всеволод-Ростислав и т. д.) или, наоборот, двух христианских (Иван-Василий, Федор-Дмитрий, Петр-Михаил и т. д.) . Поэтому мы должны отвергнуть предположение А. В. Экземплярского о наличии двух христианских имен у отца Олега Рязанского.

Подобную же «склейку» видим и на примере кн. Ярослава Александровича. А. В. Экземплярский именует его Ярославом-Дмитрием . Дело заключается в том, что когда в XVI в. составлялись дошедшие до нас родословцы, жившие в то время князья Пронские смогли проследить свое родословие только до кн. Владимира Дмитриевича Пронского . Он упоминается летописцем в 1365 и 1372 гг. (в этом году он умер). Из указания летописцем его отчества, становится ясным, что его отца звали Дмитрием. Но происхождение последнего было неясно. Исследователи, пытаясь привязать генеалогию пронских князей к основной линии Рязанского княжеского дома, сделали предположение, что его отцом являлся ближайший к нему по времени из упоминаемых летописью пронских князей – Ярослав Александрович. Тем самым в литературе появилось не соответствующее истине утверждение, что у него было два имени: Ярослав и Дмитрий. На наш взгляд, Дмитрий был братом, видимо младшим, Ярослава. Но поскольку до сегодняшнего дня не найдено ни одного источника, где упоминался бы Дмитрий, этот вопрос не может считаться окончательно решенным.

Для нас же эта проблема важна тем, что позволяет уточнить переход княжеского стола в Пронске. Очевидно, после князя Ярослава (когда он перешел на княжение в Рязань) пронский княжеский стол, по тогдашнему обычаю, перешел к его младшему брату Дмитрию. Что же касается сыновей Ярослава, то они закрепились в Муроме. Наше предположение подтверждает уже приводившееся летописное известие об «обновлении» Мурома князем Юрием Ярославичем. Однако его династии не суждено было закрепиться в этом городе вследствие захвата Мурома князем Феодором Глебовичем.

Правители Муромского княжества из династии Рюриковичей, с начала XI века киевские наместники, с 1097 года правители удела в составе Черниговского княжества, с середины XII века независимого (находящегося под сильным владимирским, с середины XIV… … Википедия

Муромские князья. В Муроме князья появляются со времен Владимира святого. Сын его Глеб княжил в Муроме недолго; после него там сидели великокняжеские наместники, потом посадники от князей Черниговских. В борьбе за Муром с Мстиславом… … Биографический словарь

Установление княжеского правления в Муроме начинается со времён Владимира Святого. Его сын Глеб княжил в Муроме недолго, после него там сидели великокняжеские, затем черниговские наместники. В борьбе за Муром с Мстиславом Владимировичем, Олег… … Википедия

В Муроме князья появляются со времен Владимира святого. Сын последнего, Глеб (см.), княжил в Муроме недолго; после него там сидели великокняжеские наместники, потом посадники от князей Черниговских. В борьбе за Муром с Мстиславом Владимировичем… …

В Муроме князья появляются со времен Владимира святого. Сын последнего, Глеб (см. соотв. статью), княжил в Муроме недолго; после него там сидели великокняжеские наместники, потом посадники от князей Черниговских. В борьбе за Муром с Мстиславом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вели свое происхождение от Святослава Ярославича Черниговского, получившего по завещанию отца (ум. в 1054 г.) Чернигов с Тмутараканью, Муромом и страной вятичей. Святославу Ярославичу приписывается основание в 60 х гг. XI века ряда укрепленных… … Большая биографическая энциклопедия

Святые блаженные князья Константин и чада его Михаил и Феодор - Причисленные церковью к лику святых Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские жили в XI XII веках. Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Александр (Всеволод) Михаилович, † 1340 г., пронской ветви; Андрей Ростиславич (IX кол.), уп. 1147 г.; Василий Александрович, пронско муромской ветви, † 1350 г.; Василий Иоаннович (XX кол.), † 1483; Василий Иоаннович (XXII кол.), XVI в.; Василий… … Большая биографическая энциклопедия

Ярослав Юрьевич Великий князь Муромский 1237 после 1248 Предшеств … Википедия

Список княжеских родов Российской империи. В список включены: фамилии так называемых «природных» российских князей происходивших от прежних владетельных династий Руси (Рюриковичи) и Литвы (Гедиминовичи) и некоторые другие; фамилии,… … Википедия

Книги

  • Святые Петр и Феврония. Покровители семьи , . Семья - малая церковь, этот постулат наша Православная Церковь всегда ставила на первое место и стояла за его незыблемость и крепость. Что созидает союз любви? Безусловно Таинство Венчания, а…

Князь Константин (Ярослав Святославич) был потомком равноапостольного князя Владимира. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. В 1192 году вместе с сыновьями своими князьями Михаилом и Феодором из славного города Шева он пришел в рязанскую землю к городу Мурому.

Михаил Муромский – это очень юный русский князь конца 12 века. Его отец был христианин; вся семья не только крестилась, но крепко, всерьез уверовала в Евангелие и во Христа. Правил его отец Муромской областью; окружена она была целым морем еще не уверовавших и не крестившихся языческих племен. И вот загорелась война; в течение короткого времени племя, напавшее на Муромскую область, было разбито, его остатки закрылись в городище, чтобы до последнего защищаться.

Воины Муромского князя засели в лесу, окружив городище, никакой надежды не было ни выйти из него, ни получить помощь или пищу; оставалось князю Муромскому ждать, чтобы голод и отчаяние заставили жителей сдаться. Но он уверовал во Христа, уверовал в Евангелие, и для него было ясно, что эти люди, которые считают его непримиримым врагом, для него не враги, потому что у христианина нет врагов, все для него – Богом сотворенные братья; заблудшие или нашедшие свой путь, но все равно братья.

Он не мог допустить, чтобы голодная смерть погубила жителей: и крепких воинов, и женщин, юных подростков и детей; он знал, что каждый из них Богу лично дорог, что ради спасения каждого из них Христос стал человеком, претерпел ужас Гефсиманского сада и крестную смерть, что умер бы Он и за одного человека, как Он умер за человеческий род, что умер Он не за всех коллективно, а за каждого в отдельности. И он решил предложить им мир во имя Христа, мир во имя Того, Кто принес примирение неба и земли.

Он им предложил мир без условий, просто Бога ради. Жители, защищавшие городище, этому не могли поверить; во Христа они не верили, Евангелие для них было не благая весть, а сказка и, вероятно, неизвестная; чтобы кто-нибудь предложил врагу, который уже не может защищаться, свободный выход и жизнь, было им немыслимо. В этом предложении жители города увидели военную хитрость. Но на всякий случай, желая, может быть, даже этим воспользоваться, они предложили Муромскому князю сделку: они примут его предложение при одном, однако, условии: что он отдаст им заложником одного из своих сыновей.

А сыновей у него было двое: мальчики девяти и тринадцати-четырнадцати лет. Они с ним были в походе, жили вместе с ним в лесу, в срубе. Пред князем встал вопрос совести: с одной стороны, предложение, которое он сделал врагам, он сделал во имя Христа, по убеждению; с другой стороны, он знал, что, отдай он одного из своих сыновей, он может никогда его не увидеть; враги могут поругаться над ним, убить его, замучить его на стенах городища перед глазами отца; они могут обмануть его во всем. Жизнеописатель говорит нам, как ночью князь ходит по своему срубу, не в силах решиться: отдать сына – и которого? – или отказаться от своей христианской совести?

Святой благоверный князь Михаил Муромский

Один из детей проснулся, младший, Михаил. Посмотрел, последил за отцом и, позвав его, стал допытываться, что его так волнует, когда победа уже у него в руках? И добился, наконец, ответа, отец все ему объяснил. Мальчик тогда поднялся и ему говорит: «Отец, то, что ты мне говоришь, это ведь то же самое, что ты мне рассказывал о нашем спасении! Если ты меня пошлешь к своим врагам, ты поступишь так, как Отец наш Небесный поступил по отношению к человеческому роду, а я поступлю, как Христос поступил: приду примирителем!..» Вероятно, отец так рассказывал о Спасителе своему мальчику, что тот не мог не видеть дела Божия в чертах человеческой жизни.

В конечном итоге, на следующее утро было решено выслать мальчика к врагам.

Когда пришло время мальчику быть отдану жителям городища, он вышел из темного леса и пошел широкой поляной к нему; была тишина и на стенах городища, и в лесу; с затаенным дыханием люди ждали и созерцали то, что совершалось: мальчик девяти лет, один, шел примирять два народа; шел он потому, что уверовал во Христа, и потому, что его отец так серьезно уверовал в евангельскую повесть, что в конечном итоге, после мучительного борения, он все же отдал своего сына. Вдруг пронеслась стрела, пущенная со стен городища, и мальчик упал. И в этот момент случилось самое неожиданное: люди ринулись к мальчику и со стен городища, и из лесу, забыв, что они враги, забыв, что им грозит смерть друг от друга, потрясенные ужасом, что эта красота вдруг превратилась в такое страшное уродство. И когда, обнаружив, что мальчик умер, они друг на друга посмотрели, их ряды были смешаны и им ясно стало, что они уже не враги.

Памятный крест на месте убиения княжича Михаила около Благовещенского монастыря

Единый, единодушный порыв, который их заставил смешаться вокруг тела убитого мальчика, этот порыв восхищения, ужаса, любви их примирил.

На примере Михаила Муромского мы видим, как мальчик девяти лет, в простоте и цельности своего сердца, сумел, вместе со своим отцом, образно воплотить всю тайну нашего спасения.

Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его. Прежде всего, он построил в городе, в старой горной части его, первую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и похоронил здесь убитого сына своего, благоверного князя Михаила, а потом обратил горожан язычников в христианскую веру и крестил их святым крещением. Возблагодарив Бога за успех в этом деле, святой князь построил впоследствии много других церквей и учредил в своем городе епископскую кафедру.

Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять Крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве. В распространении Христовой веры блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор.

Проведши затем жизнь свою в истинной вере и непорочности во всем, являясь всегда защитником бедных и сирот, он в 1129 году отошел ко Господу. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца, и похоронили у построенной им церкви Благовещения, вблизи сыновей его, благоверных князей Михаила и Феодора.

Впоследствии времени родственник святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, возобновил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и с того времени прославил Господь святых князей, Константина и сыновей его, так как у гробов их стали совершаться чудеса.

Спустя много лет после сего, в 1553 году благоверный царь и великий князь всея России Иоанн Васильевич, идя в поход против нечестивых татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл здесь две недели. Совершив молебствие у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победою. С Божиею помощью он взял славной город Казань и, возвратившись в свой царственной город Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. И когда стали копать рвы для этой церкви, то нашли мощи святых князей целыми и нисколько неповрежденными. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положены были святые мощи их. Благоверный царь и великий князь Иоанн Васильевич, всея России самодержец, повелел тогда рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к освящению его различную церковную утварь. Храм был освящен, устроен при нем монастырь, и с торжеством было отпраздновано это событие. В то время у гробов святых князей совершилось много чудес, которые совершаются и доныне во славу Христа Бога.

Рака с мощами князя Константина и сыновей его Михаила и Федора

в Свято-Благовещенском мужском монастыре

Тропарь, глас 4:

Константин днесь весело ликовствует, предстоя престолу святыя Троицы, видя отечествие свое, мастию духовною сияющее, емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его: и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Кондак, глас 8:

Изрядному воеводе, и правоверному князю Константину, с сынома его вкупе, отечество его хвалящися вопиет, имеющее его начальника и заступника: яко избавльшеся им от прелести и скверны идольския. Сего ради вопием ему сице: радуйся княже Константине преблаженне.

Молитва благоверному князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору

О храбрый воине и избранный воеводо Небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли: благовернаго князя Михаила, послушнаго тебе до смерти, и кровь свою пролиявшаго за град сей, и, яко незлобиваго агнца, заколена бывша, и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Испросите своими молитвами стране нашей мир, на враги победу и одоление. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию и живущия и труждающияся в ней соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим и к мощем вашим с верою прибегающим безбеднии правителие будите; злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наши заступники, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 


Читайте:



Туз кубков: подробное описание

Туз кубков: подробное описание

Туз Кубков – Младший Аркан В астрологическом плане Тузу Кубков соответствуют планеты Юпитер и Нептун в гармоничном аспекте к Солнцу, что...

Пошаговый рецепт приготовления пирога из лаваша

Пошаговый рецепт приготовления пирога из лаваша

Лаваш пришёл к нам из армянской кухни. В восточных семьях в пресные лепёшки заворачивают шаурму, рис или халву, подают вместе с блюдом люля-кебаб....

Иван Нагибин: "Сидеть на "лавке"?

Иван Нагибин:

«Я помню матчи в Премьер-лиге, все мною забитые голы, а они всегда трудные и запоминающиеся. Финал Кубка России Лига Европы, где играют лучшие...

Как привлечь взаимную любовь

Как привлечь взаимную любовь

Любовь проявляется во всех сферах жизни: одни дамы питают страсть к живописным пейзажам, другие находят утешение в лице новорождённого младенца,...

feed-image RSS