Главная - Ремонт
Когда у игоря александровича ткаченко день рождения. Парашют Ткаченко не успел раскрыться, потому что кресло-катапульта выстрелило в землю? Награды и хобби

Летчик.

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края.

В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году — Военно-Воздушную Академию им. Ю. А. Гагарина.


Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства: «Мираж» 2000, F-16. Высшим пилотажем занимался с 1989 года. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи». Был женат, воспитывал сына и дочь.

Игорь Ткаченко - командир группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер, гвардии полковник.

Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов "МИГ-29" и "СУ-27" пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко успевал поздравить ветеранов прямо в воздухе.

Заслуженный военный летчик России, Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.

Во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью. Таким его запомнят многие — спокойный, веселый, уверенный в себе, летчик-ас.


Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы. Самолеты только приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делится впечатлениями: «Первые впечатления — наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».

А 16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного — тяжелая травма. Есть пострадавшие и среди местных жителей. Разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.

«Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, — рассказывает один из очевидцев ЧП. — Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».

За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.


«Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в “хвост”, — добавляет местная жительница. - “Хвост” загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».

По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.

Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то — детали обшивки, где-то — части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.

В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один - с небольшими ожогами - до 5% тела, это ожоги первой второй степени. И двое - с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас — в реанимации», — сообщил Игорь Сундуков — заместитель главного врача центральной раменской больницы.

В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.

Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу - летчик, — рассказывает один из местных жителей. — Он один висел на дереве в районе магазина».

Второй Су-27 — тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.

Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.

Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире - последние переговоры участников пилотажной группы "Витязи" с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.


Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: "Влево пошли, продолжаем". В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.

Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:

"...2-41 наблюдаем справа...". "Плавно на поворотный 1200". "Понял, наблюдаю". "Переходим на... пятый...". "3800" ...

Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.


Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина... пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз... на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: "Дым из двигателя, прыгай!"

Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:

"Двигатели выключай!" "2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют". "2-44 - 900 метров над точкой падения". "Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?"

Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта - 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:

"2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю".

На перекличку в эфире не отзывается "пятый":

"Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю... Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.

С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал".

Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.

"Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте".

Пилоты "Витязя" готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали "звезду", "коверт" и "смешанный ромб". Эти фигуры "Русские витязи" и "Стрижи" собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.

При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа - ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость - более семисот километров в час.

Командир пилотажной группы "Русские витязи" Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.

«Он, действительно, был маэстро в своем деле — как летчик, как человек, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. — И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним - сказал: “Привет, маэстро” (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».

Он мог бы еще многие годы вносить своей неоценимый вклад в развитие военной авиации России. Его жизнь была насыщенной, но дожить до старости ему не было суждено. Решительный и отважный полковник гвардии Игорь Ткаченко погиб при исполнении своего долга, едва отметив сорокапятилетие. Но люди, оставившие этот мир, живут столько, сколько жива память о них.

Шестнадцатого августа 2009 года произошла трагедия, потрясшая до глубины души все население России. Самолет, которым управлял Ткаченко, пролетая над Подмосковьем, неожиданно столкнулся с другим истребителем. Уводя падающий борт от жилых домов, полковник трагически погиб, но не позволил «раненой железной птице» навредить населению...

Биография Игоря Ткаченко представлена вашему вниманию в статье.

Детские годы

Будущий летчик Игорь Ткаченко родился в благодатном Краснодарском крае, где царит безграничная живая природа. Он появился на свет 26 июля 1964 года. Его родители тогда жили в простом маленьком поселке. Возможно, вглядываясь в лазурные небеса, манящие своей бескрайностью, чистотой и величием, подрастающий мальчик мечтал о том мгновении, когда он сможет подняться выше облаков. С детских лет он обладал сильным характером и отличался целеустремленностью, любую цель старался реализовать. И ему в этом ничто не могло помешать. Все, кто его знал мальчишкой, вспоминают, как он писал трогательные стихи. А еще занимался закаливанием и даже в самые сильные морозы подтягивался на турниках. Черты будущего командира в нем проявлялись с малых лет.

Игорь был еще школьником, когда его родители, как и многие другие люди тех времен, решили отправиться в Амурскую область, в город Тында, который называли столицей БАМа. Цель была проста: внести свою лепту в строительство железнодорожной магистрали для покорения Дальнего Востока и иметь достойную зарплату.

Школьные годы

Поскольку родители Игоря Ткаченко намеревались долгие годы жить в Тынде, здесь мальчик поступил учиться в школу № 7. Он стал ее выпускником. И сегодня это учебное заведение знаменито тем, что в нем учился великий покоритель неба - летчик и полковник гвардии.

Чтобы увековечить память об этом выдающемся человеке, было принято постановление назвать школу его именем. Современные дети, которым посчастливилось учиться там, очень гордятся данным фактом. И практически все мальчики мечтают стать летчиками и полковниками.

Студент военного училища им. Чкалова

Началом карьеры Ткаченко следует считать 85-й год, когда парень окончил высшее военное училище имени В. П. Чкалова. Именно здесь, в Борисоглебске, готовили военных летчиков. Это был наилучший центр авиации, выпускающий отменно подготовленных летчиков.

Военное училище носит имя Чкалова, который стал его выпускником и гордостью. Оно было основано в 1922 году с целью воспитания, обучения наилучших летчиков для разведки и управления истребителями.

Дальнейшее обучение в Военной академии

Ткаченко Игорь - выпускник - не остановился на достигнутом, и в 2000 году решил поступать в Военную академию воздушных сил, которая носила имя космонавта Юрия Гагарина. С этой целью он отправился в крупный поселок, расположенный в Московской области, - Монино (Щелковский район).

Академия Военно-Воздушных сил целенаправленно готовила именно командиров. Выпускники становились начальниками штабов авиационных соединений, частей, главными штурманами авиации (соединений и частей), частей тыла авиации, офицерами авиационных объединений. Игорь Ткаченко по завершении учебы пополнил ряды выпускников, которые стали героями страны. Это учебное заведение в свое время окончили известные российские и зарубежные космонавты и летчики.

Начало карьеры

Ткаченко Игорь Валентинович возвратился в Борисоглебск, в котором окончил военное училище с целью получения должности летчика-инструктора в Высшем Военном Авиационном Училище Летчиков. В 87 году он поступил служить на военный аэродром в Московской области, который располагался (как и сегодня) в пяти километрах от Кубинок.

На базе военного аэродрома начинается карьера Ткаченко в качестве летчика. Он освоил самые знаменитые самолеты того времени. Ему посчастливилось управлять российским многоцелевым истребителем - Су-35, реактивным учебно-тренировочным Л-29, многоцелевым учебным самолетом 4-го поколения - МиГ-29. Он также бороздил безграничные небесные просторы, управляя всепогодным многоцелевым истребителем Су-27 (4-е поколение), и фронтовым сверхзвуковым истребителем 3-го поколения - МиГ-21.

Ткаченко Игорь Валентинович управлял и самолетами зарубежного выпуска. Он освоил многоцелевой французский истребитель «Мираж» 2000 и легкий многоцелевой американский самолет. Всего за период службы на «Кубинке» он налетал 2 тыс. 300 часов.

«Русские витязи»

В 89-м году Ткаченко решился на высший пилотаж. Его военная подготовка позволяла достичь наиболее высоких результатов в процессе управления реактивными самолетами. Он добился особого мастерства в данной отрасли и не собирался останавливаться на достигнутом. Его талант летчика, сила воли и упорство творили чудеса. Будущий герой страны стал одним из лучших пилотов группы «Русские витязи» в 93-м году. Следует сказать, что ее создали еще в 91-м и включили в состав отменных «покорителей неба». Миссия таких летчиков и сегодня состоит в возможности выполнять в совершенстве управляя тяжелыми истребителями.

В мае 2002 года Ткаченко назначают командиром группы, в которой он состоял в качестве летчика («Русские витязи»). В числе фигур, относящихся к высшему пилотажу, выполняемых «витязями», - «ножницы», «колокол», «петля Нестерова», «фонтан», косая петля. Он постоянно вместе со своей группой совершенствовал мастерство пилотажа и стремился превзойти лучших специалистов мира.

Награды и хобби

Игорь Ткаченко - летчик, который заслужил множество наград и званий, в их числе следующие: орден "За военные заслуги", "За отличие в военной службе", звание Заслуженного военного летчика и Героя Российской Федерации (последнее было присуждено посмертно в 2009 году).

Родные, друзья и сослуживцы вспоминают о нем как об интересном во всех смыслах человеке, в котором удивительным образом сочетались волевой характер и простота. В числе его увлечений были автомобили, которым он уделял особое внимание. Помимо этого, Игоря Ткаченко помнят как человека, испытывавшего особый интерес к нетрадиционной медицине. Все, кто его знал, говорят о нем как об очень талантливой и всесторонне развитой личности. Он был настолько общительным, что с поразительной легкостью находил общий язык с любым человеком. Причем всегда считался душой компании. Жена Галина шутя называла его мальчишкой.

Личная жизнь Игоря Ткаченко

Несмотря на множество достижений, серьезную и трудную профессию, требующую максимальной самоотдачи, Ткаченко находил время на личную жизнь. Он так же, как и любой другой парень, был влюблен, и сделал предложение руки и сердца девушке Галине, которая стала его женой. Она поддерживала супруга в самые волнительные моменты его жизни, гордилась им. Каждый раз, когда Игорь отправлялся бороздить небеса, управляя тяжелым истребителем, она переживала за него.

У Галины и Игоря Ткаченко в браке родилось двое детей: сын (его назвали в честь отца Игорем) и дочка (ей дали имя Дарья). Ткаченко-младший решил идти по стопам отца и поступил в Высшее авиационное военное училище в городе Краснодаре. Сегодня он освоил решительно настроен оправдать свою фамилию и достичь не меньших высот, чем отец.

Гибель Игоря Ткаченко. Как это было

Казалось, в тот ясный летний день 2009 года ничто не предвещало беды. Ткаченко был занят подготовкой полета авиасалона. До этого он не раз демонстрировал поразительный пилотаж, которому не было равных. Группа «Русские витязи» взмыла в небеса. Неожиданное столкновение двух истребителей оказалось роковым.

Вместе со штурманом Куриленко Игорь Ткаченко находился в самолете Су-27УБ. Их полет был прерван неожиданным толчком, крылатая машина ударилась о Су-27, за штурвалом которого сидел пилот Виталий Мельник. Пытаясь увести падающий агрегат от жилого массива, Ткаченко не думал о себе. Ему удалось спасти жизни многих людей, которым угрожала опасность на земле. Если бы такой механизм рухнул на жилые дома, было бы много жертв. Гибель командира "Русских витязей" Игоря Ткаченко не оказалась напрасной. Он спас жизни многих людей ценой собственной.

До сих пор ведутся дискуссии о том, что именно послужило причиной этой страшной трагедии, унесшей жизнь знаменитого полковника, талантливого военного летчика. Но к единому мнению не могут придти даже эксперты. Известно, что его парашют не раскрылся в нужный момент. Ткаченко Игорю присуждена последняя награда посмертно. И сегодня он является для других примером мужества, профессионализма, неординарности, благородства и невероятной силы воли.

"Памяти Игоря Ткаченко и всех лётчиков, ушедших на последнее задание" - песня в исполнении Николая Анисимова. Если вы ее еще не слышали, рекомендуем сделать это.

В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Валерия Чкалова, а в 2000 году - Военно-Воздушную Академию имени Юрия Гагарина.

Он проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы Ткаченко освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35, налетав на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства - «Мираж» 2000 и F-16. Высшим пилотажем Ткаченко занимался с 1989 года, он был ведущим и соло-пилотом пилотажной группы «Русские витязи». Игорь Ткаченко был женат, воспитывал сына и дочь.

Игорь Ткаченко был не только командиром группы «Русские витязи», он также был начальником 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженным военным лётчиком Российской Федерации, военным лётчиком-снайпером в звании гвардии полковника.

Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов МИГ-29 и СУ-27 пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко поздравил ветеранов прямо в воздухе.

Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.

Когда во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью, его запомнили зрители спокойным, веселым, уверенным в себе летчиком-асом.

Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы, после того, как самолеты приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делился впечатлениями: «Первые впечатления - наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».

16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» в воздухе столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Во время этого происшествия командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного - тяжелая травма. Были пострадавшие и среди местных жителей. Оказались разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.

Your browser does not support the video/audio tag.

«Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, - рассказывал один из очевидцев ЧП. - Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».

За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.

«Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в «хвост», - добавляет местная жительница. – «Хвост» загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».

По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.

Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то - детали обшивки, где-то - части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.

В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один – с небольшими ожогами – до 5% тела, это ожоги первой второй степени. И двое – с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас - в реанимации», - сообщил Игорь Сундуков - заместитель главного врача центральной раменской больницы.

В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.

Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу – летчик, - рассказывает один из местных жителей. - Он один висел на дереве в районе магазина».

Второй Су-27 - тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.

Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.

Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире - последние переговоры участников пилотажной группы «Витязи» с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.

Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: «Влево пошли, продолжаем». В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.

Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:

«...2-41 наблюдаем справа...». «Плавно на поворотный 1200». «Понял, наблюдаю». «Переходим на... пятый...». «3800» ...

Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.

Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина... пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз... на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: «Дым из двигателя, прыгай!»

Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:

«Двигатели выключай!» «2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют». «2-44 - 900 метров над точкой падения». «Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?»

Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта - 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:

«2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю».

На перекличку в эфире не отзывается «пятый»:

«Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю... Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.

С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал».

Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.

«Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте».

Пилоты «Витязя» готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали «звезду», «коверт» и «смешанный ромб». Эти фигуры «Русские витязи» и «Стрижи» собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.

При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа - ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость - более семисот километров в час.

Командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.

«Он, действительно, был маэстро в своем деле - как летчик, как человек, - рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. - И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним – сказал: «Привет, маэстро» (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».

Об Игоре Ткаченко был снят документальный фильм «Командир «Русских витязей».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.news.mail.ru
Материалы сайта www.lenta.ru
Материалы сайта www.dni.ru
Материалы сайта «Википедия»

Чтобы доверить человеку управление машиной стоимостью в несколько миллионов долларов, обладающей мощью в несколько тысяч лошадиных сил, его мало несколько лет усердно обучать: для этого он должен обладать не только физической силой, выносливостью и вообще — идеальным здоровьем, но и колоссальными техническими знаниями, высочайшим уровнем интеллекта.

Игорь Ткаченко: 3 месяца в небе

Ткаченко был именно таким. Совершенствуя мастерство пилотирования, осваивая новые типы самолётов, он постоянно стремился узнавать новое. Он родился в 1964 году в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Вскоре родители Игоря уехали на стройку БАМа и взяли сына с собой в Тынду. Его детство прошло вдали от аэродромов, но мальчика тянуло в небо: несмотря на то, что в семье не было связанных с авиацией людей, а большинство сверстников шли учиться на строителей и железнодорожников, Игорь выбрал Борисоглебское высшее военное училище им. Чкалова, которое закончил в 1985 году. В Кубинке он служил с 1987 года, и становление российских пилотажных групп шло на его глазах. Пилотами первых в России пилотажных групп становились лучшие лётчики. В их числе был и Игорь Ткаченко.

Уже будучи признанным 35-летним пилотом группы «Русские Витязи», он получил второе образование в Военно-Воздушной Академии им. Ю. А. Гагарина. Его общий налёт на реактивных истребителях составлял 2300 часов (3 месяца в воздухе). Один из немногих российских лётчиков, Ткаченко летал на иностранных истребителях «Мираж» 2000 и F-16. Именно огромный опыт, наряду с лидерскими качествами и всеобщим уважением, позволили Ткаченко стать в 2002 году командиром группы.

Трагедия, произошедшая во время подготовки к пилотажу на МАКС-2009, — не первая в истории пилотажной группы. 12 декабря 1995 года при заходе на посадку разбились три Су-27. Тогда Ткаченко находился в ведущем Ил-76 в качестве пассажира: у его самолёта возникли проблемы с гидравликой, и, возможно, именно это и спасло ему жизнь. Близкие люди позже увидели в этом некое «предупреждение» лётчику.

Роковое стечение обстоятельств

Во время тренировочного полёта перед авиасалоном «МАКС-2009» истребитель Су-27 УБ, который пилотировали Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко , пилотом которого был Виталий Мельников . Все три пилота катапультировались, но . Один из самолётов упал на дачный посёлок, из-за чего сгорело три дома и пострадало несколько человек. Женщина, получившая ожог 80 % тела, скончалась через 2 дня в больнице.

Катастрофы на авиасалонах всегда вызывают огромный резонанс в обществе, ведь трагедия происходит перед телекамерами, на глазах у тысяч зрителей. К тому же, пилотажные группы — лицо авиации страны, и за любыми происшествиями с ними пристально следят. Именно поэтому сразу после трагедии появилось множество версий произошедшего: в катастрофе видели отражение состояния ВВС России.

Вспоминали и интервью Ткаченко «Независимому военному обозрению» 2005 года, в котором он жаловался на плохое состояние техники: «Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолётов, оснащённых современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27 <...> Те самолёты, которые нам дали ВВС, — это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть и прислали к нам. Я слетал на этом самолёте и не посажу на него ни одного лётчика, так как это небезопасно».

Вскоре были обнародованы результаты следствия, согласно которым в столкновении был виноват сам полковник Ткаченко, который из-за стресса неправильно рассчитал расстояние до другого самолёта, и роковое стечение обстоятельств. «Витязям» пришлось на ходу менять программу из-за неисправности одного из самолетов, а перед вылетом истребители не прошли весь цикл предполетной подготовки. В частности, не были проверены регуляторы двигателя Су-27. В дополнение ко всему на аэродром в Раменское не успел вовремя прибыть диспетчер «Витязей», который должен отслеживать полеты с земли и подсказывать пилотам действия во время выполнения фигур высшего пилотажа. Стоит также добавить, что сам по себе групповой пилотаж на тяжёлых боевых истребителях Су-27 является очень сложной задачей: больше нигде в мире нет ни одной пилотажной группы, которая летала бы на машинах такого класса.

Сгоревший парашют

Если по поводу причин катастрофы следствие дало окончательное заключение, то о причинах, почему Ткаченко погиб, несмотря на катапультирование, спорят до сих пор. По одной из версий, система катапультирования была повреждена во время столкновения самолётов, по другой — парашют загорелся в воздухе, по третьей — пилот погиб ещё в кабине сразу после столкновения. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур предполагал, что Ткаченко мог пытаться спасти машину, посадив ее: «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой лётчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», — предположил пилот.

18 августа открытие авиасалона было начато минутой молчания в честь погибшего лётчика. «Русские Витязи» сначала отменили выступления авиасалоне МАКС-2009, однако впоследствии, 23 августа, авиасалон всё же был закрыт проходом четвёрки Су-27, который они посвятили своему погибшему командиру. Похоронили лётчика на кладбище села Никольское, близ города Кубинка, рядом с аэродромной стоянкой «Русских витязей». Сын полковника Игорь Игоревич Ткаченко закончил Армавирское училище лётчиков и продолжает дело отца.

 


Читайте:



Как привлечь взаимную любовь

Как привлечь взаимную любовь

Любовь проявляется во всех сферах жизни: одни дамы питают страсть к живописным пейзажам, другие находят утешение в лице новорождённого младенца,...

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Чтобы вести бухгалтерский учет заработных плат, можно использовать программный продукт 1C. Но как выглядит автоматизация расчетов заработной платы...

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Отряд Поденки (Ephemeroptera) Поденки наряду со стрекозами относятся к числу древнейших насекомых, ископаемые остатки которых известны из...

Морские течения: интересные факты Все теплые течения

Морские течения: интересные факты Все теплые течения

Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Правда, общественность...

feed-image RSS