Главная - Интерьер
Центр прибыли. Центр прибыли Центры расходов несут ответственность за выполнение

В статье расскажем, какие центры ответственности бывают, каким образом распределить ответственность за показатели бюджетов между функциональными подразделениями, а также приведем примеры центров ответственности.

Центр ответственности (ЦО) – это подразделение компании, чей руководитель, во-первых, может распоряжаться материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами для реализации возложенных на него задач и, во-вторых, несет прямую ответственность за эффективность их использования. Формализованную систему центров ответственности также называют финансовой структурой.

Виды центров ответственности

Различают центры затрат (управленческих и нормативных), доходов, прибыли и инвестиций.

Центр управленческих затрат оказывает услуги другим подразделениям компании, его деятельность оценивается по величине расходов (пример таких центров – служба персонала, финансово-экономическая служба). Центр нормативных затрат отвечает за достижение нормативного (планового) уровня расходов на выпуск продукции или закупку товаров, работ, услуг (дирекция по производству, департамент закупок).

Центр доходов ответствен за максимизацию дохода от продаж и не уполномочен тратить средства сверх бюджета для привлечения дополнительных ресурсов (отдельный магазин из торговой сети, департамент сбыта на монопредприятии).

У центра прибыли полномочия шире, он вправе управлять затратами и ценами реализации для максимизации прибыли (филиал компании).

Задача центра инвестиций – получить доход на инвестированный капитал. Это не означает, что такое подразделение абсолютно самостоятельно в вопросах привлечения финансирования, просто его деятельность оценивается по отдаче на инвестированный капитал или по остаточной прибыли (за вычетом процента на задействованный капитал).

Как видно, типы центров ответственности перечислены по нарастающей – каждый последующий ЦО свободнее распоряжается ресурсами, чем предыдущий, но и ответственности у него тоже больше. Тем не менее на практике часто встречается ситуация, когда при разработке системы бюджетирования больше всего внимания уделяется распределению ответственности, тогда как полномочия раздаются неохотно. Но по правилам менеджмента решение принимать должен тот, кто будет обеспечивать достижение соответствующей цели. Применительно к бюджетированию это означает, что ЦО вправе самостоятельно составлять план (естественно, согласующийся с общими целями компании), а его ответственность ограничивается показателями, на которые он может непосредственно влиять. Именно такой подход позволяет делегировать полномочия менеджерам подразделений и превратить планирование в действенный рычаг управления.

Скачайте полезные документы:

Особенности разработки финансовой структуры

  • центр доходов – коммерческая дирекция. Центр ответственности отвечает за доходы предприятия, имеет фиксированный уровень административных затрат;
  • центры нормативных затрат – дирекция по производству, техническая дирекция, дирекция по снабжению. Это подразделения, ответственные за переменные затраты , связанные с выполнением производственной программы, плана ремонтов и закупок;
  • центры управленческих затрат – финансово-экономическая дирекция, дирекция по безопасности, дирекция по труду, дирекция по ИТ, юридический отдел и секретариат (два последних можно объединить в один центр прочих затрат). Отвечают за фиксированные административные затраты.

Рисунок . Организационная структура металлургического завода

В примере не оказалось центров прибыли и инвестиций. Действительно, на монопредприятиях их, как правило, нет. Но если бы этот металлургический завод входил в группу компаний, то на уровне системы бюджетирования управляющей компании он бы имел статус центра прибыли или инвестиций в зависимости от предоставленных полномочий.

Просто обозначить центры ответственности явно недостаточно, стоит также продумать распределение между ними прав и обязанностей. Например, для центра доходов металлургического завода права будут следующие:

  • организовывать и проводить комплекс мероприятий по реализации готовой продукции компании;
  • формировать и развивать сбытовую сеть, выстраивать договорные отношения с контрагентами;
  • определять объем продаж продукции, цены реализации и размеры предоставляемых скидок в пределах определенного руководством компании уровня;
  • распоряжаться финансовыми ресурсами в рамках выделенного бюджета коммерческих расходов;
  • стимулировать персонал (в порядке и объеме, определенных компанией).

Обязанности центра доходов такие:

  • взаимодействовать с другими центрами ответственности в соответствии с регламентом планирования и контроля;
  • исполнять утвержденный план продаж и бюджет поступлений;
  • осуществлять мероприятия по сбору дебиторской задолженности;
  • соблюдать нормативы дебиторской и кредиторской задолженности покупателей, а также лимиты коммерческих расходов.

Перечень прав и обязанностей для всех центров ответственности металлургического завода приведен в таблице в конце статьи.

Советы

Есть ли смысл объединять несколько юрлиц в один центр ответственности?

Это возможно, если у юридических лиц есть общий руководитель и можно определить показатели, характеризующие деятельность такого единого центра ответственности. Например, в управляющей компании холдинга один из департаментов отвечает за деятельность нескольких профильных подчиненных предприятий, отдельных юридических лиц. Для системы бюджетирования – он единый центр ответственности. Как правило, такие ЦО наделены широкими полномочиями и относятся либо к центрам прибыли, либо к центрам инвестиций.

Какие полномочия у руководителя центра прибыли?

Ограничений в части управления затратами у руководителя центра прибыли быть не может, иначе по факту подразделение будет центром дохода. Само название такого типа ЦО говорит о том, что его руководитель отвечает за прибыль подразделения. Соответственно он должен иметь все полномочия для управления как затратами, так и доходами.

Сколько может составлять бонус начальника подразделения?

При разработке системы мотивации необходимо руководствоваться простым правилом – чем сильнее линейная зависимость показателей деятельности центра ответственности от действий руководителя, тем большую часть в вознаграждении должна составлять переменная часть. Так, например, соотношение постоянной и переменной частей в вознаграждении директора по продажам может составлять 50/50. При этом стоит помнить, что руководители ЦО – административные работники, поэтому устанавливать для них «сдельные» соотношения частей вознаграждения нецелесообразно (например, подобное соотношение для менеджера по продажам этого же предприятия может составлять 20/80). А например, в вознаграждении финансового директора, показатели деятельности которого менее формализуемы, постоянную часть оправданно увеличить. Для него соотношение постоянной и переменной частей может выглядеть как 80/20.

Последнее, что потребуется сделать на этом этапе, – определиться с набором показателей, которые наилучшим образом будут характеризовать результаты деятельности подразделений и эффективность использования ими ресурсов, послужат основой для системы мотивации руководителей ЦО. Пока достаточно просто обозначить показатели, к вопросам методики их исчисления, планирования вернемся позже. В общем виде показатели оценки эффективности работы центров ответственности могут быть следующие:

  • центры управленческих затрат – процент экономии бюджета при удовлетворительном исполнении задач административного бюджета и сумма затрат;
  • центры нормативных затрат – экономия фактических затрат по сравнению с плановыми, сумма затрат и производственные показатели;
  • центры доходов – валовой доход при фиксированном бюджете затрат, объем продаж и поступлений денежных средств, сумма коммерческих затрат;
  • центры прибыли – валовая прибыль, объем продаж и поступлений денежных средств, сумма затрат;
  • центры инвестиций – рыночная стоимость подразделения (дочернего предприятия), рентабельность инвестированного капитала, остаточная прибыль, а также выручка, прибыль, сумма затрат. .

Перечень предполагаемых центров ответственности удобно оформить в виде карты или таблицы (см. таблицу), там же раскрыть информацию об их правах, обязанностях, контролируемых показателях и планах, которые эти центры будут формировать.

Самое главное в работе над финансовой структурой предприятия

Если руководители намечаемых центров ответственности не участвуют в обсуждении финансовой структуры, последняя рискует превратиться в пустую классификацию, не наполненную реальным смыслом и содержанием. Какая разница, например, директору по производству, что его называют центром затрат? Ведь все возникающие вопросы по своей деятельности он решает по привычке напрямую с генеральным директором в обход бюджетных процедур, да и размер его дохода не зависит от выполнения показателей бюджета.

В качестве оценочных показателей деятельности центров ответственности выбирайте только те, которыми их руководители действительно могут управлять, и увяжите с ними систему мотивации. Так удастся добиться личной заинтересованности менеджеров в результате работы своих подразделений.

Пример центров ответственности

Таблица . Пример центров ответственности

Центр ответственности (ЦО) Подразделения ЦО Права Обязанности Контрольные
показатели
Формируемые планы
Центр доходов «Коммерческая дирекция» Отдел сбыта Отдел маркетинга Организовывать и проводить комплекс мероприятий по реализации готовой продукции компании Формировать и развивать сбытовую сеть, выстраивать договорные отношения с контрагентами Определять объем продаж продукции, цены реализации и размеры предоставляемых скидок в пределах определенного руководством компании уровня Распоряжаться финансовыми ресурсами в рамках выделенного ему бюджета коммерческих расходов Стимулировать персонал (в порядке и объеме, определенных компанией) Взаимодействовать с другими центрами ответственности в соответствии с регламентом планирования и контроля Исполнять утвержденный план продаж и бюджет поступлений Осуществлять мероприятия по сбору дебиторской задолженности Соблюдать нормативы дебиторской и кредиторской задолженности покупателей Соблюдать лимит коммерческих расходов Соблюдать регламенты планирования и учета Объем продаж в натуральном и стоимостном выражении Объем поступления финансовых ресурсов от покупателей Объем дебиторской и кредиторской задолженности покупателей и подрядчиков Соблюдение лимитов и норм расходов, в том числе: Объем расходов на осуществление продаж Объем расходов на рекламные мероприятия Объем расходов на командировки Объем расходов по ФОТ (в части фонда стимулирования) Бюджет продаж Бюджет поступления денежных средств за реализацию продукции Бюджет расходов на маркетинг и рекламу Бюджет коммерческих расходов
Центр затрат «Дирекция по производству» Производственный отдел

Литейный цех

Токарно-слесарный цех

Сборочный цех

Определять объемы производства продукции Определять потребность основного сырья и материалов на производственную программу в натуральном выражении Согласовывать объемы и сроки проведения текущих и капитальных ремонтных работ Участвовать в нормировании использования сырья и материалов для производства готовой продукции Определять нормативы запасов МТР и готовой продукции на цеховых
складах (совместно с финансово-экономической службой и службой продаж)
Осуществлять хозяйственную деятельность в пределах утвержденных бюджетов Своевременно выполнять плановые задания по объемам производства, ассортименту и качеству в соответствии с планом производства Соблюдать установленные лимиты затрат и нормы расхода сырья и материалов Соблюдать нормативы запасов материально-технических ресурсов и готовой продукции на цеховых складах Соблюдать регламенты планирования и учета Объем производства Объем запасов сырья и материалов на цеховых складах Объем расхода основного сырья и вспомогательных материалов Объем закупок услуг сторонних организаций Объем дебиторской и кредиторской задолженности подрядчиков Объем ФОТ (в части фонда стимулирования) Потребность в материально-технических ресурсах Производственная программа Материально-стоимостной баланс
Центр затрат «Техническая дирекция» Технический отдел

Цех по ремонту оборудования

Энергетический цех

Ремонтно-строительный цех

Определять объемы работ по ремонтам и содержанию основного и вспомогательного технологического оборудования, по проведению ремонтно-строительных работ Определять объемы закупки услуг сторонних организаций Определять объемы закупки запчастей, комплектующих и прочих материально-технических ресурсов Определять нормативы запасов запчастей и комплектующих в натуральном и стоимостном (совместно с ФЭС) выражении Осуществлять хозяйственную деятельность в пределах утвержденных бюджетов Исполнять утвержденные бюджет закупок услуг, планы работ по ремонтам Соблюдать нормативы запасов материально-технических ресурсов Соблюдать нормативы дебиторской и кредиторской задолженности Соблюдать регламенты планирования и учета Объем закупок энергоресурсов в натуральном и стоимостном выражении Объем закупок услуг сторонних организаций (в части ремонтных работ) Объем запасов запчастей Объем дебиторской и кредиторской задолженности подрядчиков Объем ФОТ (в части фонда стимулирования) План закупок энергоресурсов Бюджет расходов на техническое обслуживание и ремонт оборудования Бюджет капитальных вложений
Центр затрат
«Дирекция по снабжению»
Отдел
снабжения
Определение объемов закупки материально-технических ресурсов Определение объемов и видов закупаемых услуг сторонних организаций, связанных с приобретением материально-технических ресурсов Определение нормативов запасов материально-технических ресурсов на складах предприятия в натуральном (совместно с функциональными подразделениями) и стоимостном (совместно с ФЭС завода) выражении Осуществлять хозяйственную деятельность в пределах утвержденных бюджетов Своевременно выполнять утвержденные план закупок, бюджет расходования финансовых ресурсов, бюджеты закупок услуг сторонних организаций Соблюдать нормативы запасов материально-технических
ресурсов Соблюдать нормативы кредиторской и дебиторской задолженности Вести договорную работу с контрагентами, мониторинг финансирования закупок Соблюдать регламенты планирования и учета
Объем запасов МТР в натуральном и стоимостном выражении Объем закупок МТРв натуральном и стоимостном выражении Объем закупок транспортных услуг сторонних организаций, связанных с приобретением МТР Объем расходования финансовых ресурсов на закупки Объем дебиторской и кредиторской задолженности подрядчиков Объем расходов на командировки Объем расходов по ФОТ (в части фонда стимулирования) Бюджет закупок Бюджет расходования денежных средств Материально-стоимостной баланс
Центр затрат
«Финансово-экономическая дирекция»
Финансовый отдел

Планово-экономический отдел

Бухгалтерия

Разрабатывать и представлять руководству предложения по корректировке плановых показателей, предложений по устранению негативных тенденций, выявленных в ходе анализа Определять объем привлекаемых заемных средств Контролировать соблюдение методологии планирования, учета, анализа и контроля Осуществлять хозяйственную деятельность в пределах утвержденных бюджетов Осуществлять расчетные операции Исполнять утвержденный БДДС, прочие планы и бюджеты Выполнять планово-экономические расчеты и своевременно формировать сводные бюджеты и планы Вести бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и своевременно формировать отчетность Осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Соблюдать регламенты планирования и учета Объем привлекаемых кредитных ресурсов Сумма платежей по налогам и отчислениям Объем закупок услуг сторонних организаций Объем расходов на командировки Объем расходов по ФОТ (в части фонда стимулирования) Бюджет расходов на производство продукции, бюджет движения ОС, НМА и амортизации, а также бюджеты налогов, административно-хозяйственных расходов, прочих доходов и расходов, БДР и БДДС компании, прогнозный баланс, инвестиционная программа, бюджеты привлечения заемных средств и долгосрочных финансовых вложений
Центр затрат
«Дирекция по безопасности»
Служба охраны

Отдел экономической безопасности

Определять объемы закупки материально-технических ресурсов на осуществление функциональной деятельности (в натуральном выражении) Определять объемы закупки услуг сторонних организаций на осуществление функциональной деятельности Осуществлять хозяйственную деятельность в пределах утвержденных бюджетов Соблюдение нормативов дебиторской и кредиторской задолженности Вести договорную работу с контрагентами Соблюдать регламенты планирования и учета Объем закупок материальных ресурсов (в натуральном выражении) Объем закупок услуг сторонних организаций Объем дебиторской и кредиторской задолженности подрядчиков Объем ФОТ (в части фонда стимулирования) Потребность в материально-технических ресурсах
Центр затрат «Дирекция по труду» Отдел труда и заработной платы Определять объем ФОТ в соответствии с утвержденными нормативами численности, труда и заработной платы Определять объемы расходов на стимулирование в соответствии с утвержденной методикой Определять объемы закупки услуг сторонних организаций (в части обязательного обучения, подбора персонала) Осуществлять хозяйственную деятельность в пределах утвержденных бюджетов Исполнять утвержденные бюджеты по ФОТ, закупкам услуг сторонних организаций Соблюдение нормативов дебиторской и кредиторской задолженности Вести договорную работу с контрагентами Соблюдать регламенты планирования и учета Объем ФОТ Объем расходов по ФОТ (в части фонда стимулирования собственного персонала и отдельных подразделений) Объем закупок услуг сторонних организаций (в части развития и подбора персонала) Объем дебиторской и кредиторской задолженности подрядчиков Объем расходов на командировки (только собственного персонала) Бюджет расходов на оплату труда Бюджет расходов на управление персоналом
Центр затрат «Дирекция по ИТ» Отдел ИТ

Отдел КИС

Определять объемы закупок вычислительной техники и программного обеспечения Определять объемы закупки материально-технических ресурсов на работы по ремонту и содержанию вычислительной техники Определять объемы закупки услуг сторонних организаций (в части ремонта вычислительной техники и обслуживания программного обеспечения) Осуществлять хозяйственную деятельность в пределах утвержденных бюджетов Соблюдать нормативы запасов материально-технических ресурсов Соблюдать нормативы дебиторской и кредиторской задолженности Вести договорную работу с контрагентами Соблюдать регламенты планирования и учета Объем закупок услуг сторонних организаций Объем дебиторской и кредиторской задолженности подрядчиков и поставщиков Объем ФОТ (в части фонда стимулирования) Объем закупок материальных ресурсов Объем расходов на командировки Бюджет закупок Бюджет расходов на информационные технологии Бюджет капитальных вложений
Центр прочих затрат Юридический отдел

Секретариат

Определять объемы закупки услуг сторонних организаций на осуществление функциональной деятельности Определять объемы закупки МТР на осуществление функциональной деятельности (в натуральном выражении) Определять объемы внереализационных доходов и расходов (в части пеней, штрафов и т. п.) Осуществлять хозяйственную деятельность в пределах утвержденных бюджетов Обеспечивать подразделения предприятия товарно-материальными ценностями общехозяйственного назначения Соблюдать нормативы запасов материально-технических ресурсов Соблюдение нормативов дебиторской и кредиторской задолженности Вести договорную работу с контрагентами Соблюдать регламенты планирования и учета Объем закупок услуг сторонних организаций Объем дебиторской и кредиторской задолженности подрядчиков Объем внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени и др.) Объем ФОТ (в части фонда стимулирования) Объем представительских расходов Объем закупок материальных ресурсов (в натуральном выражении) Объем расходов на командировки Бюджет административно-хозяйственных расходов Потребность в материально-технических ресурсах Бюджет прочих доходов и расходов

Центр прибыли (profit centre) - структурная единица предприятия, оказывающая непосредственное влияние на объем реализации продукции, сумму доходов, издержек, прибыли и другие результативные показатели производственной и финансовой деятельности.

Центр прибыли — компания или подразделение компании; , отвечающее за извлечение , и обладающее необходимыми ресурсами и полномочиями, влияющими на увеличение доходов и уменьшение расходов в рамках своего подразделения.

Центр прибыли (профит-центр) – структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы и расходы данной деятельности. Примером центра прибыли может быть какой-либо, в определенном смысле самостоятельный, дивизион внутри компании, занимающийся определенным направлением деятельности, поддерживающий практически весь цикл от закупки сырья (в случае производственного предприятия) или товаров (в случае торговой компании) до реализации готовой продукции.

Естественно, что центры прибыли могут быть не в полном смысле слова самостоятельными, т.к. центральная дирекция (или штаб-квартира) компании может накладывать определенные ограничения на бизнес центров прибыли. Кроме того, центры прибыли могут пользоваться определенными услугами центральной дирекции, например, в части подготовки , юридической и технической поддержки и т.д.

Задавать целевые установки, критерии оценки и систему мотивации для центров прибыли гораздо легче, чем для центров затрат, т.к. по центрам прибыли можно четко посчитать финансовый результат (прибыль), т.к. данный тип центра финансовой ответственности несет прямую ответственность как за расходную, так и за доходную часть. Но здесь есть один нюанс, связанный с накладными затратами. Если финансовый результат центра прибыли считать только по прямым затратам, то проблем действительно нет, а если будет принято решение о разнесении накладных затрат, то могут появиться сложности. Правда, последнее замечание может относиться не только к центрам прибыли. Ведь если компания придет к выводу о необходимости разнесения накладных затрат по центрам финансовой ответственности, то данная проблема коснется не только центров прибыли, но и других центров финансовой ответственности.

Центр прибыли - структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за финансовый результат от текущей деятельности. В большинстве случаев ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство компании. В отдельных случаях в составе компании могут выделяться центры прибыли, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии и . Инструментом бюджетного управления для данного типа центра финансовой ответственности (не считая Бюджетов продаж, закупок, затрат) выступает Бюджет доходов и расходов.

Центр прибыли – это подразделение, руководитель которого отвечает за доходы и затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра служит размер получаемой прибыли. Поэтому учет должен давать информацию о стоимости затрат на входе в центр ответственности, о затратах внутри него, а также о конечных результатах деятельности подразделения на выходе. Прибыль центра ответственности в системе управления затратами может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, в других случаях в них включаются (полностью или частично) косвенные.

Центр прибыли работает аналогично самостоятельному бизнесу. Разница заключается в том, что уровень инвестиций в центре ответственности контролирует руководство строительных организаций, а не менеджер центра. К примеру, если начальник участка механизации имеет полномочия принимать решения по ценам на оказываемые услуги, продвижению этих услуг, выбору поставщиков запасных частей, топлива, масла, авторезины и т.п., тогда этот участок может быть оценен как центр прибыли.

Центры доходов и прибыли различаются, как часть и целое. Менеджеры центров прибыли (в отличие от руководителей центров затрат) не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сократит их доходы, а следовательно, и прибыль, по которой оценивается эффективность их работы. Цель данного центра – получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания определяющих ее элементов: объема продаж, продажных цен, переменных и постоянных затрат.

Менеджеры центров прибыли могут нести ответственность за достижение определенных нефинансовых результатов (удовлетворение запросов потребителей и др.). Контролируемые доходы не ограничиваются доходами от продаж, они охватывают всю поступающую выручку.

Структура центров прибыли сложнее, чем центров доходов. Центры прибыли состоят из нескольких центров ответственности за затраты и одного или нескольких центров дохода. Они формируются в обособленных структурных подразделениях, не имеющих статуса юридического лица, но имеют производственный цикл и цикл продажи строительной продукции либо цикл закупки и продажи товаров с правом установления закупочных и продажных цен в определенном диапазоне.

Статья посвящена вопросам, связанным с выделением центров финансовой ответственности на предприятии и формированием системы учета затрат в управленческом учете. Такие данные особенно необходимы топ-менеджменту в современных кризисных условиях для принятия правильных и своевременных управленческих решений.

Как спроектировать финансовую структуру предприятия на основе ЦФО?

При внедрении управленческого учета на предприятии можно столкнуться с парадоксальной ситуацией, когда одни и те же данные поступают из разных служб компании: цифры могут (и будут) отличаться, поскольку каждое из подразделений до этого собирало информацию «для себя», так, как считало правильным. Соответственно, одной из задач является сверка данных, составляемых в разных подразделениях, чтобы финансово-экономическая служба могла определить, какие показатели использовать в управленческом учете.

В соответствии с теорией и практикой корпоративного управления отдельные компании, структурные подразделения, службы, цехи, отделы или группы являются центрами финансовой ответственности (ЦФО). Их руководители несут ответственность за конкретные участки работ и выполнение поставленных руководством задач. В зависимости от полномочий и ответственности руководителей структурной единицы она может быть центром затрат, центром доходов, центром прибыли, центром инвестиций.

Центр затрат — подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за выполнение поставленных задач в рамках выделенного бюджета затрат. Существуют два основных типа центров затрат: центр нормативных затрат и центр управленческих затрат.

Центр нормативных затрат — подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за достижение планового уровня затрат на единицу продукции (работ, услуг) (например, производственный отдел, отдел закупок).

Центр управленческих затрат — подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за достижение планового уровня суммарных затрат (например, бухгалтерия, администрация).

Центр доходов — подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого в рамках выделенного бюджета затрат отвечает за максимизацию доходов от продаж.

Центр прибыли — подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за максимизацию прибыли (обладает полномочиями принимать решения, влияющие на прибыль, путем как снижения затрат, так и увеличения доходов).

Центр инвестиций — центр ответственности, руководитель которого обладает полномочиями руководителя центра прибыли, а также отвечает за уровень и эффективность инвестиций.

На практике финансовую структуру любого предприятия можно описать с использованием вышеуказанных типов центров финансовой ответственности.

Пример 1

Рассмотрим пример построения финансовой структуры компании «Свежий ветер» (название условное), осуществляющей торговлю товарами массового спроса нескольких товарных групп на базе своих филиалов в различных регионах.

Головная (управляющая) компания состоит из подразделений, работающих по семи функциональным направлениям:

  • административная деятельность;
  • маркетинг;
  • информационные технологии;
  • логистика;
  • складская деятельность;
  • закупки;
  • продажи (по видам товаров).

Кроме того, у организации есть четыре филиала в разных регионах, каждый из которых состоит из подразделений, ведущих такую же деятельность, как и управляющая компания.

Для более удобной и полноценной интерпретации данных управленческого учета каждому ЦФО рекомендуется присваивать определенный уровень. Например, первому уровню соответствуют: головная (управляющая) компания и ее территориальные филиалы; второму — подразделения, сгруппированные по функциональным направлениям деятельности всей компании; третьему — отдельные структурные подразделения управляющей компании и филиалов. В соответствии с определенными уровнями каждому ЦФО присваиваются коды. Компания использовала для кодировки ЦФО во внедряемой информационной системе шестизначные коды: первые две цифры указывают на территориальное подразделение компании (10 — Головная компания, 20 — Филиал 1 и т. д.). Первые две цифры «00» в коде ЦФО означают, что речь идет обо всей компании.

Вторые две цифры указывают на направление деятельности:

01 — Администрация;

02 — Маркетинг;

03 — Информационные технологии;

04 — Логистика;

05 — Складская деятельность;

06 — Закупки;

07 — Общие продажи;

08 — Продажи первого товарного направления (ТН 1);

09 — Продажи ТН 2;

10 — Продажи ТН 3.

Вторые две цифры «00» в коде ЦФО означают, что речь идет обо всех направлениях деятельности.

Последние две цифры указывают на номер подразделения в рамках функционального направления или территориального подразделения. Например, код «10 05 02» означает, что речь идет о головной компании (10), функциональном направлении «складская деятельность» (05), а цифры «02» указывают на второе подразделение головной компании в рамках этого функционального направления (склад № 1). Третьи две цифры «00» в коде ЦФО означают, что речь идет обо всех подразделениях в рамках функционального направления или территориального подразделения.

Таким образом, агрегированные данные, например, по центру затрат второго уровня 00 01 00 «Администрация» отражают затраты на содержание администрации всей компании (холдинга) (суммарные затраты на содержание администрации головной компании и администраций всех филиалов).

Исходя из этого можно сформировать финансовую структуру компании (холдинга) (табл. 1).

Таблица 1. Финансовая структура компании (холдинга)

Код центра финансовой ответственности

Наименование центра финансовой ответственности

Тип центра финансовой ответственности

Уровень центра финансовой ответственности

Головная (управляющая) компания

Центр инвестиций

Центр прибыли

Центр прибыли

Администрация

Центр затрат

Служба маркетинга

Центр затрат

Управление IT

Центр затрат

Управление логистикой

Центр затрат

Центр затрат

Служба закупок

Центр затрат

Служба продаж

Центр дохода

Продажи ТН1

Центр дохода

Продажи ТН2

Центр дохода

Администрация головной (управляющей) компании

Центр затрат

Служба маркетинга головной компании

Центр затрат

Управление IT головной компании

Центр затрат

Управление логистикой головной компании

Центр затрат

Управление складами головной компании

Центр затрат

Склад 1 головной компании

Центр затрат

Склад 2 головной компании

Центр затрат

Проект реконструкции складов головной компании

Центр затрат

Служба закупок головной компании

Центр затрат

Служба продаж головной компании

Центр дохода

Отдел продаж ТН1

Центр дохода

Отдел продаж ТН2

Центр дохода

Администрация филиала 2

Центр затрат

Маркетинг филиала 2

Центр затрат

Управление IT филиала 2

Центр затрат

Управление логистикой филиала 2

Центр затрат

Управление складами филиала 2

Центр затрат

Отдел закупок филиала 2

Центр затрат

Служба продаж филиала 2

Центр дохода

Отдел продаж ТН1 филиала 2

Центр дохода

Отдел продаж ТН2 филиала 2

Центр дохода

_____________________

В настоящее время рекомендуется каждый центр дохода рассматривать как отдельный проект. Подобным образом в такие ЦФО можно выделить филиалы. В зависимости от траектории развития предприятия (развитие/сокращение) следует изменять организационно-финансовую структуру компании. Следовательно, финансовую структуру следует проектировать таким образом, чтобы ее можно было подстраивать под вновь появляющиеся центры финансовой ответственности . В связи с кризисными явлениями в экономике ряд направлений или филиалов может быть признан убыточным, а их функционирование — нецелесообразным. При правильном планировании финансовой структуры выбытие одной структурной единицы или товарного направление не должно разрушить общую финансовую структуру предприятия.

Где взять данные о затратах?

Руководитель центра затрат отвечает в основном только за формирование затрат (издержек), доходы и прибыль в сферу его персональной ответственности не входят. В свою очередь, руководитель центра доходов отвечает за формирование доходов, однако затраты в сферу его ответственности не входят. Связано это с тем, что издержки в данном подразделении незначительны и не могут оказать существенного влияния на оценку деятельности руководителя такого центра. Например, в отделе продаж ТН1 филиала 2 главная задача — формирование заданной суммы выручки, а издержки на содержание отдела не столь значительны и ими можно пренебречь, чтобы не отвлекать коллектив от решения основной задачи.

Центр прибыли несет ответственность за доходы и затраты той части бизнеса, которая курируется менеджерами данного центра. В сферу их ответственности входит превышение доходов над расходами, то есть прибыль. Надо понимать, что центр формирует условную прибыль, но, добиваясь формирования ее заданной величины, оказывает безусловное положительное влияние на общий финансовый результат организации. Поэтому сумма прибыли центров и сумма общей прибыли могут не совпадать.

Система управленческого учета по центрам ответственности создается в достаточно крупных децентрализованных организациях, функционирует параллельно с обычной системой бухгалтерии или встраивается в нее через разветвленные системы аналитических счетов, нацелена на удовлетворение информационных потребностей внутреннего управления, позволяет оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях ответственности и оценивать работу отдельных руководителей и центров ответственности на основе первичного анализа отклонений; выполняет роль сигнальной системы.

Важно!

Система управленческого учета может быть внедрена и выполнять возложенные на нее задачи, только если четко определены сферы ответственности отдельных менеджеров, необходимые контролируемые показатели и статьи.

Гибкая смета (бюджет) — метод планирования затрат в управленческом учете. Ожидаемые затраты включаются в смету с расчетом на различные уровни деловой активности. Гибкая смета составляется на основе анализа поведения постоянных и переменных затрат и позволяет пересчитывать запланированные статьи издержек в зависимости от достигнутого уровня объемных показателей, воздействующих на данные статьи. Пример гибкой сметы затрат по центру ответственности представлен в табл. 2.

Таблица 2. Гибкая смета затрат

Статьи затрат

По смете

В пересчете на объем операций

Фактические

Отклонения

экономия

перерасход

Переменные:

материалы

оплата труда

Постоянные:

амортизация

Итого

Как видим, задание по производству за данный период выполнено на 101,2 %. Более точно оценить отклонения по переменным затратам можно, пересчитав материальные затраты по норме на единицу путем умножения на общее количество выпущенных единиц, по оплате труда — исходя из нормы оплаты за единицу, умноженную на общее число выпуска.

Обратите внимание!

Раздельный учет переменных (себестоимости) и постоянных затрат (управленческих и коммерческих) в планировании, учете и анализе позволяет правильно распределить ожидаемые и фактические результаты по центрам ответственности.

Данные о затратах можно взять из первичных документов бухгалтерского учета. Кроме того, в отношении отдельных видов затрат (как правило, прямых затрат на производство) могут быть использованы оперативные данные о фактическом расходе основных ресурсов (например, технологические нормы расхода сырья, показания приборов учета электроэнергии, израсходованной на технологические цели, и т. п.).

Сведения о затратах отражаются в учете в зависимости от выбранного метода . При учете по фактическим затратам на затраты списывается столько ресурсов, сколько их потреблено по данным первичных документов, при учете по плановым затратам устанавливаются технологические нормативы отпуска материалов, сырья или других ресурсов в производство. Расчет количества потребленных ресурсов производится исходя из цены, умноженной на плановый расход ресурса, который установлен для данного вида продукции. При этом отклонение фактических расходов от плановых необходимо фиксировать в учете в стоимостном и количественном разрезах. Данная информация позволяет планировать и контролировать нормативы расхода основных ресурсов в процессе производства.

Как правильно организовать ведение счетов управленческого учета затрат?

Затраты производства в управленческом учете отражаются в трех направлениях, каждое из которых представляет собой систему взаимосвязанных бухгалтерских записей:

  • по элементам издержек;
  • по статьям себестоимости;
  • по центрам ответственности — местам возникновения затрат.

Счета управленческого учета, на которых отражается аналитическая информация о текущих затратах производства, данные для их контроля по центрам ответственности и для калькулирования себестоимости в рыночных условиях, как правило, составляют коммерческую тайну предприятия.

В зарубежной практике счета управленческого и финансового учета ведутся раздельно. Счета управленческого учета так отделяются от счетов финансового учета, что каждая их группа обобщается как обособленная финансовая система, не связанная между собой никакими общими бухгалтерскими проводками.

В российской практике такая возможность появилась в связи с введением в действие Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (далее — План счетов бухгалтерского учета), утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010; далее — Приказ Минфина России № 94н) (раздел III «Затраты на производство»).

В пояснениях к разделу III «Затраты на производство» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной Приказом Минфина России № 94н, сказано, что формирование информации о расходах по обычным видам деятельности (затраты производства) осуществляется либо на счетах 20-29, либо на счетах 30-39. В первом случае первичная схема учета и калькулирования себестоимости формируется в едином плане счетов бухгалтерского учета всех операций данной организации. Во втором случае счета 20-29 могут использоваться для группировки затрат по статьям себестоимости, местам возникновения и иным признакам, для калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг; счета 30-39 применяются для учета по элементам расходов.

В разделе III «Затраты на производство» Плана счетов бухгалтерского учета содержатся только семь счетов с определенным содержанием. Остальные тринадцать счетов не обозначены, их содержание не указано. Состав необозначенных счетов согласно указанию Инструкции по применению Плана счетов устанавливается организацией исходя из особенностей ее деятельности, структуры, организации управления.

Счета 20-29 относятся к управленческому учету . Они выстроены в точном соответствии с методикой бухгалтерского учета издержек по статьям себестоимости (табл. 3).

Таблица 3. Счета управленческого учета издержек

Счета учета издержек

Статьи себестоимости

Счет 20 «Основное производство»

1. Сырье и материалы

2. Возвратные отходы (по кредиту счета 20)

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера со стороны

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Заработная плата производственных рабочих

6. Отчисления на социальные нужды

Счет 23 «Вспомогательные производства»

Статьи себестоимости 1-6 к счету 20 «Основное производство»

Счет 25 «Общепроизводственные расходы»

8. Общепроизводственные расходы

Счет 26 «Общехозяйственные расходы»

7. Расходы на подготовку и освоение производства

9. Общехозяйственные расходы

10. Прочие производственные расходы

Счет 28 «Брак в производстве»

11. Потери от брака

Счета учета затрат производства следует дополнить отражающим счетом 27 «Распределение общих затрат» для зеркальной передачи информации, формируемой в финансовом учете на счете 37 «Отражение общих затрат».

Счет 27 «Распределение общих затрат» служит для записи расходов, учтенных по элементам в течение отчетного периода. Сумма расходов по элементам, записанная в финансовом учете по дебету счета 37 «Отражение общих затрат», в свою очередь, одновременно записывается по кредиту счета 27 «Распределение общих затрат» в корреспонденции со счетами 20-29, на которых формируются затраты по статьям, калькуляционным объектам, местам возникновения (центрам ответственности).

Обратите внимание!

Между счетами 27 и 37 в процессе записи первичных данных о расходах по обычным видам деятельности поддерживается полное равенство. Обороты и сальдо по дебету счета 37 «Отражение общих затрат» всегда равны оборотам и сальдо по кредиту счета 27 «Распределение общих затрат». Это равенство обеспечивается без непосредственной корреспонденции счетов 27 и 37 в результате того, что записи на обоих счетах производятся на основе единого массива первичных документов, бухгалтерских справок и расчетов, оформляющих расходы организации по обычным видам деятельности за отчетный период.

Как разработать классификатор и кодификатор управленческого учета?

Классификаторы управленческого учета определяют и описывают различные объекты учета с целью их однозначной трактовки всеми участниками процессов планирования, организации, стимулирования и контроля на предприятии. Количество и типы используемых классификаторов каждое предприятие определяет исходя из своих потребностей. Наиболее распространенными классификаторами управленческого учета, применяемыми в российских компаниях, являются:

  • виды производимой продукции, оказываемых работ и услуг;
  • виды доходов;
  • центры финансовой ответственности;
  • места возникновения затрат;
  • виды (экономические элементы) затрат;
  • статьи калькуляции;
  • виды активов;
  • виды обязательств;
  • виды собственного капитала;
  • проекты;
  • направления инвестиций;
  • основные и вспомогательные бизнес-процессы;
  • типы клиентов;
  • категории персонала.

Управленческая отчетность по ключевым показателям деятельности (КПД) может быть сформирована следующим образом (табл. 4).

Таблица 4. Группировка ключевых показателей деятельности в целях управленческой отчетности

Показатели

Примеры

Показатели, характеризующие эффективность бизнеса в целом

Показатели удовлетворенности акционеров

Рентабельность актива; рентабельность денежного потока; стоимость компании

Показатели удовлетворенности клиентов

Текучесть клиентов; количество постоянных клиентов; количество претензий клиентов

Показатели удовлетворенности и эффективности персонала

Производительность труда; текучесть кадров

Показатели, характеризующие эффективность бизнес-процессов и отдельных функциональных направлений

Показатели эффективности хранения и перемещения товаров

Скорость товарного обращения; стоимость потерь при хранении

Показатели эффективности производства

Объем производства; номенклатура производства

Показатели эффективности продаж

Доля скидок в продажах; охват клиентской базы; рентабельность продаж

Показатели качества

Затраты на сертификацию; доля брака

Показатели эффективности персонала

Отношение фонда заработной платы к продажам; текучесть кадров; количество принятых сотрудников по отношению к количеству претендентов

Финансовые показатели

Показатели ликвидности; показатели оборачиваемости; показатели рентабельности; операционный рычаг

К сведению

Внутри каждого классификатора вводится сквозная нумерация. Если есть необходимость детализировать объекты учета, можно использовать многоуровневую структуру кода.

Классификаторы и кодификаторы играют важную роль и при автоматизации управленческого учета.

Пример 2

В целях управленческого учета и детализации затрат номер счета 23 «Вспомогательные производства», например, можно представить следующим образом:

где первые два знака — номер счета по Плану счетов бухгалтерского учета (счет 23);

следующие три знака присваиваются на основе классификатора «Вид продукции (работ, услуг) для вспомогательного производства» (штампы для холодной и горячей обработки металла);

следующие три знака берутся из классификатора «Статья расхода для вспомогательного производства» (материалы, топливо и энергия и пр.);

последний символ — свободные знаки.

Тогда субсчета производственного предприятия, открытые к счету 23 «Вспомогательные производства», будут выглядеть следующим образом (табл. 5).

Таблица 5. Детализация затрат по счету 23

Номер субсчета

Наименование объекта учета

Изготовление штампов для горячей и холодной обработки металла

Материалы

Покупные полуфабрикаты

Топливо и энергия технологическая

Зарплата основная

Отчисления

Стоимость спецоснастки

Цеховые расходы

Потери от брака

_____________________

Какие данные отражаются на счетах управленческого учета затрат?

Счет 20 «Основное производство» отражает прямые затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, которые являются основными, профильными в деятельности организации. По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг) в корреспонденции со счетом 27 «Распределение общих затрат». В корреспонденции со счетом 23 «Вспомогательные производства» в дебет счета 20 «Основное производство» списываются затраты вспомогательных производств, связанные с выработанной продукцией, выполненными работами, оказанными услугами в основном производстве.

Косвенные общепроизводственные затраты, относящиеся к подразделениям основного производства, и потери от брака ежемесячно списываются в дебет счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетами 25 «Общепроизводственные расходы» и 28 «Брак в производстве». В результате на счете 20 «Основное производство» формируется информация о сокращенной производственной себестоимости.

По окончании отчетного года счет 20 «Основное производство» закрывается бухгалтерской проводкой по кредиту названного счета в дебет счета 27 «Отражение затрат производства». В следующем отчетном году записи на счете 20 «Основное производство» начинаются с нулевого сальдо.

Специфика управленческого учета полуфабрикатов собственного производства такова, что затраты производства на остаток полуфабрикатов отражаются как сальдо по дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства». Это сальдо по окончании отчетного года не закрывается, а переходит в управленческий учет следующего отчетного года. Переходящее сальдо по дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» уравновешивается переходящим сальдо по кредиту счета 27 «Распределение общих затрат». По дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» отражаются издержки на производство полуфабрикатов, поступивших на склады и в хранилища. По кредиту счета 21 опять-таки в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» списываются затраты на полуфабрикаты, переданные в дальнейшую переработку на другие переделы или проданные сторонним организациям и лицам.

На счете 23 «Вспомогательные производства» отражается информация о затратах предприятия на продукцию и услуги, вспомогательные для основного производства. Прямые затраты вспомогательных производств записываются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции со счетом 27 «Распределение общих затрат». Расходы по управлению и обслуживанию подразделений вспомогательных производств записываются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции со счетом 25 «Общепроизводственные расходы». По кредиту счета 28 «Брак в производстве» в дебет счета 23 «Вспомогательные производства» списываются потери от брака, возникшие в подразделениях вспомогательных производств.

Обратите внимание!

Отражение затрат вспомогательного производства в управленческом учете обязательно приводит к тому, что в определенных условиях образуется сальдо по дебету счета 23 «Вспомогательные производства», характеризующее незакрытые издержки подразделений вспомогательных производств, то есть, по сути, незавершенное производство. Сальдо нельзя исключить, и оно определяется в управленческом учете на конец каждого месяца. Кроме того, это сальдо по окончании отчетного периода не закрывается и переносится в управленческий учет следующего отчетного года.

По дебетусчета 25 «Общепроизводственные расходы» отражаются данные о произведенных затратах за определенный период времени (календарный месяц) в корреспонденции со счетом 27 «Распределение общих затрат». Ежемесячная сумма фактических расходов отражается по кредиту счета 25 «Общепроизводственные расходы» в дебет счетов:

  • 20 «Основное производство» — на сумму затрат в подразделениях основного производства;
  • 23 «Вспомогательные производства» — на сумму затрат в подразделениях вспомогательных производств;
  • 28 «Брак в производстве» — на сумму затрат, относимых к забракованной продукции;
  • 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — на сумму затрат в подразделениях обслуживающих производств и хозяйств.

На счете 26 «Общехозяйственные расходы» отражается информация о затратах общеуправленческого характера, непосредственно не связанных с производственными процессами, а также о расходах, включаемых в статью себестоимости «Прочие производственные расходы». По дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции со счетом 27 «Распределение общих затрат» записываются все суммы затрат, относящиеся к данному счету. После завершения всех операций отчетного года счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается бухгалтерской проводкой по кредиту названного счета в дебет счета 27 «Распределение общих затрат».

Счет 28 «Брак в производстве» служит для отражения информации о стоимости выявленного брака, издержек по его исправлению и выявлению окончательных потерь от брака в данном периоде. Обычный цикл выявления потерь от брака — один месяц.

Расходы на забракованные предметы, не подлежащие исправлению (окончательный брак), записываются по дебету счета 28 «Брак в производстве» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство». Дополнительные затраты по исправлению брака относятся также в дебет счета 28 «Брак в производстве» в корреспонденции со счетом 27 «Распределение общих затрат». Затраты, связанные с исправлением брака, отражаются по сокращенной производственной себестоимости, поэтому по дебету счета 28 «Брак в производстве» записывается соответствующая часть общепроизводственных расходов проводкой по кредиту счета 25 «Общепроизводственные расходы».

Потери от брака, записанные по дебету счета 28 «Брак в производстве», уменьшаются на стоимость забракованных предметов по цене возможного использования, а также на суммы, подлежащие взысканию с виновников брака — персонала организации или поставщиков недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, приведших к браку. В управленческом учете эти компенсации записываются по кредиту счета 28 «Брак в производстве» в дебет счета 27 «Отражение издержек производства». Отметим, что счет 28 «Брак в производстве» сальдо на конечную дату (конец месяца) не имеет .

На счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражаются расходы состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, не имеющих прямого отношения к основной производственной деятельности организации (например, расходы базы отдыха, столовой, других обслуживающих подразделений).

Суммы затрат записываются по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в корреспонденции со счетом 27 «Распределение общих затрат». Косвенные расходы по управлению обслуживающими подразделениями ежемесячно записываются в дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в корреспонденции со счетом 25 «Общепроизводственные расходы».

В управленческом учете на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» информация об издержках отражается накопительно, нарастающим итогом с начала отчетного года. Сальдо по дебету на конечную дату каждого отчетного месяца отражает сумму издержек, проведенную с начала отчетного года, что облегчает контроль затрат по центрам ответственности и сметным статьям.

Каковы особенности отражения затрат в управленческом учете?

Нормативной основой отражения затрат в управленческом учете является Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (далее — ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 06.04.2015). Рассмотрим варианты отражения затрат в управленческом учете.

I вариант

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы по видам деятельности организации, по которым реализации продукции отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Для учета каждого элемента существует возможность вести отдельный счет управленческого учета. В разделе III Плана счетов бухгалтерского учета «Затраты на производство» можно открыть следующие счета:

30 «Материальные затраты»;

31 «Затраты на оплату труда»;

32 «Отчисления на социальные нужды»;

33 «Амортизация»;

34 «Прочие затраты»;

37 «Отражение общих затрат».

По дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается стоимость израсходованных материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальной составляющей других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К счету 30 можно открыть субсчета по видам и направлениям материальных затрат .

По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резервы предстоящих расходов» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая все формы премирования и иные формы оплаты труда персонала, в том числе топ-менеджмента. На данном счете отражаются различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В дебет данного счета относятся: начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету рекомендуется вести субсчета, характеризующие виды и направления на оплату труда .

По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражают суммы социальных выплат (субсчет 1 — расчеты по социальному страхованию, субсчет 2 — расчеты по пенсионному обеспечению, субсчет 3 — расчеты по обязательному медицинскому страхованию).

По дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденции со счетами 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражаются расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми методами и нормами амортизации.

По дебету счета 34 «Прочие затраты» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражение на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из них.

Важно!

Ведение субсчетов в данном случае обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, разнородны, что может исказить информацию и, как следствие, управленческие решения.

Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат» следующей записью:

Дебет счета 37 «Отражение общих затрат» Кредит счета 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты».

Собранные на счете 37 суммы распределяют между калькуляционными счетами и записывают в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а также в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Важно!

Хотя число счетов увеличивается, количество бухгалтерских записей (корреспонденции счетов) при этом уменьшается, так как используются отражающие счета-экраны.

II вариант

Все расходы организации по обычным видам деятельности группируют на счетах 30-34 по элементам затрат. Ежемесячно эти счета закрывают в дебет счета 37 «Отражение общих затрат». Одновременно те же суммы затрат записывают по кредиту отражающего счета 27 «Распределение общих затрат» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

На счетах 20, 23, 29 отражают прямые затраты на производство в аналитическом разрезе по подразделениям (местам возникновения затрат), что обеспечивает контроль за отклонениями от норм или от нормативных (запланированных) затрат.

На счете 25 группируют производственные накладные расходы по сметам производственных подразделений (филиалов, цехов, участков и пр.). Это позволяет проконтролировать отклонения фактических расходов по статьям смет.

На счете 26 группируют общие управленческие накладные расходы для контроля за соблюдением смет по филиалам, управленческим подразделениям и другим центрам ответственности (местам возникновения затрат). На отдельном субсчете 26 группируют коммерческие и другие расходы на продажу для детального учета и контроля соблюдения смет соответствующими коммерческими и торговыми подразделениями.

Счета 25, 26 ежемесячно закрывают, списывая собранные на них суммы в дебет счетов 20, 23, 29. Таким образом обеспечивается возможность калькулирования сокращенной и полной производственной себестоимости продукции (работ, услуг), даже с учетом коммерческих расходов.

К счетам 20, 23, 29 необходимо вести по два субсчета: 1 «Остатки незавершенного производства» и 2 «Калькулируемые расходы за отчетный период». В конце отчетного года калькулируемые расходы закрывают записью:

Дебет счета 27 «Распределение общих затрат» Кредит счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Счет 37 «Отражение общих затрат» ежемесячно закрывают, проводя записанную в нем сумму по кредиту счета 37 в корреспонденции со счетами:

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — на сумму расходов по заготовке и доставке материально-производственных запасов в организацию;

40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» — на расходы по выпуску продукции, выполнению работ, оказанию услуг, включая общие управленческие расходы. Последние учитывают на отдельном субсчете и ежемесячно списывают непосредственно на дебет счета 90 «Продажи» как расходы отчетного периода;

44 «Расходы на продажу» — на сумму коммерческих расходов и издержек обращения за отчетный период;

другими счетами в зависимости от характера текущих расходов по обычным видам деятельности.

Рассмотрим условный пример применения счетов управленческого учета.

Пример 3

В компании используется следующая система управленческого учета (табл. 6-8).

Таблица 6. Счета управленческого учета и примеры записей данных

Дебет счета

Кредит счета

Сумма

Расходы по элементам перегруппированы и записаны по счетам управленческого учета

Списаны отходы сырья и материалов по цене возможного использования

Стоимость выявленного брака

Списаны общепроизводственные расходы подразделений вспомогательных производств

Стоимость продукции и услуг вспомогательных производств, переданных в основное производство

Списаны общепроизводственные расходы основного производства и относящиеся к исправлению брака

Суммы, восстановленные как компенсация потерь от брака

Окончательная сумма потерь от брака списана в издержки основного производства

Таблица 7. Отражение сальдо по счетам

Счет

Наименование счета

№ записи

Оборот

Сальдо

по дебету

по кредиту

по дебету

по кредиту

Основное производство

Итого

Вспомогательное производство

Итого

Общепроизводственные расходы

Итого

Общехозяйственные расходы

Отражение издержек производства

Итого

Брак в производстве

Итого

Обслуживающие производства и хозяйства

Таблица 8. Баланс счетов управленческого учета

Счет

Обороты

Сальдо

по дебету

по кредиту

по дебету

по кредиту

Сумма

________________

Итак, мы рассмотрели общие положения, касающиеся учета затрат в управленческом учете. На основе этой информации руководство принимает важные управленческие решения, поэтому она должна быть своевременной, полной и актуальной. Также обратим внимание на следующее: в условиях кризиса большинство руководителей предпочитает сократить персонал с целью сокращения издержек. Однако практика показывает, что после значительного сокращения предприятие полному восстановлению не подлежит. Уходят квалифицированные кадры, которые при стабилизации обстановки не возвращаются. Поэтому настоящая статья призвана помочь руководству разобраться с иными статьями затрат, которые можно сократить без сокращения производственного персонала.

Контроль за эффективностью деятельности организации в целом независимо от того, какая форма организации здесь принята, требует определения результативности деятельности ее отдельных сегментов. Организация бюджетирования по сегментам обычно отвечает особенностям организационной структуры самой компании. Хозяйствующие субъекты должны иметь такую структуру и организацию, чтобы деловые операции, в которых они участвуют (внешние и внутренние), проводились наиболее эффективным способом.

Наиболее распространенные в настоящее время формы организации:
унитарная (линейно-функциональная);
дивизиональная (холдинговая);
матрична структура.

Структура сегментов для этих типов организаций обычно соответствует или структуре подразделении (в линейно-функциональных и дивизиональных организациях), или проектам (в матричных организациях). В любом случае она привязана к центрам ответственности в организациях, в рамках которых ведется управленческий учет и сравнительный анализ данных.

Центр ответственности (ЦО) - это сегмент (подразделение, группа подразделений, продукт и др.) компании, возглавляемый менеджером, обладающим делегированными полномочиями и отвечающим за результаты работы этого сегмента. Традиционно оценка деятельности центра ответственности становится основой оценки эффективности его руководителя, а выделение центров ответственности производится на основе того, какой показатель находится под контролем данного сегмента. Система бюджетов по центрам ответственности должна давать возможность получать и анализировать информацию для учета и калькуляции затрат, контроля и стимулирования деятельности менеджеров и самих подразделений.

Структура центров ответственности зависит от структуры самой организации и в самом общем случае совпадает с ней. Это означает, что каждому подразделению в организационной структуре соответствует свой ЦО. Выделяют следующие группы центров ответственности:
- центры затрат;
- центры прибыли;
- центры доходов (выручки);
- центры инвестиций.

Наиболее распространенными типами центров ответственности являются центры затрат (ЦЗ). Их выделяют там, где руководство сегмента (подразделения) отвечает за использование ресурсов, преобразование их в затраты и учет этих затрат. В сферу ответственности менеджера ЦЗ входит только управление затратами, поскольку в рамках этого сегмента невозможно напрямую определить доход и/или финансовый результат.

Центр прибыли (ЦП) - подразделение, в котором можно явно сопоставить доходы с расходами, и руководитель которого несет ответственность за финансовую результативность всей деятельности подразделения. Выделяя подразделение в центр прибыли, следует помнить о следующих ограничениях:
- рост прибыли ЦП не должен вести к снижению прибыли всей организации;
- прибыль ЦП должна формироваться независимо от результатов деятельности других подразделений;
- результаты деятельности руководителя ЦП не должны зависеть от результатов деятельности руководителей других центров ответственности.

Фактически сегмент организации может работать в качестве, центра прибыли лишь в случае его относительной обособленности от деятельности других сегментов. Это позволяет децентрализовать ответственность за финансовый результат всей организации, что является достоинством-такой структуры, но только в случае, если сама организация велика по масштабам деятельности или сильно диверсифицирована по продуктовому ряду. Однако оборотной стороной такой самостоятельности менеджеров является их стремление лишь к росту краткосрочной результативности в ущерб долгосрочным целям. Пример таких противоречий рассмотрим несколько позднее.

Нецелесообразно выделение центров прибыли в случаях, когда отдельные сегменты в рамках одной организации должны сотрудничать. Стремление менеджеров к финансовой результативности своего ЦП может поставить под угрозу финансовый результат всей организации.

Подразделения, оказывающие услуги внутри организации или передающие свою продукцию в другие подразделения по технологической цепочке, также нецелесообразно выделять в качестве центров прибыли. Это можно сделать только при разветвленной системе внутреннего (трансфертного) ценообразования, когда подразделения передают продукт друг другу по внутренней цене. Однако и тут не обходится без проблем - трансфертное ценообразование внутри одной компании может стать причиной межличностных конфликтов, особенно в случаях, когда трансфертная цена близка к себестоимости, а долю общей прибыли от реализации продукции, падающую на данное подразделение, высшее руководство определяет своим волевым решением.

Центр доходов (ЦД) - подразделение, отвечающее за получение компанией доходов, в частности выручки. Руководитель этого сегмента не несет ответственности за использование ресурсов (за исключением расходов на содержание своего подразделения). Обычно центром доходов становятся коммерческие (сбытовые) отделы компаний.

Центр инвестиций (ЦИ) - сегмент организации, по которому можно в явной форме выявить отдачу от сделанных ранее финансовых вложений. В ЦИ целесообразно выделять новые сегменты бизнеса или проекты, требующие первоначальных вложений.

Первые три рассмотренных нами центра ответственности (центры затрат, доходов и прибыли) можно объединить в одну категорию - результаты их работы влияют на прибыльность (в бухгалтерском смысле этого термина) организации. Ответственность же центра инвестиций совсем иного рода - результаты деятельности ЦИ влияют на структуру денежных потоков, а следовательно, и на платежеспособность организации.

В структуре организации не может быть центров ответственности только одного типа. Даже в организациях матричной формы, где все отдельные сегменты (подразделения или проекты) можно считать центрами прибыли, функциональные подразделения н центральная администрация будут являться центрами затрат.

Линейно-функциональная организационная структура также может включать в себя наряду с центрами затрат (подразделения, передающие незаконченный продукт или оказывающие услуги другим подразделениям) и центры доходов (сбытовые подразделения) или центры прибыли (относительно обособленные, например географически, или выделенные на отдельный баланс, подразделения).

Дивизиональная структура организации подразумевает, что отдельные подразделения, входящие в холдинг, в силу своей самостоятельности, становятся либо центрами прибыли (предприятия с налаженным бизнес-циклом и положительным текущим финансовым результатом), либо центрами инвестиций (если это вновь образованное предприятие и срок окупаемости вложенных в него средств еще не наступил). Управляющая компания холдинга, вся деятельность которой направлена на организацию и контроль деятельности входящих в холдинг подразделений, фактически является центром затрат. При этом каждое из подразделений холдинга может иметь свою собственную организационную структуру (в том числе и дивизионального типа) и, соответственно, систему управления со своими собственными центрами затрат, прибыли, доходов и инвестиций.

Учет по центрам ответственности может быть внедрен только при условии не просто выделения отдельных подразделений в центры ответственности, но и закрепления за менеджерами персональной ответственности за достижение результативных показателей.

В системе управления организацией учет по центрам ответственности выполняет две важнейшие функции - информационную и контрольную. Система управленческого учета по центрам ответственности играет роль своеобразной сигнальной системы, поскольку позволяет оперативно отслеживать процесс достижения центрами ответственности целевых показателей и тем самым удовлетворяет информационные потребности высшего руководства. С другой стороны, ока позволяет оценивать результативность управленческой деятельности менеджеров и, таким образом, выполняет контрольную функцию, важность которой исключительно высока в условиях относительной самостоятельности центров ответственности и их менеджеров. Разумеется, оценка деятельности руководителей на уровне каждого конкретного ЦО должна проводиться только на основании контролируемых на его уровне ответственности показателей, т. е. показателей, на величину которых он может влиять своими действиями и решениями. Определение статей, контролируемых на уровне каждого центра, является одним из ключевых моментов организации учета по центрам ответственности. В идеале все статьи доходов и расходов должны быть закреплены за конкретным менеджером или исполнителем на каком-либо уровне управления.

Отчетность, формируемая в системе управленческого учета по центрам ответственности, должна удовлетворять определенным требованиям. В первую очередь, речь идет об оперативности представления отчетности, затем о назначении каждого конкретного отчета, его форма и содержание должны удовлетворять информационные потребности конкретного пользователя внутри центра ответственности или на более высоком уровне у правления. Содержание отчета также должно отражать степень персональной ответственности менеджера, который его составил. Кроме того, любой отчет должен содержать базы сравнения приведенных в нем показателей (например, бюджетные или целевые значения), которые позволят эффективно осуществлять управленческий контроль.

Организация учета по центрам ответственности позволяет реализовать систему контроля по отклонениям, суть которой сводится к следующему: менеджерам высших уровней управления нет необходимости вмешиваться в организацию процесса на более низких уровнях до тех пор, пока деятельность осуществляется в рамках запланированных значений показателей. И лишь тогда, когда на низших уровнях управления начинаются сложности, проявляющиеся в отклонениях от нормы, он должен осуществить воздействие на систему с целью нормализации положения. Чем сложнее организационная структура и чем больше уровней управления в ней, тем больше отчетов с низших уровней управления стекаются наверх, вызывая потребность в фильтрации информации для передачи ее на следующий уровень управления. Агрегированная отчетность в системе центров ответственности также играет роль сигнальной системы, помогающей выявить проблемные участки в организации и вовремя принять регулирующие меры.

Специалисты

Этапы процесса бюджетного управления

предприятия

Составление

План-факт

Корректировка

фактических

контроль

исполнения

предприятия

Бухгалтерия

фактические

Обеспечивает

Способствует

обработку и

подготовке

хранение

аналитических

Отдел маркетинга

Предлагают

Передают

сценарии

фактическую

Отдел продаж

развития

информацию

(бюджета)

обработки

Производственные

подразделения

Кредитный отдел

1.2.2 ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Организация бюджетирования зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации производственного процесса, методов переработки исходных материалов, состава выпускаемой продукции, уровня технической оснащенности и других факторов и соответствует особенностям организационной структуры организации (см. 1.2.3).

Центр ответственности (ЦО) – структурное подразделение предприятия, руководитель которого наделен правом в принятии решений по использованию ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых) и отвечает за выполнение установленных планов и контрольных показателей. Продукция (услуги) центра ответственности идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону.

Организация бюджетирования в зависимости от масштабов деятельности:

Малые предприятия: непосредственно руководителем,

Средние предприятия: группа руководителей подразделений (центров ответственности) и руководителем финансовой службы;

Крупные предприятия: бюджетный комитет – коллегиальный орган, состоящий функциональных структур, разрабатывающих бюджеты (бюджетные центры).

ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ЦЕНТРОВ

1) Конверсия стратегических бюджетов в операционные, т.е. трансформация стратегических целей организации в серию операционных бюджетов.

2) Организация рабочих совещаний.

3) Утверждение функциональных бюджетов и их консолидация в сводный бюджет.

4) Рассмотрение отчётов о выполнении бюджетов и анализ существенных отклонений (в абсолютных и относительных показателях).

5) Разрешение конфликтных ситуаций. Например, распределение персональной ответственности менеджеров, невозможность оценки результата деятельности отдельных подразделений (имидж), реальность выполнения нормативов.

Система бюджетов по центрам ответственности должна давать возможность получать и анализировать информацию для учета и калькуляции затрат, контроля и стимулирования деятельности менеджеров и самих подразделений.

ЦЕНТР ЗАТРАТ

– обособленное структурное подразделение предприятия, в котором возможна организация нормирования, планирование и учёт издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования. Руководитель центра затрат несет ответственность за затраты структурного подразделения.

Различают два вида центров затрат:

А) Центр нормируемых затрат (регулируемых): устанавливается оптимальное соотношение между затратами и объемом выпуска продукции (для каждой единицы выпуска определяется требуемое количество материалов и работ). Например, у производственного цеха существуют нормы расхода материалов, нормативная трудоемкость.

Пример: производственные структурные подразделения (цеха основного и вспомогательного производства).

Руководитель центра регулируемых затрат отвечает за минимизацию затрат на единицу выпуска, а его деятельность оценивается путем сопоставления плановых (нормативных) и фактических затрат на единицу продукции.

Б) Центр ненормируемых затрат (произвольных): затраты центра ненормируемых затрат являются постоянными по отношению к выпуску. Основную часть расходов в этих подразделениях часто составляют расходы на оплату труда персонала.

Пример: производственные подразделения и функциональные службы подразделения, выполняющие административные, представительские, финансовые, юридические функции, занимающиеся маркетингом, исследованиями и разработками конструкторские бюро, лаборатории химико-технического контроля и т.д., в чьи задачи не входит получение дохода.

Пример. Центр затрат «Финансовый отдел» включает ЦЗ «Бухгалтерия», ЦЗ «Отдел финансового анализа», ЦЗ «Финансовый контроль».

ЦЕНТР ДОХОДОВ

– подразделение, отвечающее за получение предприятием доходов, в частности выручки.

Руководитель ЦД:

1) не несет ответственности за использование ресурсов (за исключением расходов на содержание своего подразделения);

2) несет ответственность за доходы структурного подразделения

Обычно центром доходов становятся коммерческие (сбытовые) отделы предприятия (оптовая база, сеть фирменных магазинов и др.)

Классический пример центра доходов – отдел сбыта, в задачи которого входят привлечение новых клиентов, увеличение объема реализации продукции. Отдел сбыта также является и центром затрат (несет затраты на заработную плату, представительские расходы, канцелярские принадлежности и т. д.) Однако, поскольку сбытовая функция доминирует, отдел следует рассматривать прежде всего как центр доходов. Если источником дохода организации являются консалтинговые, аудиторские, аутсорсинговые услуги, то ЦД «Финансовый отдел», ЦД «Бухгалтерия», ЦД «Финансовый контроль».

При формировании Центров доходов необходимо придерживаться следующих правил: ЦД может быть отдельным элементом; ЦД может быть консолидирующим доходные ЦФО; ЦД и ЦЗ одного и того же структурного подразделения могут находиться на одном иерархическом уровне

В сложных по организационной структуре предприятиях (холдингах, ФПГ) с развитой пространственной организацией и продуктовой линейкой товаров и услуг при построении финансовой структуры создаются Центры Маржинального Дохода.

Центры маржинального дохода несут ответственность за величину получаемого маржинального дохода2 . Создаются на тех предприятиях, где есть сложные по структуре и деятельности подразделения (бизнес-направления). Такие подразделения осуществляют не одно производство (как центры затрат) и не одну торговлю (как центра дохода), а полный или почти полный цикл производства и реализации продукции определенной номенклатуры. Тем самым они контролируют доходы и расходы своего направления и могут отвечать за эффективность своей деятельности в целом. Мерой эффективности служат уже не доходы и затраты направления по отдельности, а разница между ними.

ЦМД имеет смысл выделять если предприятие имеет несколько самостоятельных бизнесов или направлений и у ЦМД есть вклад на покрытие общефирменных расходов. То есть самостоятельная бизнес-единица самостоятельно контролирует доходную и расходную части своего направления.

Создается ЦМД как минимум из одного ЦД и ЦЗ. Например. ЦМД «Продажи» включает ЦМД «Продажи-стекло», ЦМД «Продажи-металл» и ЦЗ «Логистика» (общий для металла и стекла).

ЦЕНТР ПРИБЫЛИ

– подразделение, в котором можно явно сопоставить доходы с расходами, и руководитель которого несет ответственность за финансовую результативность всей деятельности подразделения. Руководитель центра прибыли контролирует цены, объем

2 маржинальная прибыль, брутто-прибыль, чистый доход, наценка

производства и реализации, а также затраты. Основным контролируемым показателем является прибыль.

Центром прибыли может быть только то подразделение или бизнес, на результат (прибыль) которого не влияют затраты/доходы других подразделений или бизнесов. Нецелесообразно выделение центров прибыли в случаях, когда отдельные сегменты в рамках одной организации должны сотрудничать. Стремление менеджеров к финансовой результативности своего ЦП может поставить под угрозу финансовый результат всей организации.

Подразделения, оказывающие услуги внутри организации или передающие свою продукцию в другие подразделения по технологической цепочке, также нецелесообразно выделять в качестве центров прибыли. Это можно сделать только при разветвленной системе внутреннего (трансфертного) ценообразования, когда подразделения передают продукт друг другу по внутренней цене. Однако и тут не обходится без проблем – трансфертное ценообразование внутри одной компании может стать причиной межличностных конфликтов, особенно в случаях, когда трансфертная цена близка к себестоимости, а долю общей прибыли от реализации продукции, падающую на данное подразделение, высшее руководство определяет своим волевым решением.

ЦП может состоять как минимум из одного ЦЗ и одного ЦД, в таких случаях не создается ЦМД.

ЦЕНТР ИНВЕСТИЦИЙ

– структурное подразделение, по которому можно в явной форме выявить отдачу от сделанных ранее капитальных и финансовых вложений. В ЦИ целесообразно выделять новые направления бизнеса или проекты, требующие первоначальных вложений. ЦИ должен состоять как минимум из одного ЦП или из нескольких ЦИ.

Первые три рассмотренных нами центра ответственности (центры затрат, доходов и прибыли) можно объединить в одну категорию – результаты их работы влияют на прибыльность (в бухгалтерском смысле этого термина) организации. Ответственность же центра инвестиций совсем иного рода – результаты деятельности ЦИ влияют на структуру денежных потоков, а следовательно на платежеспособность организации.

ВЕНЧУРНЫЙ ЦЕНТР (ВЕНЧУР-ЦЕНТР)

– структурное подразделение предприятия, реализующее инновационный проект и имеет целевое финансирование. До вывода на коммерческий уровень такой центр фактически является центром затрат, а после – центром прибыли (или инвестиций).

В структуре организации не может быть центров ответственности только одного

В системе управления предприятием наряду с организационной структурой выделяют финансовую структуру фирмы. Финансовая структура есть результат структурирования предприятия и информации о нем вовсе не по признаку финансовых потоков, а по признаку характера финансовой ответственности того или иного подразделения. В значительной степени финансовые подразделения соответствуют закрепленным на предприятии структурным подразделениям и называются Центрами финансовой ответственности (ЦФО).

Эффективность центра ответственности определяется двумя параметрами.

 


Читайте:



Как привлечь взаимную любовь

Как привлечь взаимную любовь

Любовь проявляется во всех сферах жизни: одни дамы питают страсть к живописным пейзажам, другие находят утешение в лице новорождённого младенца,...

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Чтобы вести бухгалтерский учет заработных плат, можно использовать программный продукт 1C. Но как выглядит автоматизация расчетов заработной платы...

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Отряд Поденки (Ephemeroptera) Поденки наряду со стрекозами относятся к числу древнейших насекомых, ископаемые остатки которых известны из...

Морские течения: интересные факты Все теплые течения

Морские течения: интересные факты Все теплые течения

Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Правда, общественность...

feed-image RSS