Главная - Пол
Занятие буква м. Конспект НОД «Знакомство с согласными звуками и и буквой « М» план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. Развитие фонематическо восприятия

Давайте посмотрим, кто же еще придет к нам на занятие? (Демонстрация фрагмента мультфильма «Маша и медведь», появляется медведь).

Давайте присядем на листочки.

Произнесем имя Маша. Какой первый звук мы слышим. Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха - губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он - твердый или мягкий? (твердый)

Какого цвета мы возьмем фонарик для обозначения звука? (синий) Педагог прикрепляет на доске квадратик синего цвета.

А теперь произнесем слово «медведь». Какой первый звук мы слышим в этом слове? Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха - губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он - твердый или мягкий? (мягкий)

Какого цвета фонарик мы возьмем для обозначения звука? (зеленый) Педагог прикрепляет на доске квадратик зеленого цвета.

Так о каких звуках мы говорили? Что мы о них узнали?

Вспомните слова, в которых есть звуки [м] [м’] (дети называют слова).

Послушайте, историю про Машу и медведя.

Однажды летним солнечным днем Маша и медведь сидели на лесной полянке. А Маша говорит:

- Мишка, а давай стихи придумывать.

Мишка согласился. И вот что он сочинил:

Пчелка над лугом июньским летает,

Сладкий нектар на цветах собирает.

В желтые соты нектар отнесет,

Сделает вкусный, питательный...

- Сок! - радостно закричала Маша.

- Да при чем здесь «сок»! Я хотел сказать «вкусный питательный мед».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?
— Ну, хотя вот, придумала:

На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий... (шмель).

- Ой, мишка, ты молодец, отгадал! - сказала Маша. - А вот, еще послушай.

Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Бабочки любят их, любят букашки,
Эти цветочки зовутся (Ромашки)

- Молодец, мишка, отгадал. А теперь твоя очередь, теперь ты придумываешь.

А мишка и говорит:

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи,

Не рябина, не калина,

А с колючками … (малина)

Откуда ты так много знаешь? - спросила Маша.
— Кто много читает, тот много знает! — важно ответил медведь...

Про что Маша и медведь сочиняли стихи? (ответы детей, дети по - одному выходят, прикрепляют картинки, выбирая из тех, что лежат у доски).

Под каждой картинкой нам нужно «зажечь фонарик». А для этого нам нужно очень внимательно послушать слово и определить, какой звук - [м] или [м’] мы слышим в нем. Если слышим [м], то зажигаем фонарик зеленого цвета, а если [м’], то фонарик зеленого цвета.

Дети произносят слова, педагог обобщает ответы детей и просит ребенка прикрепить фонарик нужного цвета.

Ой, на листочках нам сидеть уже нельзя, они мокрые после дождя. Давайте присядем на стульчики.

Дети садятся за столы. Педагог обращает внимание на посадку.

Про какие звуки мы говорили? Что мы про них узнали?

А вы знаете, какая буква обозначает эти звуки? (М) Так может быть это и есть половина буквы М? А где же вторая половинка? Может быть, Маша потеряла ее в лесу. Я сейчас посмотрю. (педагог достает два фрагмента буквы: элемент буквы А и элемент буквы М) выбираем тот, который подходит).

Педагог берет вторую половину буквы, прикрепляет ее на доске, обращая внимание детей на то, какая буква получилась).

Получилась буква М. Посмотрите на букву М. На что она похожа? (ответы детей)

А вот еще на что похожа буква (педагог демонстрирует картинки и читает стихи):

Вот качели-

Здесь качаться

Можно всем.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

В конвертах у детей «меховая» буква.

Проведите рукой по букве, погладьте ее, обведите пальчиком. Она мягкая, пушистая.

Давайте мы такую же букву построим из веточек.

Конструирование буквы из веточек.

А теперь давайте правильно раскрасим букву. Посмотрите, буква двухцветная. Почему? (у буквы два звука). Возьмите карандаши и раскрасьте свою букву

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент

.

Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].

Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.

2. Сообщение темы занятия.

(Показ слайда 2)

Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),

Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)

4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”

Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?

Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)

Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.

Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.

Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.

(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).

Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)

Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..

6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)

7. Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

8. Письмо слогов с буквой М (

разноцветными ручками) в тетради.

Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.

Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.

9. Итог занятия.

С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?

Занятие в первом классе по чтению и развитию речи.

Тема: Познакомить со звуками [М], [М’], буквой М м.

Цель: формирование умения правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв.

Задачи:
1.дидактическая: учить правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв;
2. коррекционная: корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
3.воспитательная: воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.

Оборудование: учебник “Букварь” (автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина), иллюстрации (Кремль, Спасенная башня с Кремлевскими курантами, Красная площадь, Собор Василия Блаженного).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране знаний. Чтобы продолжить путешествие мы должны пройти испытание. Мы должны определить является звук гласным или согласным. Давайте вспомним:

На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.) (А Н О У К Т Д И Г Е).

2. Введение в тему

Форматирование новых знаний, умений и навыков

Мы продолжаем путешествовать по стране знаний, где познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Как мычит корова? (Му-Му.)

Какой звук знаком? С каким не работали?

Знакомство со звуками [М] и [М’]

1. Звуковой анализ слов (по рисунку и схеме).

а) Соотнести рисунок и схемы.

2. Выделение звуков [М], [м’] и их характеристика.

М – согласный, твердый звук. [М’] –согласный, мягкий звук.

Какие звуки кладем в корзинку-невидимку. ([М], [М’])

Игра “услышь звуки” (если есть звук [М], [М’] – хлопок в ладоши).

Москва, тир, столица, дом, кремль, один.

Муравей, медведь, метро, самовар.

Физминутка

Вышли мышки как – то раз, посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре. Мышки дёргнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон, побежали мышки вон.

Игра “Твердый – мягкий”

Задание :

Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий.

а) Наша Таня громко плачет
Уронила в речку… (мячик )

б) Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло ).

в) Без работы хоть убей
Жить не может… (муравей )

г) На полу скребется… (мышка )
Спит в берлоге бурый … ( мишка )

д) Мальчик мал и очень мил он водичкой руки… (мыл )

Чему учит нас этот мальчик Миша?

Итог : С какими звуками мы сегодня познакомились?

Знакомство с буквой [М], [м’]

1. Согласный звук.

[М], [м’] – на письме обозначают буквой М, м’ (-эм)

2. Печатание буквы. М, м’

На что похожа буква М?

Игра “Живые буквы”

Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я –
Это мы.
А между тем.
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М (эм) похожи стали.
(В. Степанов )

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М (эм).
(А. Шибаев )

Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем.
(Е. Тарлапан )

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
(Г. Ванюхина )

Чтение слогов

Игра “ Доскажи словечко”

2. Му …Мо …Ма …Мы …Ми …Ме ….

Физминутка

Жила – была бабка, да жила у речки (разводим руки в стороны, как будто плаваем)

Захотелось бабке искупаться в речке, и купила бабка мыло и мочало (сначала одну руку « моем», затем другую).

Эта сказка хороша, не начать ль с начала (руки на поясе).

Работа с учебником

1. Чтение слов в столбиках.

Какие слова из прочитанных называют самыми дорогими?

Почему вы так думаете?

МИр

а) Когда нет войны, дружеские отношения, когда не сорятся.

МИР –

б) Мир – вся земля

Столица – главный город страны.

Назовите столицу нашей Родины?

Рассматривание иллюстрации.

    Кремль

    Спасенная башня с Кремлевскими курантами

    Красная площадь

    Собор Василия Блаженного.

Чтение текста.

Где происходило действие?

Какой это урок чтение или письма?

Что предложила учительница Роме?

Что написали дети?

4. Итог урока.

Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие. Давайте подведем итог этого путешествия.

Что нового узнали на уроке?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Конспект урока по развитию речи 2 класс на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Птицы нашей местности. Ворона.

Цель: уточнение и расширение представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной, формирование умения самостоятельно описывать предмет.

Задачи:

    дидактическая: уточнить и расширить представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной, формирование умения самостоятельно описывать предмет;

    коррекционная: корригировать речь, расширить активный словарь, активизировать глагольную лексику учащихся, развивать кругозор учащихся, создать положительную мотивацию к выполнению умственных действий

    воспитательная: воспитание внимательного отношения к окружающей природе, бережного отношения к птицам.

Ход урока

    Организационный момент (дети сидят на местах).

Упражнение на коррекцию речи

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Часики»
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Лошадка»
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

    Введение в тему

Повторение пройденного материала.

Какой сейчас месяц? К какому времени года он относится? Назовите три осенних месяца.

Какое время года изображено на картинке? Докажите.

Актуализация знаний.

Назовите птиц, изображённых на картинках на доске. На какие группы можно разбить этих птиц? (перелётные и зимующие) Почему они так называются?

Какой зимующей птицы вы не увидели на картинках?

Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,

Как зовут её? …

Ответ: Ворона

Почему вы решили, что это – ворона? (презентация) О какой же птице мы будем сегодня говорить на уроке?

Гимнастика для глаз.

Посмотрим направо, посмотрим налево и прямо посмотрим, поднимем глазки вверх, вниз

3. Изучение нового материала.

Игра «Собери пазлы»

Я хотела поиграть с вами. У меня рассыпалась картинка, её нужно собрать. Но при сборке картинки вы должны назвать части птицы. Я начну, а вы продолжите: это воронье туловище, (воронья голова, воронье крыло, вороний клюв, вороньи лапы, вороний хвост)

Работа по учебнику

Назовите части тела вороны по рисунку на стр.85 учебника

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все ниже, ниже.

Рассказ учителя о вороне (презентация по тексту).

Вороны - это птицы, которые всем нам хорошо известны. Их никто не считает диковинными птицами. Некоторые виды ворон, которых многие считают вредителями, находятся, сегодня на грани исчезновения. Большое количество людей в городах занимаются методичным уничтожением этих птиц.
А ведь на самом деле, если они в природе существуют, значит, это было задумано самой природой. Не зря в древности люди приписывали этой птице могущество, величественность и предвестника перемен. Ворона строит гнёзда из веток на деревьях и выкармливает там своих птенцов, принося им в клюве червяков. Ворона очень полезна в природе - она питается отходами, очищая окружающую среду от мусора и инфекций, уничтожает насекомых и мелких грызунов. Ворона уже давно считается городским жителем, она умеет прекрасно приспосабливаться к любым новым для нее условиям, ее мастерству иногда просто поражаешься. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Эти птицы прекрасно различают людей с учетом получаемых от них пользы или вреда и соответственно ведут себя.

Обобщающая беседа

Что за птица – ворона? (зимующая)

Чем покрыто тело вороны? (перьями)

Какого они цвета?

Чем питается ворона? (отходами)

Какие домики строят вороны? (вьют гнёзда)

Каковы повадки вороны? Как её можно охарактеризовать? (хитрая и ловкая)

Физминутка «Перелётные и зимующие птицы»

По очереди называются птицы, если они перелётные – машут руками, зимующие – приседают.

4.Обобщение.

Работа по учебнику

а) С. 85 №2, расскажите о вороне по плану

б) С. 85 №3, измени слова по образцу

в) Ворона в неволе легко приручается и привязывается к хозяину. Любит проказничать, ее можно научить говорить отдельные слова и фразы. Вороны отличаются своеобразным умом и интеллектом. При правильном содержании, у вас будет очень хороший друг и защитник, который по своей агрессивности в отношении злодея, вполне может заменить сторожевую собаку.

5. Домашнее задание

Учебник стр. 86, задание 3, восстановить порядок картинок, составить рассказ

6. Итог урока

    С какой птицей мы познакомились?

    Из каких частей состоит тело вороны?

    Чем покрыто тело?

    Какую пользу приносят птицы?

    Как нужно помогать птицам?

Конспект урока письма и развития речи в 4 классе

Тема: «Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения»

Цель: формирование умение распознавать подлежащее в предложении, правильно подчеркивать.

Задачи:

    дидактическая: формировать умение распознавать подлежащее в предложении, правильно подчеркивать;

    коррекционная: коррегировать и развивать речь, мыслительную деятельность, память и внимание в ходе выполнения операций сравнения, обобщения, классификации;

    коррекционно – воспитательные : воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: рисунки с изображением леса, гриба, муравейника, медведя, березок, схема подлежащего, аудиозапись пения птиц, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Чему вы учитесь на уроках письма?

Ребята, отгадайте загадку:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой,

Скинет с плеч её долой? (Лес)

Сегодня у нас урок необычный. Мы отправимся на прогулку в лес, вспомним, почему в лесу нельзя шуметь, а по дороге узнаем, какое слово в предложении называют главным, и научимся его находить.

Как приятно побывать в лесу, подышать свежим воздухом (рисунок леса на доске).

Ребята, для чего люди ходят в лес?

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

2. Повторение

Пальчиковая гимнастика.

Для того, чтобы руки вас хорошо слушались, и вы красиво писали в тетрадях, выполним разминку для пальчиков.

Цветок”. Руки на локтях, раскрывают пальчики, сжимают.

Красим забор”. Плавные движения кистями рук вверх и вниз.

Гладим кошку”. Плавные движения кистями рук влево, вправо.

Нарисуем солнышко”. Круговые движения кистями рук.

Минутка чистописания

Из нежно-зелёной травы застенчиво выглядывают темно-коричневые шляпки на белой ножке. Красиво, аккуратно напишем стихотворение о грибе.

(На доске иллюстрация гриба и запись для чистописания)

Г г

Гриб растёт среди дорожки –

Голова на тонкой ножке

3. Объяснение нового материала.

Знакомство с главным членом предложения - подлежащим.

Грибы мы с вами увидели. Теперь послушаем тишину (звучит аудиозапись пения птиц). Что услышали? Как поют птицы?

1. На доске открывается предложение: В лесу весело поют птицы.

Прочитайте предложение:

О ком говорится в предложении? (о птицах)

Птицы – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

Поставьте вопрос к главному члену предложения. (Кто? птицы.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните слово птицы одной чертой.

2. На доске открывается предложение: На лесной полянке растут стройные березки.

Прочитайте предложение:

О чем говорится в предложении? (о березках)

Березки – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

Поставьте вопрос к главному члену предложения. (Что? березки.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните слово березки одной чертой.

Запоминаем: главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? или Что? называют подлежащим.

Физкультминутка.

Только в лес мы все зашли, появились комары.

Руки вверх – хлопок нал головой. Руки вниз – хлопок другой.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень нам наклониться.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.

Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

4. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

А) Работа с правилом (чтение и заучивание)

Б) Выполнение упр.35 с.67 в тетради.

Самостоятельная работа.

Упражнение в нахождении главных членов предложения (по карточкам).

· На опушке леса серебрится листва молодых березок. Березы – самые красивые деревья нашей родины. Шустрые муравьи бегут в свой домик.

· Дремлют в лесу стройные ели. В густом ельнике звери и птицы пережидают холода и дожди. Даже хозяин леса – бурый медведь – строит свою берлогу под старой елью.

В данных предложениях нужно найти и подчеркнуть подлежащие.

Физминутка игра «Что увидим в лесу?»

Я загадаю вам загадки. Если предмет отгадки можно увидеть в лесу, встаёте.

1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

3. Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка)

4. Он в мундире ярком. Шпоры для красы,

Днём он – забияка, поутру – часы. (Петух)

5. Я по дереву стучу, червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

(Слова белка, ёлка, дятел выписываю на доску)

3. Домашнее задание

С этими словами составьте предложения, найдите в них подлежащее.

4. Итог урока.

Кому из вас понравился урок – прогулка? Что нового узнали на уроке? Какое задание было трудным? Что получилось лучше всего?

Относитесь к лесу бережно, будьте наблюдательны. И вы узнаете много-много интересного.

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о звуках М и Мь, букве М.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей характеризовать звуки [м] , [м’] с опорой на различные виды контроля
  • закрепить знания детей по теме «Овощи и фрукты»

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов
  • развивать у детей фонематический слух и восприятие
  • развивать общую и мелкую моторику и артикуляционную моторику
  • расширять и уточнять словарь
  • развивать мимическую мускулатуру лица

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувства сочувствие и взаимопомощи, интерес к деятельности.

Оборудование и материалы: -проектор, компьютер, мультимедийная презентация «Маша и медведь Миша» ; -квадраты синего и зеленого цвета, картинки со звуком М, картинки овощей и фруктов, предметные картинки (мёд, мандарин, малина, молоко, мороженое, морковь) ; - кассы букв, фишки синего, красного, зеленого цвета для индивидуальной работы; - картинки «Дерево» и «Грядка»

Орг. Момент.

Звучит фонограмма пьесы «Октябрь» П. Чайковского из цикла «Времена года» . Дети входят в зал

Логопед: Дети, отгадайте, о каком времени года я скажу:

У избы помоет крышу

Отведет в берлогу Мишу.

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы её тихонько спросим:

«Кто ты?» - и услышим … (Осень)

Логопед: Ребята. Нас сегодня пригласили в гости Маша и медведь Миша. Медведь не лег ещё в спячку. Сегодня он покажет какой урожай у него уродился.

(Показ медведя Мишу и девочку Машу) . Отправляемся.

Выполняем упражнения

1. Общее расслабление.

Приходите в огород Шаги на месте

Посмотреть, как все растет, Руки поднимать вверх

Все растет, все цветет Потряхивание руками

Никому не тесно. Руки разведены в стороны

Приходите в огород! Толчкообразные движения

Очень интересно Наклон вперёд

2. Развитие общей моторики «Урожай»

В огород пойдём,

Урожай соберём Шаги на месте.

Мы морковки натаскаем «Таскают» ..

И картошки накопаем. «Копают» ..

Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный! «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный! (Нищева) . Показывают круг руками три раза

3. Развитие мелкой моторики.

Покажем какие овощи выросли.

У Лариски –

Две редиски.

У Алёшки –

Две картошки.

У Серёжки сорванца –

Два зелёных огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да ещё у Петьки –

Две хвостатых редьки. По очереди разгибают пальчики из кулачков,.

начиная с большого на обеих руках

4. Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.

5. Развитие мимических мышц.

Выполнение действий по тексту.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам не весело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;

Для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;

Для языка: удерживать язык у нижних зубов под счёт от 1 до 5;

покусывать язык зубками.

Для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

Логопед: -Маша и Миша играли. И заблудились. Они стали звать друг друга

Рука на диафрагме.

Логопед: Вот они и нашли друг друга.

8. Загадывание загадок, звуковой анализ отгадок

Миша и Маша приготовили угощение. Нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, чем нас хотят угостить.

В корзине лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на экране появятся эти картинки.

Загадаю вам загадку.

Вкусный он и очень сладкий.

Быть здоровым помогает,

Его пчелы собирают… (Мёд)

Апельсину он братишка,

Но поменьше фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки.

Но они поменьше только. (мандарин) .

Раскудрявая коса

И блестит на ней роса!

Чья коса лежит на грядке?

Где оранжевые пятки?

В землю спрятала плутовка,

Витаминная... (морковка)

Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко)

Медведи так любят её,

И не диво:

Душистая, сладкая

Очень красивая. (Малина)

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок -

Он в лесу не новичок!

(Мухомор)

Логопед: Ребята. Мухомор мы есть не будем. Он ядовит. Мухомором лечатся некоторые дикие животные.

Посмотрите на картинки-угощения. Это малина, молоко, мандарин, мороженое, морковь, мёд.

Логопед достает картинки от Маши (картинки, в названии которых звук М твердый) , затем картинки от Мишки (с мягким звуком М) . Дети называют изображенные на них предметы. Логопед проговариваются слова с утрированно произнесенными изучаемыми звуками.

Логопед: Ребята, вы называли разные картинки. Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, мы слышим “звуки М и МЬ”.

(Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами)

Логопед: Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Логопед: Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)

Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)

Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?» . Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м] , зеленый- если в слове есть звук [мь] : мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым.

Звуковой анализ слогов МЫ и МИ при помощи фишек.

Мы-кладем фишки синего и красного цвета. Ми-фишки-зелёного и красного цвета.

9. Чистоговорки на дифференциацию звуков

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

10. «Скажи наоборот»

Ма-Ма-Ма-----Мя-Мя-Мя

Мо-Мо-Мо----Мё-Мё-Мё

Му-Му-Му---Мю-Мю-Мю

Мы-Мы-Мы---Ми-Ми-Ми

11. Физкультминутка.

Логопед: Ребята, поиграем с Мишей

Мишка по лесу гулял, (идем вперевалочку)

Мишка ягоды искал.

Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок – это «корзинка» )

Мишка ягодки искал.

Сладку ягодку малинку

Положили всю в корзинку

Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку» )

Положил всю в корзинку.

Как малинкой угостились,

Все на травке развалились.

Вот так, вот так (гладим себя по животику)

Все на травке развалились.

А потом Мишка плясал

Лапки кверху поднимали

Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

12. Знакомство с буквой.

Логопед показывает букву «М» .

Логопед:

Взялись за руки друзья.

И сказали: «Ты да я – это мы!»

А между тем

Получилась буква М.

Логопед: Пропишем букву М в воздухе.

Выложите букву из счетных палочек.

Логопед: Молодцу, ребята.

13. «Буквы спрятались» - профилактика дисграфии.

Логопед: Посмотрите на листок с буквами. Медведь и Маша не могут найти среди букв букву М. Поможем им.

Найдите букву, которой обозначаются звуки [м] , [мь] . Закрасьте ее.

14. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи. «Где что растет?»

Логопед: Ребята. Осенью уродился богатый урожай у Миши. Маша и Миша просят нас определить-что растет на грядке, что на дереве.

Фрукты мы положим к «дереву» . Овощи мы положим на картинку с «грядкой» .

(Дети распределяют картинки)

Логопед: Молодцы. Маша и Миша благодарят вас за помощь.

Итог занятия.

С какими звуками сегодня познакомились? (с М-МЬ)

Что было трудным для вас? (Загадки, …)

Что еще нового узнали? (Звуки ми мь. Познакомились с буквой М)

Спасибо всем. А теперь мы прощаемся с Машей и Мишей. Они нам приготовили подарки. - (Яблоки, которые выросли у них в саду,)

Мы возвращаемся в наш детский сад. Ребята. Вам понравилось играть?

Использованная литература:

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ, 2017 г.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

Иванова Фарида Фануровна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М»

Тема : Звуки [М] , [М"] и буквы М , м.

Цели : уточнение знаний о звуках [М] , [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М] , [М"] в словах и определении позиций звуков в словах ; знакомство с буквами М , м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование : игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм , карточка с буквой , домики для букв , слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв ; на столе у каждого комплект : зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа , счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

I Организационный момент :

В : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости . Кто это?

Филя и Каркуша.

В : Откуда они к нам пришли?

Из передачи «Спокойной ночи малыши»

В : Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

В : Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие .

II. Повторение изученного материала :

В : Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ?

+ Звуки мы слышим , произносим, но не видим, а буквы мы видим , пишем, читаем.

В : С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, Э, И.

В : Они какие?

Гласные.

В : Как они произносятся?

В : Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит ?

Из гласных.

В : Сколько их?

В : Подберите короткие слова для этой схемы.

Ау! Уа! Иа!

III. Усвоение нового материала :

1) Введение в тему.

К.: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

К.: Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

К.: Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

В : Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Машина, мяч.

В : Назовите первые звуки этих слов . Мммашина.

В : Мммяч.

В : Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука .

В : Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

В : А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)

В : Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В : Да, а воздух выходит свободно?

В : Что ему мешает?

3) Характеристика звуков .

В : А как называются звуки , при произнесении которых нам что-либо мешает?

Согласными.

В : Значит, звуки [М] и [М"] какие ?

Согласные.

В : А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие . Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"] . … Чувствуете как звенит голос?

В : Значит звуки [М] и [М"] какие ?

Звонкие.

В : Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?

В : А мягкие?

Зеленым.

В : Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?

Рисунок с машиной.

В : Какой первый звук в этом слове ?

В : А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой ?

Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.

В : А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?

В : Какой первый звук ?

В : Он какой твердый или мягкий?

Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

В : Итак, давайте подведём итог. Звуки , [М] и [М"] какие?

Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

4) Игры на развитие фонематического слуха

Ф : А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

Ф : У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки , если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Ф : Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

К : А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М .

Морковь, помидор.

К : Назовите фрукты и ягоды с этими звуками .

Смородина, мандарин, малина, лимон.

К : А теперь назовите весенние месяца со звуком М .

Март, май.

В : А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет

В : Вы должны определить место звука в слове , в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В : Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .

5) Физкультурная минутка.

В : А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики То по кругу побегут,

Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают, И давай опять скакать.

Ножками топают. Ну никак их не унять!

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .

В : Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М . Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?

+ Буква .

В : В : Да, нам нужна буква , которая обозначает эти звуки . Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем :

Получилась буква М .

В : Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В : Сколько в ней элементов?

В : Сложите её из палочек.

В : А теперь давайте напишем эту букву в воздухе .

В : А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру . Скажите, в каком домике она будет жить?

С синей крышей.

В : Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука . И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву )

В : А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру .

+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)

В : Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука , которые обозначаются одной буквой .

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф : Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой .

(индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В : А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В : Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М . (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М .

V. Звуко – буквенный анализ .

В : ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

В : Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В : А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

VI. Итог. Обобщение.

Ф : Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши» . И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!

В : Вот наше занятие подошло к концу , скажите с какими звуками мы познакомились ?

Они какие?

В : Какой буквой эти звуки обозначаются ?

 


Читайте:



Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Чтобы вести бухгалтерский учет заработных плат, можно использовать программный продукт 1C. Но как выглядит автоматизация расчетов заработной платы...

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Отряд Поденки (Ephemeroptera) Поденки наряду со стрекозами относятся к числу древнейших насекомых, ископаемые остатки которых известны из...

Морские течения: интересные факты Все теплые течения

Морские течения: интересные факты Все теплые течения

Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Правда, общественность...

Химия Архив олимпиад по химии региональный этап

Химия Архив олимпиад по химии региональный этап

августовская химическая образовательная программа Уважаемые коллеги! Для участия приглашаются школьники 8-10 классов 2018-2019 уч. г., проявившие...

feed-image RSS