Главная - Фундамент
Потери японского флота во второй мировой войне. Японский линкор, который весил больше, чем американские военные корабли, вместе взятые. Структура остальных групп

23–26 октября 1944 года в заливе Лейте флот Японии потерпел сокрушительное поражение от американских эскадр, и начался обратный отсчет до окончательного разгрома империи. На фото – линкор «Ямато» под бомбовым ударом авиации США, 24 октября 1944 года


После боя в заливе Лейте японский флот проводил лишь тактические операции. Во время одной из них линкор «Ямато» попал под удар 227 самолетов флота США, получил 3 авиабомбы и до 20 торпедных попаданий и взорвался. Столб огня взметнулся на 2 километра вверх, а дымный гриб высотой 6 километров немногим уступал атомному. На фото – взрыв линкора «Ямато», 7 апреля 1945 года

Последний поход «Ямато» ознаменовал и конец организованных действий Японии на море. После этого японские корабли добивали там, где они попадали в прицел. На фото – линейный крейсер «Харуна», затонувший в гавани Куре, октябрь 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Легкий крейсер «Оедо», лежащий на боку в акватории базы ВМС в Куре. Фото сделано с самолета американского авианосца «Уосп». «Оедо» затонул 28 июля 1945 года после восьми попаданий бомб


И все же война, уже не имевшая стратегического смысла, продолжалась. Западных историков ставит в тупик отчаянная решимость японцев сражаться до последнего человека, до последнего самолета и корабля. На фото – линейный крейсер «Харуна» в боевом походе


Пока император не отменил приказ сражаться – Япония сражалась. Когда он приказал сложить оружие – нация подчинилась, невзирая на рекордное количество случаев самоубийств среди военных. На фото – линкор «Исэ» в боевом походе

Источник: Kure Maritime Museum


Тяжелый крейсер «Тонэ» затонул неподалеку от Хиросимы 23 июля 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Эсминец «Акисимо», погибший в гавани Манилы под ударами авиации США 13 ноября 1944 года


Эскортный авианосец «Кайо» в заливе Беппу. Уничтожен бомбардировщиками В-25 «Митчелл» с авианосца «Тикандерога» 24 июля 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Авианосец «Амаги». Атакован при налете на Куре 28 июля 1945 года, затонул 29 июля

Источник: U.S. Naval Historical Center


Авианосец «Амаги» в лесах перед разборкой на металл. 1 июня 1946 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Линкор «Нагато» на рейде Йокосуки. Был захвачен американцами в качестве трофея и отправлен к атоллу Бикини для участия в испытаниях ядерного оружия – подводного взрыва в рамках операции «Кроссроад» («Перекресток»). Фото 1946 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Взрыв 40-килотонной атомной бомбы на глубине 27 метров у атолла Бикини. У подножия водяного «гриба» видны силуэты кораблей. Столь зрелищно не погибал даже «Ямато»

«Я умру на палубе «Нагато», и к этому времени Токио будет разбомблен 3 раза»
- адмирал Исороку Ямамото


Поражение Японии во Второй мировой войне представляется настолько закономерным, что здесь не может быть каких-либо вариантов и разночтений. Тотальное превосходство США в природных, людских и промышленных ресурсах, помноженное на могучую экономику и высокий уровень развития науки - в таких условиях, победа Америки в войне становилась лишь вопросом времени.

Если с общими причинами поражения Японской империи все предельно очевидно, то неподдельный интерес представляет чисто техническая сторона морских боёв на Тихом океане: Императорский флот Японии, некогда один мощнейших флотов в мире, погибал под ударами численно превосходящих сил противника. Погибал в страшной агонии, страданиях и муках. Корежилась броня, и вылетали заклёпки, лопалась обшивка, и потоки хлынувшей воды сталкивались в ревущем водовороте на палубах обреченного корабля. Японский флот уходил в бессмертие.

Тем не менее, перед своей трагической гибелью, японские моряки отметились рядом ярких побед. «Второй Перл-Харбор» у острова Саво, погром в Яванском море, дерзкий рейд авианосцев в Индийский океан…

Что касается знаменитого нападения на ВМБ Перл-Харбор, то роль данной операции в значительной мере преувеличена американской пропагандой: руководству США потребовалось сплотить нацию перед лицом врага. В отличие от Советского Союза, где каждый ребенок понимал, что страшная война идет на территории его собственной страны, Соединенным Штатам предстояло вести морскую войну на чужих берегах. Вот здесь и пригодилась сказка об «ужасном нападении» на американскую военную базу.


Мемориал на корпусом погибшей "Аризоны" (линкор был спущен на воду в 1915 году)


В реальности Перл-Харбор стал чистым провалом японской палубной авиации – весь «успех» заключался в потоплении четырех дряхлых линкоров времен Первой мировой (два из которых были подняты и восстановлены к 1944 году). Пятый поврежденный линкор – «Невада» был снят с мели и возвращен в строй уже к лету 1942 года. Всего в результате японского налета были потоплены или повреждены 18 кораблей ВМС США, при этом, значительная часть «пострадавших» отделалась лишь косметическими дефектами.

В то же время, ни одна бомба не упала на:

Электростанцию, судоремонтные предприятия, портовые краны и механические мастерские. Это позволило янки начать восстановительные работы уже через час после окончания налета.

Гигантский сухой док 10/10 для ремонта линкоров и авианосцев. Непростительная ошибка японской палубной авиации станет роковой во всех последующих сражениях на Тихом океане: с помощью своего супердока американцы будут в считанные дни восстанавливать поврежденные корабли.

4 500 000 баррелей нефти! Ёмкость резервуаров заправочного пункта ВМС США в Перл-Харборе на тот момент превышала все топливные запасы Императорского флота Японии.

Топливо, госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – японские летчики «подарили» ВМС США всю инфраструктуру базы!

Существует легенда об отсутствие в Перл-Харборе в день нападения двух авианосцев ВМС США: дескать, если бы японцы потопили «Лексингтон» и «Энтерпрайз», исход войны мог быть иной. Это абсолютное заблуждение: за годы войны промышленность США сдала флоту 31 авианосец (многим из которых даже не пришлось участвовать в боях). Уничтожь японцы все авианосцы, линкоры и крейсера в Жемчужной гавани, вместе с Перл-Харбором и Гавайскими островами – исход войны был бы прежним.

Следует отдельно остановиться на фигуре «архитектора Перл-Харбора» - японском адмирале Исороку Ямамото. Спору нет, это был честный военный и грамотный стратег, не раз предупреждавший руководство Японии о бесперспективности и губительных последствиях грядущей войны с США. Адмирал утверждал, что даже при самом благоприятном развитии событий, Императорский флот Японии продержится не более года – далее последует неминуемый разгром и гибель Японской Империи. Адмирал Ямамото остался верен своему долгу – если Японии суждено погибнуть в неравном бою, он сделает все, чтобы память об этой войне и подвигах японских моряков навечно вошли в .

Японские авианосцы на пути к Гавайям. На переднем плане - "Дзйкаку". Впереди - "Кага"


Некоторые источники называют Ямамото одним из самых выдающихся флотоводцев – вокруг фигуры адмирала сформировался образ «восточного мудреца», чьи решения и поступки преисполнены гениальности и «непостижимой вечной истины». Увы, реальные события показали обратное – адмирал Ямамото оказался совершенно бездарен в тактических вопросах управления флотом.

Единственная спланированная адмиралом успешная операция – нападение на Перл-Харбор – продемонстрировала полное отсутствие логики при выборе целей и отвратительную координацию действий японской авиации. Ямамото планировал «оглушающий удар». Но почему оказались нетронутыми топливохранилище и инфраструктура базы? – важнейшие объекты, уничтожение которых могло действительно затруднить действия ВМС США.

«Они не держат удар»

Как и предрекал адмирал Ямамото, японская военная машина неудержимо двигалась вперед в течение полугода, яркие вспышки побед одна за другой освещали Тихоокенский ТВД. Проблемы начались позже – непрерывное усиление ВМС США замедлило темпы японского наступления. Летом 1942 года ситуация едва не вышла из-под контроля – тактика адмирала Ямамото с дроблением сил и выделением «ударных» и «противокорабельных» групп палубной авиации привела к катастрофе при Мидуэе.

Но настоящий кошмар начался в 1943 году – японский флот терпел поражения одно за другим, все острее сказывался дефицит кораблей, самолетов и топлива. Дала о себе знать научно-техническая отсталость Японии – при попытке прорваться к эскадрам ВМС США, японские самолеты осыпались с небес, словно лепестки вишни. В это же время, американцы уверенно летали над самыми мачтами японских кораблей. Не хватало радаров и гидроакустических станций – все чаще японские корабли становились жертвами американских подлодок.

Трещал по швам японский оборонительный периметр – колоссальные резервы позволяли американцам высаживать десанты одновременно в разных регионах Тихого океана. А тем временем … на просторах Тихоокеанского ТВД появлялись все новые и новые корабли – промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц (эсминцев, крейсеров, подлодок или авианосцев).

Открылась безобразная правда об Императорском флоте Японии: ставка адмирала Ямамото на авианосный флот потерпела крах! В условиях тотального превосходства противника, японские авианосцы гибли, едва достигнув зоны боевых действий.

Японская палубная авиация добивалась заметных успехов в набеговых операциях - рейд на Цейлон или Перл-Харбор (если не принимать во внимание упущенные возможности). Фактор неожиданности и большой боевой радиус действия авиации позволяли избежать ответного огня и вернуться на базу после успешного выполнения задания.

Японцы имели равные шансы на победу в эскадренных с ВМС США (Сражение в Коралловом море, Мидуэй, Санта-Крус). Здесь все решало качество подготовки летчиков, экипажей кораблей и, самое главное, Его Величество Случай.

Но в условиях численного превосходства противника (т.е. когда вероятность попасть под ответный огонь была равна 100%) японский авианосный флот не имел даже призрачной надежды на сколь-нибудь благоприятный исход ситуации. Принцип «побеждать не числом, а умением» оказался бесполезен – любой огневой контакт заканчивался скорой и неминуемой смертью авианосного корабля.

Оказалось, что некогда грозные авианосцы совершенно «не держат удар» и топятся, как щенки, даже при слабом воздействии огня противника. Порой, для потопления авианосца было достаточно нескольких попаданий обычных авиабомб. Это был смертельный приговор Императорскому флоту – авианосцы и палубная авиация оказались крайне неэффективны в оборонительной войне.

Об отвратительной живучести авианосцев лучше всего поведало сражение при атолле Мидуэй: прорвавшаяся группа из 30 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» под командованием капитана Мак-Класки буквально за минуту сожгла два японских ударных авианосца «Акаги» и «Кага» (выгоревшие насквозь коробки корпусов затонули к вечеру). Аналогичная участь постигла в тот же день авианосцы «Сорю» и «Хирю».


Американский ударный авианосец "Беллоу Вуд" после атаки камикадзе


Все познаётся в сравнении: в октябре 1944 года японская эскадра из 12 линкоров и крейсеров шла несколько часов под непрерывными атаками более чем 500 американских палубных самолетов. Без какого либо воздушного прикрытия и с примитивными системами ПВО. Результатом стала лишь гибель крейсера «Судзуя» и тяжелые повреждения пары других кораблей. Остальная часть эскадры адмирала Такэо Куриты благополучно покинула зону действия американской авиации и вернулась в Японию.

Даже страшно представить, что бы случилось, будь на месте линкоров «Ямато» и «Нагато» крупные авианосцы – град мелкокалиберных бомб вызвал бы неконтролируемые пожары на полетной и ангарной палубах, а затем скорую гибель кораблей от внутренних взрывов.


Причина плохого состояния надстроек "Нагато" - ядерный взрыв мощностью 23 кт.
Старый японский линкор оказался сильнее ядерного огня!


Эскадра адмирала Куриты счастливо избежала гибели. А в это время на просторах Тихого океана происходила настоящая бойня:

19 июня 1944 года был потоплен тяжелый авианосец «Тайхо». Единственное попадание торпеды с подлодки «Альбакор» не причинило значительных повреждений, но вызвало разгерметизацию топливной магистрали. Мелкая незаметная проблема обернулась катастрофой – через 6,5 часов после торпедной атаки «Тайхо» был разорван в клочья взрывом паров бензина (1650 погибших моряков).
Фокус заключался в том, что новенький авианосец «Тайхо» был уничтожен в своем первом боевом походе, всего через три месяца после спуска на воду.

Через сутки, 20 июня 1944 года, при аналогичных обстоятельствах погиб ударный авианосец «Хийо». С той лишь разницей, что роковую торпеду сбросил палубный самолет.

Фантастическое потопление суперавианосца «Синано» спустя 17 часов после своего первого выхода в море – всего лишь обычный курьез в истории морских сражений. Корабль был не достроен, переборки не герметизированы, а экипаж не обучен. Впрочем, в каждой шутке есть доля шутки – очевидцы докладывали, что одно из торпедных попаданий пришлось точно в район цистерн авиатоплива. Возможно, экипажу авианосца крепко повезло - в момент потопления «Синано» шел порожняком.


Кажется, у авианосца "Секаку" проблемы с полетной палубой


Впрочем, авианосцы выходили из строя и по менее значимым причинам. В ходе сражения в Коралловом море три авиабомбы надолго вывели из игры тяжелый авианосец «Сёкаку».

Песнь о быстрой гибели японских авианосцев была бы не полной без упоминания их противников. Американцы столкнулись с одинаковой проблемой – малейшее воздействие огня противника вызывало страшные пожары на борту авианосных кораблей.

В октябре 1944 года всего от попадания двух 250-кг авиабомб полностью сгорел легкий авианосец «Принстон».

В марте 1945 года был тяжело поврежден авианосец «Франклин» - в корабль попало всего две 250-кг авиабомбы, что стало причиной одной из самых крупных по количеству жертв трагедий ВМС США. Бомбы упали в центре полетной палубы – пожар мгновенно охватил 50 полностью заправленных и готовых к вылету самолетов. Результат: 807 погибших, полностью уничтоженное авиакрыло, неконтролируемые пожары на всех палубах корабля, потеря хода, 13-градусный крен на левый борт и готовность к затоплению авианосца.
«Франклин» спасли лишь благодаря отсутствию поблизости основных сил противника – в реальном бою корабль был бы непременно затоплен.


Авианосец "Франклин" еще не решил - остаться ему на плаву или затонуть
Выжившие пакуют чемоданы и готовятся к эвакуации


Камикадзе достали авианосец "Интерпид"


Пожар на авианосеце "Сент-Ло" в результате атаки камикадзе (корабль погибнет)

Но настоящее безумие началось с появлением японских камикадзе. Падающие с неба «живые бомбы» не могли повредить подводную часть корпуса, но последствия их падения на уставленную самолетами полетную палубу были просто ужасны.

Хрестоматийным стал случай на ударном авианосце «Банкер Хилл»: 11 мая 1945 года корабль был атакован двумя камикадзе близ берегов Окинавы. В страшном пожаре «Банкер Хилл» потерял все своё авиакрыло и более 400 человек экипажа.

Из всех этих историй следует вполне очевидный вывод:

Императорский флот Японии был обречен – постройка тяжелого крейсера или линкора вместо авианосца «Тайхо» не имела бы никакого значения. Противник имел 10-кратный численный перевес, вкупе с подавляющим техническим превосходством. Война была проиграна уже в тот час, когда японские самолеты нанесли удар по Перл-Харбору.

Тем не менее, можно предположить, что имея высокозащищенные артиллерийские корабли вместо авианосцев, Императорский флот, в той ситуации, в которой он оказался к концу войны, мог продлить свою агонию и причинить дополнительный ущерб противнику. Американский флот с легкостью громил японские авианосные группировки, но всякий раз, при встрече с тяжелым японским крейсером или линкором, ВМС США приходилось изрядно «повозиться».

Ставка адмирала Ямамото на авианосные корабли оказалась губительной. Но почему же японцы продолжали строить авианосцы до самого конца войны (даже перестроили последний линкор типа «Ямато» в авианосец «Синано»)? Ответ прост: умирающая промышленность Японии не могла построить ничего сложнее авианосца. Прозвучит невероятно, но 70 лет назад авианосец конструктивно был довольно прост и дешев, гораздо проще, чем крейсер или линкор. Никаких электромагнитных суперкатапульт или ядерных реакторов. Простейшая стальная коробка для обслуживания таких же маленьких и простых самолетов.

Правда, авианосное корыто потонет даже от бомб мелкого калибра, но экипаж авианосца надеется, что им придется воевать только против заведомо слабого и неподготовленного противника. Иначе – манёр «оверкиль».

Эпилог

Низкая живучесть заложена в самой идее авианосца. Авиации нужен ПРОСТОР – вместо этого её загоняют на тесные палубы качающегося корабля и заставляют проводить взлетно-посадочные операции при длине ВПП в три раза короче потребной. Плотная компоновка и скученность авиатехники неизбежно служит источником повышенной аварийности авианосца, а общий недостаток защищенности и постоянная работа с легковоспламенимыми веществами приводят к закономерному результату – авианосцу противопоказан серьезный морской бой.

8-часовой пожар на борту авианосца «Орискани» (1966 год). Взрыв магниевой сигнальной ракеты (!) привел к объёмному пожару в ангаре, с гибелью всей находящийся в нем авиатехники и 44 моряков из экипажа корабля.

Страшный пожар на авианосце «Форрестол» (1967 год), ставший самой крупной трагедий по числу жертв в послевоенной истории ВМС США (134 погибших моряка).

Повторение аналогичных событий на борту авианосца «Энтерпрайз» (1969 год).

Были экстренно приняты меры по повышению живучести авианосных кораблей, появилось автоматические системы орошения палуб и пр. спецоборудование. Казалось бы, все беды позади.

Но … 1981 год, неудачная посадка самолета РЭБ EA-6B «Праулер». На полетной палубе атомного авианосца «Нимиц» гремят взрывы, языки пламени поднимаются выше надстройки корабля. 14 жертв, 48 раненых. В огне, помимо самого «Праулера» и его экипажа, сгорели три перехватчика F-14 «Томкэт». Серьезно повреждены десять штурмовиков «Корсар II» и «Интрудер», два F-14, три противолодочных самолета «Викинг» и вертолет «Си Кинг». «Нимиц» в один момент лишился трети своего авиакрыла.


Аналогичный случай на авианосце "Мидуэй"


Неискоренимая проблема с безопасностью и живучестью будет преследовать авианосцы до тех пор, пока существует цирк под названием «палубная авиация».

Линкор… С этим словом ассоциируется огромный бронированный корабль, всей массой глубоко осевший в воду. Он щетинится стволами пушек, которых может быть более 200. Наиболее впечатляющи циклопические башни главного калибра.

Достаточно вспомнить японский "Ямато". При водоизмещении более 72 тысяч тонн он нес в качестве главного калибра девять 457-мм орудий в трех башнях. Длина ствола была 20 метров. Вес башни превышал 2500 тонн. Этот исполин мог послать снаряды весом около 1,5 тонны на 45 километров. На этом фоне знаменитая "кувалда Сталина" - 203-мм Б-4 ("Гаубица-долгожительница") - стреляла семечками: какие-то 100 килограммов на дальность около 17 километров. Соответствующим было и бронирование мастодонта. Главный пояс достигал 650 миллиметров. Толщина броневых палуб, боевой рубки, башен главного калибра измерялась сотнями миллиметров. Система конструктивной противоторпедной защиты также выглядела внушительной - более восьми метров суммарной глубины.

“ Лишь отсутствие на линейных кораблях фугасных снарядов для орудий главного калибра спасло американские авианосцы от полного уничтожения ”

Под стать "японцу" были его противники - линкоры США. Наиболее совершенный из них - тип "Айова" при 65 тысячах тонн полного водоизмещения имел девять 406-мм орудий главного калибра. В конструктивной защите "американец" уступал японскому гиганту не более чем на 10-20 процентов, если брать ее глубину и толщину брони.

Но Вторая мировая, как считается, поставила точку в истории линкоров. Их могильщиками, утверждают военно-морские специалисты, стали авианосцы, начавшие господствовать на морских и океанских просторах. Хотя началом ухода линкоров в историю следует считать Первую мировую. То, что классического генерального сражения флотов, решающего исход борьбы на море, больше в мире не будет, стало очевидным по итогам знаменитой Ютландской битвы, когда в ограниченном по размеру районе (так сложилась обстановка) сошлись основные линейные силы двух флотов - английского и германского. Результат оказался ничтожным в сравнении с масштабом участвующих сил: несколько потопленных крупных кораблей с каждой стороны. Время классических сражений флотов, когда противники, выстроившись в линию друг напротив друга, в ходе артиллерийской дуэли (в ту пору еще говорили "состязания") решали, кто будет господином на море, прошло. А ведь именно для такого боя и создавались линкоры. Само название линкор - сокращение от линейный корабль, то есть предназначенный для артиллерийского боя в линии.

Кто на море главный

Однако альтернативы линкорам военные специалисты в межвоенный период не видели. Авиация в целом, палубная в особенности, была еще очень слаба и не рассматривалась как серьезный противник для свободно маневрирующего корабля. Поэтому линкоры как класс продолжали развиваться во всех наиболее развитых странах. Естественно, речь уже не шла о генеральном сражении и классическом линейном бое. Но линкор как наиболее мощный надводный корабль, определяющий исход любого по масштабу боя надводных сил, оставался главным во всех флотах. Удар британской палубной авиации по базе итальянского флота в Таранто, сражение в Коралловом море, потопление "Бисмарка" и другие баталии показали: появился иной главный игрок - его величество авианосец. И от линкоров сразу отвернулись. Придавать большое значение этим кораблям стало признаком дурного тона, ретроградством.

Между тем линкоры отошли на второй план только в части решения одной из задач флота - завоевания превосходства на море путем уничтожения сил флота противника, да и то не полностью. Десантные операции американского и британского флотов шли при активнейшем участии линейных сил, которые своей крупнокалиберной артиллерией крушили мощные фортификационные сооружения противника. И далеко не всегда заменой могла стать авиация - бомбы сопоставимого с линкоровскими снарядами веса поднимали только тяжелые бомбардировщики. Однако в точности они значительно уступали первоклассной артиллерии линейных кораблей. Авиация далеко не всегда могла "работать" и по метеоусловиям, а линкоры вели огонь в любую погоду.

Их роль осталась значимой в морских сражениях. Линкоры обеспечивали боевую устойчивость авианосных и иных корабельных соединений. Отсутствие такого крупного артиллерийского корабля иногда заканчивалось фатально даже для авианосцев. Так, в ходе попытки англичан отразить немецкое вторжение в Норвегию 8 июня 1940 года был потоплен огнем главного калибра "Шарнхорста" и "Гнейзенау" британский авианосец "Глориес", охраняемый двумя эсминцами. Сражение 25 октября 1944 года у острова Самар, где главные линейные силы японского флота вышли в район, в котором располагались прикрытые эсминцами авианосцы США, едва не закончилось гибелью большей их части. Лишь отсутствие на линейных кораблях японского флота фугасных снарядов для орудий главного калибра и ошибочные решения командующего адмирала Курита спасли американское соединение от полного уничтожения.

“ Вес 16 залпов линкора "Айова" соответствует суточной работе авиагруппы "Нимица" ”

Линкоры Второй мировой имели мощное вооружение ПВО - от 16 до 24 орудий универсального калибра (105-127 мм) и от 40-60 до 120-150 стволов МЗА (20-40 мм). Именно зенитная артиллерия в сочетании со средствами ПВО других крупных артиллерийских кораблей - крейсеров была главным средством отражения прорвавшихся сквозь истребительные заслоны вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев. Эсминцы той поры имели несопоставимо менее мощное вооружение - от 4-8 до 12-18 орудий МЗА и существенного влияние на исход противовоздушного боя оказать не могли. В США эту роль линкоров очень хорошо понимали, поэтому основные оперативные авианосные соединения американского флота (38 и 58-е) включали в свой состав линкоры.

Тем не менее после окончания Второй мировой строительство линкоров прекратилось. Некоторым исключением стала консервативная Англия, которая после войны завершила постройку линкоров типа "Вэнгард". Однако эти корабли были выведены из состава британского флота к 1958 году и разделаны на металл. К 1961-му линкоров не осталось. Лишь Турция сохраняла в боевом составе флота линейный крейсер "Явуз", бывший "Гебен", постройки 1911 года без существенных модернизаций, впрочем он имел скорее музейное значение. Правда, США наиболее совершенные из линкоров (тип "Айова") сохранили, переведя в резерв.

Окончательный крест на судьбе линкоров поставили два обстоятельства: ядерное оружие, управляемые противокорабельные и зенитные ракеты. Первое сделало бессмысленным создание мощной конструктивной защиты корабля. Ракеты обесценили артиллерию крупного калибра. Не у дел остались все классы крупных артиллерийских кораблей. Вместе с линкорами уходили в прошлое и классические крейсеры. В США последними стали "Сейлем", в СССР - проект 68-бис ("Свердлов"), законченные постройкой к началу 60-х. Хотя именно линкоры продемонстрировали исключительно высокую устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. Так, "Пенсильвания" постройки времен Первой мировой удержалась на плаву, находясь всего в километре от эпицентра подводного ядерного взрыва на атолле Бикини. Да и боевые части ПКР в обычном снаряжении для линкоров были не настолько разрушительными, как для кораблей других классов, включая авианосцы.

Взвешиваем залпы

Между тем выяснилось, что завоевание господства на море - далеко не единственная задача флотов. За ними огневая поддержка приморского фланга армии, высадка морских десантов, нанесение ударов по военно-морским базам и иным важным объектам в прибрежной полосе. В США полагали решать эти задачи главными силами палубной авиации. В СССР делали ставку на морскую авиацию берегового базирования, действия которой на этом направлении по сути ничем не отличались от фронтовой и дальней. Однако ограничения, связанные с располагаемым летным ресурсом, возможностью действий по погодным условиям, точностью применяемого оружия, временем реакции и организацией взаимодействия с наземными силами заставили вернуться к крупным надводным артиллерийским кораблям. В СССР крейсеры проекта 68-бис оставались в составе флотов почти до начала 90-х. А США несколько раз вводили линкоры в боевой состав из резерва для действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Эти корабли отметились во Вьетнаме. Разрушительная сила снарядов по 1200 килограммов весом поражала. Бронебойный пробивал до девяти метров бетонных перекрытий. А фугасный создавал воронку в плотном грунте глубиной шесть и диаметром 15 метров. При стрельбе по джунглям взрыв такого снаряда валил деревья в зоне до 180 метров, образуя площадку для посадки вертолетов. Американские линкоры участвовали и в других локальных войнах, в частности против Ирака в 1991 и 2003-м, обеспечивая высадку оперативного морского десанта.

Интересно сопоставить огневую производительность линкора типа "Айова" с возможностями авиакрыла "Нимица" ("Битва авианосцев"). Последний несет 60 ударных F/A-18С. С учетом выделения ресурса самолетов на решение задач ПВО АУГ остается возможность двух ударов в сутки силами 40 палубников. Применяя бомбы свободного падения с нагрузкой по четыре тонны на штурмовик и сосредоточив половину ударной авиагруппы на задачах боевого обеспечения, авианосец способен обрушить на противника 160 тонн бомб. А один залп линкора весит около 10 тонн (9 снарядов по 1200 кг). Делая один выстрел в две минуты, он такую огневую задачу решит за полчаса. При этом цена двух налетов с авианосца более чем в 20 раз выше (и это без учета возможных потерь), чем 32 залпов линкора. Правда, и глубина воздействия несопоставимо больше - 800 километров против 42.

Не лучше дело с высокоточным оружием большой дальности при ударах по хорошо защищенным объектам. Это продемонстрировала сирийская ПВО, отражая удары американских и израильских ракет. А ведь каждый "Томагавк" стоит около двух миллионов долларов. Так что применение ВТО и авиации в современных условиях сопряжено со значительными материальными потерями. И на них приходится идти, если нет иного способа решить боевую задачу.

Однако есть задачи, выполнить которые применением такого оружия все равно, что забивать гвозди компьютером: дорого, а главное - неудобно. Речь идет о площадных целях - аэродромах, опорных пунктах обороны частей сухопутных войск, районах сосредоточения ударных группировок и резервов, расположения соединений и частей тылового обеспечения, представляющих собой множество объектов, относительно легко поражаемых, но распределенных на большой площади и часто способных маневрировать с различной интенсивностью. Размеры таких целей колеблются в больших пределах: от 1-1,5 квадратного километра, (ротный опорный пункт в обороне) до 10-20 (аэродром или батальон в районе сосредоточения).

Для подавления роты в обороне потребуется выделение до двух звеньев ударных самолетов, что составляет 10 процентов суточного ресурса авиакрыла. Подавление батальона в районе сосредоточения потребует привлечения 20-30 машин или 50-70 процентов суточного ресурса палубной авиации. И надо иметь в виду, что будут потери самолетов. Расход КРМБ и КРВБ для поражения подобных целей огромен. Об этом можно судить по Сирии - по аэродрому Шайрат американцы выпустили 59 "Томагавков" стоимостью порядка 120 миллионов долларов ("Бородатые "Томагавки"). Линкор "Айова" такие огневые задачи решает с расходом боекомплекта главного калибра два-три и 10-15 процентов соответственно.

Что мы имеем сегодня в российском ВМФ? Самый крупный калибр корабельной артиллерии - 130 миллиметров на эсминцах проекта 956. Вес снаряда - около 30 килограммов при дальности стрельбы до 30 километров. Этим оружием самый мощный в артиллерийском отношении российский корабль способен в лучшем случае решить задачу подавления двух ротных опорных пунктов на глубину тактической противодесантной обороны от уреза воды. Это прямо вытекает из сопоставления площади зоны поражения 130-мм фугасного снаряда, боекомплекта эсминца и размеров ротного опорного пункта американской или иной иностранной армии. Такой снаряд не может поразить фортификационные сооружения из толстого железобетона и иные сильно защищенные объекты, в частности танки. Стало быть, необходимо говорить о том, что наш флот (как, впрочем, и любой другой, за исключением США, которые сохраняют свои линкоры как музеи, но готовые в любой момент вернуться в строй) не имеет кораблей, способных оказать действенную огневую поддержку приморскому флангу армии или десанту при высадке, тем более осуществлять сопровождение последнего в оперативной глубине. А необходимость в этом есть.

Кто воевал числом, а кто – умением. Чудовищная правда о потерях СССР во Второй Мировой Соколов Борис Вадимович

Потери Японии

Потери Японии

Согласно оценке американского исследователя Джона Дауэра потери японской армии составили 2803 убитых и умерших от ран во Французском Индокитае, в боях против американцев – 485 717, в боях против англичан и голландцев – 208 026, в боях против австралийцев – 199 511, в боях против Красной Армии в августе – сентябре 1945 года – 7483 убитых и умерших от ран, на других заморских территориях – 23 388, на территории собственно Японии – 10 543. Потери флота в 1941–1945 годах составили 414 879 убитых и умерших от ран. Потери японской армии в Китае Дж. Дауэр оценивает в 1937–1941 годах в 185 647 убитых и умерших от ран, а в 1942–1945 годах – в 202 958 погибших. Как нам представляется, здесь в данных Дауэра имеется какая-то ошибка. Дело в том, что китайские потери убитыми и ранеными за 1937–1941 годы составили 2398,9 тыс. человек, а за 1942–1945 годы – только 719 тыс. человек. Таким образом, китайские потери убитыми и ранеными в 1942–1945 годах составили только 30,0 % от их потерь в 1937–1941 годах, в то время как японские потери в Китае в 1942–1945 годах составляли 109,3 % от потерь в 1937–1941 годах. Тогда придется допустить, что по отношению к одному убитому или раненому китайцу японские потери убитыми возросли в 1942–1945 годах в 3,6 раза, что представляется абсолютно невероятным. Качество китайской армии после 1941 года никак не могло повыситься столь значительно, учитывая, что наиболее опытные кадры были выбиты в 1937–1941 годах.

Людские потери Японии

В число потерь гражданского населения, в рамках этой оценки, включены 170 тыс. человек, погибшие или умершие после окончания войны в Маньчжурии, Китае и Корее, 165 тыс. погибших на Окинаве и 24 тыс. умерших уже после окончания войны в самой Японии, главным образом от голода. Как можно понять, в категорию убитых и пропавших без вести военнослужащих включены умершие от ран и болезней, но не включены умершие в советском плену.

В дальнейшем более тщательные подсчеты позволили увеличить число погибших японских военнослужащих, в том числе за счет умерших в советском плену.

Распределение японских потерь погибшими по видам вооруженных сил и театрам боевых действий согласно официальной оценке, сделанной в 1964 году, было следующим:

Потери японских вооруженных сил погибшими по основным театрам боевых действий (Китай – 1937–1945 годы, остальные театры – 1941–1945 годы)

Необходимо отметить, что согласно уточнениям, сделанным между 1964 и 1976 годом, во время сражения на Иводзиме (острова Огасавара) погибло на 4700 человек больше – 12 850 в армии и 7050 человек на флоте. Согласно тем же данным на Окинаве погибло не 62 100, а 65 тыс. военнослужащих. Единственная кампания, по которой даются официальные японские данные о числе раненых, это бои на Иводзиме – 736 в армии и 297 на флоте, а всего – 1033 человека. Есть и более высокая оценка числа погибших на Иводзиме японских военнослужащих – около 22 тыс. человек. Пока что найдено только около 8700 тел, и предполагается, что должно быть найдено еще около 13 тыс. захоронений. Японское правительство собирается допустить на Иводзиму гражданских поисковиков для поисков останков погибших. Пока что на острове расположены только военные объекты, и доступ туда гражданских лиц запрещен. С учетом этих более высоких оценок, принимая оценку погибших на островах Огасавара в 19 900, общее число погибших японских военнослужащих можно оценить в 2128,6 тыс. человек. Американцы и их союзники до капитуляции захватили 41 тыс. японских пленных.

Кроме того, в 1938 году во время боев у озера Хасан против Красной Армии японцы потеряли 526 убитыми и умершими от ран и 914 ранеными. В 1939 году во время гораздо более масштабного столкновения с советскими войсками в районе реки Халхин-Гол (по японской терминологии – Номонганский инцидент) японские потери в мае-июле составили 159 убитых, 119 раненых, 12 пропавших без вести, а в августе – начале сентября – 7696 убитых, 8647 раненых и 1021 пропавший без вести. Таким образом, общее число погибших японцев во время боев на Халхин-Голе, с учетом того, что из советского плена вернулось 160 японских и 44 маньчжурских военнослужащих, можно оценить в 8684 человека. Однако из выбитых на стеле в Хайларе – установленном японским командованием в 1942 году памятнике японским и маньчжурским военнослужащим Квантунской армии, погибшим к тому времени в войне, из 10 301 имени, выбитом на памятнике, 9471 – это те, кто пал во время Номонганского инцидента. Можно предположить, что разница в 813 человек относится к тем, кто умер от ран, болезней и по иным причинам.

Потери советских войск в боях у Хасана составили 759 убитых, 100 умерших от ран и болезней, 6 человек погибших в результате несчастных случаев и 95 пропавших без вести, а всего – 960 погибших, 2752 раненых и 527 больных. Советские безвозвратные потери были больше японских в 1,8 раза.

Потери Красной Армии во время боев на реке Халхин-Гол составили 6472 убитыми, 1152 умершими от ран, 8 умершими от болезней, пропавшими без вести 2028 человек, погибшими в результате несчастных случаев – 43 человек. С учетом того, что 89 красноармейцев вернулись из японского плена, общие потери советских войск убитыми и умершими можно оценить в 9614 человек. Это в 1,015 раза больше потерь японо-маньчжурских войск погибшими и умершими. Кроме того, во время боев у Халхин-Гола союзные Красной Армии монгольские войска потеряли, по официальным данным, опубликованным в ноябре 1939 года, 165 убитых и 401 раненого. Однако, по позднейшим исследованиям монгольского историка Тамира Ганболда, потери монгольской армий составили 895 человек, из которых на убитых и умерших приходится 234 человека. Из этого числа 1 монгольский солдат умер в японском плену. С учетом безвозвратных потерь советско-монгольских и японо-маньчжурских войск соотношение оказывается равным 1,04:1.

Потери советских войск на Халхин-Голе ранеными составили 15 251 человек, а больными – не менее 2287 человек, из которых 701 человек проходил лечение на территории Забайкальского военного округа, а подавляющее большинство остальных – на территории Монголии .

Потери японцев в боях при Хасане и Халхин-Голе мы не включаем в потери в период Второй мировой войны точно так же, как не включаем потери Красной Армии в этих боях в потери во Второй мировой войне.

Всего японские вооруженные силы на момент капитуляции насчитывали 6983 тыс. человек в 154 дивизиях и 136 бригадах сухопутной армии и 20 соединениях ВМФ. Из этого числа 3532 тыс. человек находились на территории собственно Японских островов. Кроме того, за пределами Японии на театрах боевых действий находилось около 3 млн японцев из числа гражданских лиц.

Япония официально считает, что жертвами советского вторжения в августе – сентябре 1945 года стали примерно 220 тыс. японцев, как военных, так и гражданских лиц. Вероятно, сюда могут входить не только японцы, но и китайцы, маньчжуры, корейцы и представители других национальностей, служившие в японских вооруженных силах и либо погибшие в боях с Красной Армией, либо умершие в советском плену. На начало 1949 года МВД СССР было учтено 590 830 военнопленных японцев. Из этого числа было репатриировано к тому времени 440 387 человек, признано гражданскими пленными 6357 человек, умерло 52 165 человек, оставалось в лагерях военнопленных 91 276 человек. 49 японцев были осуждены военными трибуналами, 427 отправлено в тюрьмы и ГУЛАГ, 56 бежало, а еще 113 человек убыло по другим причинам. Цифра в 52 165 умерших военнопленных близка к официальной японской цифре в 52,7 тыс. военнослужащих, погибших в советском плену. Между тем десятки тысяч японских военнопленных оставались в советских лагерях вплоть до 1956 года, и трудно поверить, что за 7 лет умерло всего только 535 японцев. По официальным же советским данным, в плену оказалось 609 448 японцев, из которых умерло 61 855 человек. Не исключено, что разница в 18 618 пленных и 9690 умерших образовалась за счет гражданских пленных. Также возможно, что разница образовалась все-таки за счет собственно японских военнопленных. В справке, подготовленной МВД СССР в октябре 1956 года, где впервые говорилось о 609 448 японских военнопленных и о том, что 61 855 из них умерли, особо отмечалось, что «на военнопленных японцев, репатриированных непосредственно на фронтах, до завоза их на территорию СССР, а также на умерших на фронтовых сборных пунктах, МВД СССР персональными списками не располагает» . Можно предположить, что разница в цифрах 1949 и 1956 годов образовалась за счет репатриированных и умерших непосредственно на фронтах, еще до поступления пленных в систему НКВД. Возможно, эти 9690 японских военнопленных, умерших непосредственно на фронте, в японских официальных потерях включены в состав тех, кто погиб во время советского вторжения в Маньчжурию. По другим национальностям, служившим в японской армии (китайцев, корейцев и др.), расхождения в численности пленных между документами 1949 и 1956 годов нет, а по числу умерших в плену есть небольшое расхождение лишь по китайцам (соответственно 135 и 138 человек). Поэтому мы приведем данные о смертности пленных по материалам 1956 года:

Из 16 150 китайцев умерло 138 человек.

Из 10 312 корейцев умер 71 человек.

Из 3633 монголов умерло 4 человека.

Из 5 бурятов умер 1 человек.

486 маньчжур, 58 русских и 2 тунгуса были освобождены непосредственно на фронтах. Умерших в плену среди них не было.

Согласно японским официальным данным во время бомбардировок американской авиации потери среди гражданского населения составили 393 367 погибших, включая примерно 210 тыс. жертв атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и 97 031 погибший во время бомбардировок Токио обычными бомбами. Еще около 150 тыс. гражданских лиц погибли или покончили с собой во время боев на Окинаве, а 10 тыс. – на острове Сайпан из группы Северных Марианских островов. Существует и другая оценка жертв среди японского гражданского населения во время боев на Сайпане и Окинаве – соответственно 22 тыс. и 77 тыс. погибших. Следует оговориться, что многие японцы из числа мирных граждан, по примеру военных, совершали коллективные самоубийства, чтобы не попасть в плен к врагу. Вероятно, число гражданских жертв на Окинаве и Сайпане все же ближе к 100 тыс., а не к 160 тыс. человек или даже 180 тыс., если брать японские официальные данные. С учетом проведенных корректировок мы оцениваем общее число жертв среди гражданского населения Японии, включая сюда 393,4 тыс. жертв бомбардировок, 100 тыс. жертв на Окинаве и Сайпане, 24 тыс. умерших на основной территории Японии и 170 тыс. погибших и пропавших без вести в Маньчжурии, Китае и Корее, в 687,4 тыс. человек.

В Японии содержалось около 100 тыс. пленных американцев, захваченных главным образом на Филиппинах. На Яве также содержалось около 300 тыс. военных и гражданских пленных. Всех их предполагалось уничтожить в случае начала американского вторжения. Это вторжение предполагалось в конце октября 1945 года. При этом американские генералы предполагали, что за первый месяц боев на Японских островах вмериканские потери составят 500–800 тыс. человек убитыми и ранеными, и таким же оставался уровень потерь в каждом последующем месяце вплоть до прекращения японского сопротивления. Японские потери при этом оценивались в 1,5–4 раза больше американских.

В случае высадки атомные бомбы применяли бы для тактической поддержки высадки, против крупных скоплений японских войск. В сентябре – октябре 1945 года производство атомных бомб должно было составить 3–4 бомбы в месяц, а к декабрю оно достигло бы 7 бомб в месяц. К концу октября, когда предполагалось начать высадку на Японские острова, в распоряжении американских вооруженных сил должно было оказаться не менее 7 атомных бомб.

Общие потери Японии во Второй мировой войне мы оцениваем в 2816 тыс. погибших, из которых на долю вооруженных сил приходится 2128,6 тыс. погибших и умерших.

Из книги Схватка с черным драконом. Тайная война на Дальнем Востоке автора Горбунов Евгений Александрович

Коминтерн против Японии В 1932-м, когда события на Дальнем Востоке развивались по нарастающей и части Квантунской армии продвигались на север к Амуру и Уссури, в тайную войну в этом регионе вмешалась еще одна сила. Рука об руку с обеими разведками начала действовать третья

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

Еврейское покорение Японии Еще одна, и наиболее фантастичная версия, состоит в том, что часть Потерянных колен нашла прибежище …на Японских островах. Согласно этой гипотезе, Потерянные колена, кочуя с Запада на Восток, прошли по Шелковому пути, пересекли Поднебесную

Из книги Изнанка веера. Приключения авантюристки в Японии автора Андреева Юлия

Дождь в Японии День. Нагоя. Я вышла в магазин за телефонной картой, специально взяв с собой белый длинный зонт, один из четырех, найденных на прошлой неделе, четырех совершенно новых зонта.Поначалу я думала, что это чудо или какой-то знак, но знакомые объяснили, что эти

Из книги Окинава, 1945 автора Вольны Антони

Подготовки Японии к обороне Планирование оборонительных действий Решение об обороне островов Рюкю было принято японским командованием летом 1944 г. после потери Марианских островов. Предыдущая «теория непреодолимой обороны», основывающаяся на задержании и разгроме

Из книги Авианосцы, том 1 автора Полмар Норман

13. На пути к Японии В начале 1944 года американское Быстроходное авианосное соединение заправлялось и отдыхало на Улити. Появление камикадзэ вынудило американцев провести реорганизацию Оперативного Соединения 38 и пересмотреть оборонительную тактику.Ветераны-авианосцы

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Авианосцы идут к Японии Быстроходное авианосное соединение отдыхало и пополняло запасы на Улити. Боевые действия и плохая погода изрядно потрепали корабли, и на Улити целый флот вспомогательных судов занимался ремонтом боевых кораблей. Главную роль в этом играли

Из книги Японский фронт маршала Сталина автора Кошкин Анатолий Аркадьевич

Безнадежное положение Японии В качестве последнего, отчаянного средства японцы впервые использовали 25 октября 1944 г. «камикадзе», то есть пилотов-смертников или приносящих себя в жертву, которые обрушивались на вражеские корабли со своими самолетами, наполненными

Из книги Кто воевал числом, а кто – умением. Чудовищная правда о потерях СССР во Второй Мировой автора Соколов Борис Вадимович

10. Заявления МИД Японии по поводу вторичности для Японии Пакта о нейтралитете с СССР 1941 г. Заявление министра иностранных дел Японии Мацуока министру иностранных дел Германии Риббентропу в мае 1941 г.:«Никакой японский премьер-министр или министр иностранных дел не сумеет

Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

14. Акт о капитуляции Японии 1. Мы, действуя по приказу и от имени императора, японского правительства и японского императорского генерального штаба, настоящим принимаем условия декларации, опубликованной 26 июля в Потсдаме главами правительств Соединенных Штатов, Китая и

Из книги Ластоногие пловцы автора Бест Герберт

Потери мирного населения и общие потери населения Германии во Второй мировой войне Большую трудность представляет собой определение потерь мирного немецкого населения. Например, число погибших в результате бомбардировки Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года

Из книги Вторая мировая война автора Черчилль Уинстон Спенсер

Часть 8. Синкретизм в Японии Моим дистанционным сотрудником уже несколько лет является Татьяна Романова, проживающая последние 8 лет в Японии. Начав свою работу по двухгодичному контракту в качестве исследователя в Лаборатории новых материалов химической корпорации

Из книги Дальневосточные соседи автора Овчинников Всеволод Владимирович

СТУПЕНИ К ЯПОНИИ Военные операции на тихоокеанском театре военных действий имели мало общего с вторжением союзников в Европу. Одинаковыми были только раны, смертные муки и почти нечеловеческая храбрость солдат. Нормандия отстояла от ближайшего отправного пункта в

Из книги автора

Глава 10 Посланец Японии Новый год принес тревожные вести с Дальнего Востока. Японский военно-морской флот активизировал свои действия у побережья Южного Индокитая. Японские военные корабли были замечены в гавани Сайгона и в Сиамском заливе. 31 января японское

Из книги автора

Часть I Нападение японии

Из книги автора

Глава 18 Поражение Японии Зимние операции в Бирме уже описаны. Когда в феврале 1945 года началась решающая битва на другом берегу Иравади, перед адмиралом Маунтбэттеном встали трудные стратегические задачи. Его цель заключалась в том, чтобы освободить Бирму, и для

Из книги автора

В Японии все жители японцы Мы с детства помним начало сказки Андерсена «Соловей»: «В Китае все жители – китайцы, и даже сам император китаец». Самая многонаселенная страна мира действительно очень однородна: 90 процентов ее жителей составляют ханьцы (этнические китайцы).

115 лет назад началась Русско-японская война 1904-1905 гг. Война, оставшаяся в тени последующих переломных в истории России событий, - нескольких революций, Первой мировой войны и войны Гражданской. Катаклизмы ХХ столетия привели к тому, что память об участниках войны на Дальнем Востоке стала активно восстанавливаться только в наши дни.

1126 павших

Всего тогда погибли и умерли 52,5 тысячи русских солдат и офицеров. Среди них более тысячи ста офицеров армии и Отдельного корпуса пограничной стражи. На протяжении целого столетия имена многих из них оставались забытыми. И только в 2018 году, наконец, удалось увековечить память практически всех офицеров, павших на Русско-японской войне в биографическом справочнике, а, по сути, в полноценной Книге Памяти 1 . Историки, краеведы, генеалоги, потомки участников тех событий получили уникальное справочное издание, меняющее представления о событиях того конфликта.

Произошло это благодаря кропотливой работе специалистов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) - главного хранилища документов по истории Русской императорской армии. Ведущая роль в проекте принадлежит исследователю истории Русско-японской войны и героической обороны Порт-Артура, автору "Родины" Дмитрию Николаеву. Работа потребовала больших усилий и растянулась на несколько лет, причем в подготовке книги приняли участие даже потомки офицеров.

Это не просто новое, общественно значимое справочное издание. Это настоящая книга судеб целого поколения носивших погоны образованных людей начала прошлого столетия. Всего в справочнике приведены биографии 1126 офицеров.

Архивные поиски

Идентификация офицеров напоминала детективное расследование. После войны в 1907-1909 гг. на страницах журнала "Военный сборник" публиковались списки погибших, но они содержали множество неточностей, вплоть до того, что некоторые из упомянутых оказались живы, а у других были искажены имена. Еще одну сложность представляло установление личных данных некоторых офицеров. Как правило, в документах того времени указывались лишь чин офицера и фамилия, что при наличии однофамильцев вело к ошибкам. Составители справочника сумели исправить неточности, подготовили полные биографические справки на каждого, а, кроме того, обнаружили 47 ранее неизвестных офицеров. Немаловажно и то, что более пятисот биографий павших офицеров снабжены портретами, что позволяет представить образы погибших участников войны. Часть портретов ранее не была известна даже специалистам, эти изображения удалось обнаружить в фондах РГВИА и в семейных архивах потомков. К сожалению, в справочник не вошли сведения об офицерах флота (таковых в Русско-японскую войну погибло и умерло 284 человека 2).

Показателем востребованности книги стало то, что после ее выхода составители начали получать отклики потомков и различные дополнения, в том числе более трех десятков новых портретов. Сбор и систематизация сведений продолжаются.

Смерть выбирала молодых

Офицеры на той неудачной для нас войне проявили настоящую жертвенность. После выхода справочника появились точные цифры, ярче всего свидетельствующие об этом. Всего в войне приняли участие не более 10 000 офицеров, следовательно, погибли 11,2% из них. Общие же потери сухопутных сил составили 5,9% от участвовавших в боевых действиях 3 .

Тщательный анализ, который провели авторы справочника, позволил составить коллективный портрет погибших офицеров. В значительной степени это были люди дворянского происхождения или дети обер-офицеров, не имевших прав потомственного дворянства. Около половины были холостяками. Подавляющее большинство служило в пехоте (85,8%), меньшая часть погибших - артиллеристы и представители казачьих и иррегулярных частей.

Появилась возможность оценить, как же распределялись потери. Погибли в боях 725 офицеров, умерли от ран 286, пропали без вести 115. Чаще всего смерть находила самых молодых - обер-офицеров. Именно они обычно оказывались на передовой. Средний возраст погибших 33,4 года. Самым молодым - 19, самым пожилым - 57-58 лет. В списках погибших есть и семь генералов, но только шесть из них погибли от рук японцев. Одного из генералов, инспектора госпиталей 3й Маньчжурской армии В.М. Тимофеева, жестоко убили собственные солдаты (ранен двумя пулями и штыком), когда при отступлении от Мукдена он пытался остановить разграбление армейских складов 4 . Самым кровопролитным сражением войны стало Мукденское, которое унесло жизни практически трети офицеров. Почти столько же погибло в боях на реке Шахэ.

"Моя рука нанесла ему смертельный удар..."

За каждой цифрой - человеческая судьба, принятое или непринятое решение, а нередко - подвиг, самопожертвование.

Сотник 2го Читинского полка Забайкальского казачьего войска Александр Александрович Зиновьев, 24 года, сын петербургского губернатора, выпускник Пажеского корпуса, офицер гвардейской кавалерии, добровольцем пошел на войну в обычный казачий полк. Убит 10 мая 1904 г. в стычке с японцами. Как вспоминал очевидец, "сотник Зиновьев задался целью во что бы то ни стало разведать главные силы японцев под Фынхуанченом, и есть два его донесения, показывающие, что, действительно, ему удалось заглянуть дальше сторожевого охранения. Разъезд был дважды обстрелян; тогда офицер пошел пешком с двумя казаками, приказав остальным рассеяться и собраться вне сферы [огня] противника; сам он все-таки прорвался через линию охранения, но затем был окружен со всех сторон... японцы устроили на него облаву... Зиновьев был обнаружен, отстреливался из револьвера и был убит... разъезд уцелел благодаря заботливости его начальника; рискуя собой, он не хотел напрасно терять меньшую братию... Слава и вечная память настоящему герою! Как сейчас вижу перед собой его благородное лицо... Для этого человека не было компромиссов; начальство приказало разведать, и он мог только или исполнить, или погибнуть" 5 .

О Зиновьеве вспоминал и его однокашник Б.А. Энгельгардт: "Молодой конногвардеец с серьезным бледным лицом. Он тоже отправится на войну в Маньчжурию добровольцем и наденет забайкальский чекмень 6 .

Пойдет в разведку и... не вернется.

Это была своеобразная и трогательная история.

Казаки, бывшие с ним, рассказывали, что сотник поднялся один на сопку, там раздались выстрелы, они не знают, что с ним случилось...

Его родители всеми силами старались собрать сведения о его судьбе, обращались в различные посольства, к православному духовенству в Японии, в Международный Красный Крест...

Неожиданно пришла посылка: ящичек из черного дерева японской работы, а в нем свиток-письмо от японского солдата Миномидани Сатаро: "Ваш сын умер смертью героя - нас было много, он был один и не захотел сдаваться.

Моя рука нанесла ему смертельный удар, но я имел честь быть раненным рукой героя..."

Одновременно пришло письмо от родителей Сатаро. Они тоже писали о доблестной смерти русского воина, выражая уверенность, что его душа, душа героя, обрела на небе заслуженный покой и счастье. Они прислали роскошный, шитый золотом покров, который японцы по обычаю кладут на алтарь, молясь за души убитых на войне.

Наконец, через некоторое время пришла фотография могилы, обнесенной оградой, в горах Маньчжурии и сообщение, что могила находится под покровительством императора и осквернение ее карается смертной казнью" 7 . Тело героя было перевезено в Россию и похоронено в имении в селе Копорье Санкт-Петербургской губернии.

Российский излом начала прошлого века не пощадил эту семью. Младший брат героя, Георгий, погиб в бою под Каушеном в самом начале Первой мировой. Отец и четверо других братьев эмигрировали из России после Гражданской войны. Еще один из братьев покончил с собой.

С револьвером в одной руке и с камнем - в другой

Поразительны обстоятельства гибели штабс-капитана 34го Восточно-Сибирского стрелкового полка Александра Алексеевича Самойлова, отца двоих детей, убитого 18 августа 1904 г. под Ляояном. Рота Самойлова не получила приказ об отступлении, батальон же, в который она входила, отошел. Стрелки оказались в окружении. Самойлов "будучи уже с утра ранен в ногу и в челюсть, не покинул своего поста, не покинул своей роты, остатки которой, в числе 20 человек, оставались в своих окопах, не зная, что окружены неприятелем. Увидя себя отрезанным, шт[абс]-кап[итан] Самойлов приказал своим стрелкам идти за ним - ударить на неприятеля в штыки, и 20 русских стрелков, имея впереди себя дважды раненного офицера, пошли в штыки на сотенные массы врага. Шт[абс]-кап[итан] Самойлов первым выскочил из окопа и бросился вперед с револьвером в одной руке и [с] камнем - в другой, стрелки кинулись за ним, тотчас шт[абс]-кап[итан] Самойлов упал, потом схватился, поднялся, выхватил шашку и опять упал и мертвым покатился в окоп. Японцы, не ожидавшие присутствия в окопах наших стрелков, лежали за бруствером окопа 12-й роты и стреляли по отходившим за гребень остаткам 3-го батальона 34-го В[осточно]-С[ибирского] стр[елкового] полка, поэтому, когда против них вышла горсть наших солдат, сначала крайние попятились, но волна подошедшей пехоты поглотила кучку наших храбрецов" 8 .

Герои забытой войны, благодаря этой удивительной и очень нужной книге, обретают свое место в нашей памяти.

1. Офицеры русской армии, погибшие в войне с Японией 1904-1905 гг. Биографический справочник. Сост. Д.К. Николаев, О.В. Чистяков, М.В. Абашина, Н.Г. Захарова, С.А. Харитонов. М.: Старая Басманная, 2018. 772 с.: табл., ил.
2. Назаренко К.Б. Закат царского флота. Морские офицеры Первой мировой войны. М., 2018. С. 266.
3. Офицеры русской армии. С. 17.
4. Там же. С. 21.
5. Там же. С. 231.
6. Чекмень - мундир казачьего офицера.
7. Энгельгардт Б.А. Воспоминания камер-пажа / публ. В.А. Авдеева // Военно-исторический журнал. 1993. N 12. С. 57.
8. Офицеры русской армии. С. 554.

 


Читайте:



Как привлечь взаимную любовь

Как привлечь взаимную любовь

Любовь проявляется во всех сферах жизни: одни дамы питают страсть к живописным пейзажам, другие находят утешение в лице новорождённого младенца,...

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Чтобы вести бухгалтерский учет заработных плат, можно использовать программный продукт 1C. Но как выглядит автоматизация расчетов заработной платы...

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Отряд Поденки (Ephemeroptera) Поденки наряду со стрекозами относятся к числу древнейших насекомых, ископаемые остатки которых известны из...

Морские течения: интересные факты Все теплые течения

Морские течения: интересные факты Все теплые течения

Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Правда, общественность...

feed-image RSS