Главная - Фундамент
Исторический процесс и его участники. Философские проблемы исторического процесса Цивилизационный путь россии: продолжение споров

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений. Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляютсобытия, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучаетисторическая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, - философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

Типы социальной динамики

Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества. Социальныеизменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называютсясоциальным развитием. Философы и социологи рассматриваютразличные типы социальной динамики. Распространенным типом считаетсялинейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках.Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий,спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома. В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса. Социальные изменения могут происходить в различныхформах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.) Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всегосоциальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику. Вместе с тем современная наука признает возможность осуществлениясистемы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять.Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Общество никогда не находится в состоянии покоя, а пребывает в постоянном движении. Диалектика рассматривает общество в этом постоянном изменении, т.е. изучает его как процесс .

Процесс – это последовательное изменение состояний какого-либо объекта.

Ряд философских наук предполагает, что общество развивается циклически, имеет замкнутый характер. Большинство философов в мире признает, что общественно-исторический процесс носит поступательный, т.е. линейно-направленный характер.

Поступательное, восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам называется прогрессом .

Нисходящее развитие, возвращение к отжившим традициям и устоям называется регрессом .

Критерием общественного прогресса являются показатели степени развития общества.

Материалисты считали основным показателем социального процесса уровень развития материального производства. Идеалисты признают главным критерием степень духовного развития общества – нравственность, просвещенность и др..

Революцией называют коренные качественные изменения, скачкообразные перехода от одного состояния к другому.

При рассмотрении исторического процесса, важное значение имеет выяснение того – в чем смысл истории? В этом представляет интерес концепция американского историка Фукуямы. (Конец истории). С его точки зрения – конец подходит к концу, что “Я”человеческое достигло таких форм в социальном развитии, которое оно не сможет преодолеть. Говоря о конце истории Фукуяма имел ввиду, что якобы рыночная экономика и западная демократия символизируют венец человеческой истории.

Какова логика исторического развития?

Этот итог можно выразить следующим образом – это единая, равноправная и конкретная история любой страны – многовариантный.

Что касается природы многообразия вариантов развития это объясняется тем, что существуют многообразные исторические условия деятельности разных народов.

Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных источников и факторов общественного развития

Источником любого развития являются противоречия .

Факторами общественного прогресса называются движущие силы развития общества; их подразделяют на объективны е и субъективные.

К объективным факторам относят материальное производство, природные ресурсы, социальные ресурсы, науку и технику и т.д.

К субъективным относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, социальных групп, человечества в целом.


Основные формы общественного развития:

эволюция – процесс постепенных, в основном количественных , изменений;

революция – коренные, качественные изменения, скачкообразный переход от одного состояния к другому.

Гражданское общество и правовое государство.

Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.

Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».

К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.

Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.

Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.

Формационное и цивилизационное концепции

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

Те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности;

Те, кто видит определенную логику в истории. Считая историю целенаправленным, закономерным процессом.

Среди подходов к истории наиболее распространены:

Формационный;

Цивилизационный;

Культурологический и др..

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

В целом Маркс выделил пять формаций :

Первобытно-общинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Капиталистическая;

Коммунистическая (социалистическая);

Достоинства формационного подхода -: понимание истории как закономерного объективного процесса. Глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

Недостатки : неучет других факторов (культурных, национальных..), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975)

Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными .

К основным цивилизациям относятся::

Шумерская;

Вавилонская;

Минойская;

Эллинская;

Китайская;

Индусская;

Исламская;

Христианская и некоторые др..

Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:

Зарождение;

Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Культурологиченский подход был предложен немецким философом О.Шпенглером (1880-1936).

Понятие «культура» у Шпенглера близко к понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» Шпенглера имеет другое значение.

Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Шпенглер выделил 8 культур:

Индийская;

Китайская;

Вавилонская;

Египетская;

Античная;

Арабская;

Западно-европейская.

Вопросы для самопроверки

1.Какое определение общества дается в социальной философии?

2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?

3. Что такое общественно-исторический процесс?

4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.

Исторический процесс

Основные понятия : исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменении, субъекты исторического процесса.

Термины : философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.

Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином».

В. О. Ключевский

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, философия истории. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

Философия истории - область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, общую природу исторического процесса, его наиболее общие законы. Философия истории стремиться поставить и решить специфическую проблему смысла и направленности общественного развития.

Типы социальной динамики. Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы.

В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества .

Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.

Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием .

Социальная динамика - процесс изменений социальной системы. Социальная динамика заключает в себе возможности простого воспроизводства (нулевые изменения) социальной системы; но непосредственно она проявляется в таких взаимосвязанных сторонах исторического процесса как линейное (прогресс и регресс ), циклическое и спиралевидное движение общества. Различные аспекты исторического движения отражаются в понятии типов социальной динамики .

Типы социальной динамики - понятие, фиксирующее определенные характеристики процесса социальных изменений. Выделяют следующие типы.

1) Линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках.

2) Циклическое движение объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. (С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях.)

3) Спиралевидное движение связано с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории.

Для пояснения идеи спиралевидного движения обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняет свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их смысл.

Эволюция - постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.

Революция социальная - коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы.

Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории.

Реформа социальная - 1) разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя; переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя; - 2) глубокие реформы, которые по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами.

Факторы социальных изменений. Слово «фактор» означает причину, движущую силу исторического процесса, определяющую его характер или отдельные черты. Существуют различные классификации факторов, воздействующих на развитие общества. В одной из них выделяются природные, технологические и духовные факторы.

Факторы социальных изменений – причины, движущие силы исторического процесса, определяющие его содержание. К такого рода причинам относят природные , технологические и духовные явления.

Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «Идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. А немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум».

Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Развитие общества определяется в конечном счете материальными, экономическими интересами людей.

Многие ученые и сегодня полагают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. таким фактором они признали технику и технологию. Переход общества в новое качество они связали с «компьютерной революцией», развитием информационных технологий, последствия которых проявляются в экономике, политике, культуре.

Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором. Они исследуют взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого.

Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса : индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

Субъекты исторического процесса – 1) все, кто осуществляют социальную деятельность, индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности; – 2) только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и сознательно участвует в борьбе за их осуществление

Роль народа в историческом процессе. Эта роль трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины.

Часть исследователей, характеризуя роль народных масс, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие «народ» имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула «народ - творец истории» означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX вв. возглавляла антифеодальные революции.

Русский историк В. О. Ключевский (1841 -1911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, - писал В. О. Ключевский, - характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В. О. Ключевский, «в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело».

Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (1812-1870 гг.) писал, что народ - консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».

Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она - порабощенная и порабощающая воля».

В некоторых трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Немецкий ученый К. Ясперс (1883-1969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы - она пуста. «Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять голову, предаваться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».

Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры.

Народные массы (как субъект исторического процесса) – многозначное понятие, приобретающее то или иное значение в зависимости от характеристик, включаемых в понятие «народ» при рассмотрении его исторической роли.

1) В марксистском понимании к народным массам относятся в первую очередь трудящиеся, которые являются «подлинными творцами истории», играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения.

2) В этно-этической трактовке «народ» характеризуется как органическая этническая общность, спаянная нравственными связями, сознанием духовного единства и общностью исторической судьбы, способная выступать как единая сила, реализующая свое особое предназначение в истории (например, В.О.Ключевский).

3) Консервативное понимание исторической роли «народа» делает народную массу носительницей охранительных социальных «инстинктов», безличной силой, воспроизводящей архаичные порядки, противницей свободы (например, А.И.Герцен) или придает ей черты пассивного, лишенного какой-либо идеи «строительного материала» истории равно пригодного для осуществления благих начинаний и злых намерений (Н.А.Бердяев).

4) В концепциях, проводящих различие между понятиями «народ» и «масса» «народ» структурирован, осознает себя в своих жизненных устоях, в своем мышлении, традициях; «масса», напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы (К.Ясперс).

5) Элитистские концепции, трактуя «народ» как пассивную, бескачественную «массу», лишенную творческой роли в истории, противопоставляют народной массе исторически активную элиту .

Социальные группы и общественные объединения. Каждый индивид принадлежит к какой-либо общности. Говоря об участниках исторического процесса, мы обращаемся к таким общностям, как социальные группы. Английский философ Т. Гоббс писал: «Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Интересы могут различаться по своей направленности (государственные, политические, экономические, духовные); могут быть реальными, мнимыми; могут носить прогрессивный и регрессивный, или консервативный, характер. Они являются основой объединения людей, мобилизуют их на общие действия.

Исторически складываются устойчивые и длительно существующие группы людей. Вам знакомы классы (рабы - рабовладельцы, феодалы - крестьяне и др.); племена, народности, нации; сословия; группы, выделяемые по религиозному (протестанты, католики и др.), возрастному (молодежь, пожилые люди и др.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному (жители какой-либо области) признакам. Общие интересы каждой из групп определяются положением ее членов в производстве, общественной, религиозной жизни и т. п. В разные периоды истории мы видим те или иные группы в качестве активных участников событий. (Вспомните восстания рабов, борьбу «третьего сословия» против монархии, национально-освободительные движения, религиозные войны и другие факты, свидетельствующие об активной роли различных групп общества в исторических событиях.)

Для защиты своих интересов социальные группы создают общественные объединения, куда входят наиболее активные члены группы. Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов. (Вспомните средневековые гильдии, политические клубы в период Французской революции.) В Новое время возникли профессиональные союзы наемных рабочих. Их задача - защита экономических интересов трудящихся. Формируются и предпринимательские организации, призванные координировать действия предпринимателей. Возникли также сельскохозяйственные организации, выражающие интересы землевладельцев. Не следует забывать и о такой влиятельной организации, как церковь. Для борьбы за власть в Новое время создаются политические партии.

Исторические личности. В начале параграфа была отмечена универсальность исторического процесса. Поскольку он охватывает все проявления человеческой деятельности, в круг исторических личностей входят деятели различных сфер общественной жизни: политики и ученые, деятели искусства и религиозные лидеры, военачальники и строители - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. Историки и философы используют различные слова, оценивающие роль той или иной личности в истории: историческая личность, великий человек, герой. Отражая заметный вклад определенного деятеля в историю, эти оценки; вместе с тем зависят от мировоззрения, политических взглядов исследователя и в значительной мере носят субъективный характер. «Понятие «великий» есть понятие относительное», - писал русский философ Г. В. Плеханов.

Деятельность исторической личности может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда этот человек жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положитель­ной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны этой деятельности. Понятие «великая личность», как правило, характеризует деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. «Великий человек, - писал Г. В. Плеханов, - велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

«О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам».


Похожая информация.


Исторический процесс и его формы
Исторический процесс – временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие, которые оказали существенное воздействие на жизнь людей.

Субъекты исторического процесса: народные массы, социальные группы, исторические личности

Общественно-исторический прогресс - направление поступательного развития общества от низшего к высшему, от простого к сложному.

Регресс – обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Формы прогресса: реформа и революция.

Реформа – преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующего государственного устройства, социального устройства.

Революция – это полное, комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающего основы существующего социального строя.

Критерии прогресса – А. Сен-Симон критерием прогресса называл состояние общественной нравственности, Г.Гегель – степень развития свободы, К.Маркс – степень развития производительных сил. Степень прогрессивности общества нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека.

Противоречивость прогресса заключается в том, что прогресс в одной области может породить регресс в другой (например, изобретение компьютера, привело, с одной стороны, к быстрой передаче большого количества информации, с другой, к ухудшению зрения пользователей).

Эволюция – процесс постепенных, в основном количественных изменений

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

Формационный подход разработан К.Марксом.

Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ .

Структура формации – состоит из базиса и надстройки.

Базис (иначе он называется производственными отношениями) – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства).

Надстройка – это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика).

Способ производства (формация)= производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы.

Производительные силы - люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда).

Производительные силы являются динамичными, постоянно развиваются, тогда как производственные отношения статичны, не изменяются на протяжении длительного времени. На определенном этапе между ними происходит конфликт, который приводит к социальной революции и к смене одной формации на другую. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, естественную смену общественно-экономических формаций. Исторический процесс для марксизма понимается как линейный процесс.

Цивилизационный подход разрабатывали Н.Я.Данилевский – теория культурно-исторических типов; О.Шпенглер – теория культур; А.Тойнби – теория локальных цивилизаций; П.Сорокин – теория социокультурных систем.

Цивилизация – от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром .

Употребление термина «цивилизация»:


  1. Как синоним культуры (А.Тойнби)

  2. Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)

  3. Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)

  4. Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции

Локальные цивилизации – большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации делят на две большие группы: восточные и западные.

Космогенная цивилизация - цивилизация древнего мира и средневековья, основывалась на ручной технологии, характеризовалась большой зависимостью общества от природы.
Характерные черты двух типов цивилизации


Восточная цивилизация

Западная цивилизация

Сосредоточенность на духовном, большая роль религиозных ценностей. Религии: буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, ислам. Сознание ориентировано на духовные ценности.

Религиозная основа - христианство(православие, протестантизм, католичество). Разделение светской и духовной(религиозной)сфер жизни. Рациональное сознание.

Принцип коллективизма, личность не представляет собственной ценности

Индивидуализм, приоритет личности, её прав, интересов

Отсутствие классовой структуры, сословно-корпоративная структура общества, её замкнутость

Развитая классовая структура общества, наличие партий, профсоюзов и т.п.

Государство подчиняет общество. Деспотия Власть выше законов. Личная инициатива и ответственность исключаются.

Правовое демократическое государство. Закон выше власти. Гражданское общество автономно от государства. Выборность органов власти (тоталитаризм – порождение западной цивилизации)

Слабо развита частная собственность

Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства.

Зависимость экономики от природных условий, экстенсивные технологии. Нет рыночной экономики

Меньшая зависимость от природных условий, интенсивные технологии. Рыночная экономика.

Вертикальный характер связей, отношения подчинения и господства. Отсутствие горизонтальных связей. Зависимость от властей.

Наличие развитых горизонтальных связей. Независимость от власти. Прогрессивный тип развития.

Циклический тип развития, устойчивость цивилизаций. Фатализм, вера в предопределенность судьбы.

Линейное быстротекущее время, которое состоит из прошлого, настоящего и будущего.

Мировые цивилизации (линейно-стадиальные) – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, технологическим и экономическим способом производства . Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса.

Основные типы цивилизаций в истории человечества: древневосточная, античная, средневековая, индустриальная, современная восточная, российская.

Взгляды ученых на развитие цивилизации:

Теория культур О. Шпенглера – отрицание линейности мирового процесса. Цивилизация является последней стадией существования культуры, её перерождением, закатом. Признаки цивилизации: развитие индустрии, деградация литературы и искусства, скопление людей в городах, отрицание традиционных ценностей.

Теория локальных цивилизаций А. Тойнби – локальная цивилизация – основная единица исторического процесса. Стадия развития: рождение, рост, надлом, разложение, гибель. Для рождения цивилизации необходимо творческое меньшинство (элита), которое сможет ответить на вызов Творца.

Теория культурно-исторических типов Н Данилевского – цивилизация – основа исторического процесса, имеет индивидуальный, замкнутый характер, является совокупностью отдельных народов. Нет всемирной истории, нет всемирной культуры.

Антропогенная цивилизация (информационное общество) – тип развития общества, в котором условием развития общественного производства становится информационная насыщенность технологических процессов, а также творческое развитие каждого человека.
Сравнение цивилизационного и формационного подходов


Линия сравнения

Формационный

подход


Цивилизационный

подход


Сравнение формационного и цивилизационного подходов

Объективные законы общественного развития носят всеобщий характер. Не воспринимается история того или иного народа

Человек – это единственный творец истории. Главное деятельность человека и её результат

Роль факторов общественного развития

Экономический фактор является определяющим

Все факторы признаются равнозначными с приматом духовных ценностей . Ценностные установки имеют определяющее значение. Существуют два типа цивилизаций: западные и восточные, имеют разные ценностные установки.

Направленность исторического развития

Линейное построение. Движение от низшей к высшей формации.

Линейность не приемлема, присутствует циклическое развитие, линейно-концентрические циклы

Трактовка понятия прогресса

Прогресс определяется материальным производством. Критерии прогресса – степень развития производительных сил

Прогресс – совокупность духовных, общечеловеческих ценностей. Критерии прогресса – степень духовной свободы человека. Основа прогресса – развитие духовной сферы. Прогресс относителен.

Достоинства

Позволяет увидеть общее в историческом развитии различных народов, представить историю человечества как единый процесс. Предлагает определенную периодизацию.

Позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем его многообразии; ставит в центр исследования человека, его деятельность

На рубеже XX-XXI веков идет интенсивное сближение культур Запада и Востока – диалог культур.

Вестернизация (американизация) – односторонний процесс взаимодействия культур, трансляция, перенос на другие народы западного образа жизни. Центр производства современных культурных эталонов, получивших глобальное распространение – это страны Европы , США. Причины вестернизации: несоответствие многих традиционных культур условиям современной экономической и социальной жизни; заимствование западных образцов как быстрый способ удовлетворения растущих потребностей традиционных обществ.

Аномия – психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих стремление человека к целям в результате утраты культурных корней.

Разумный путь к диалогу культур:


  1. Культурный синтез, предполагающий эволюцию норм и ценностей традиционных культур

  2. Заимствованные нормы и стандарты воспринимаются как прагматические, ориентирующие человека в хозяйственной деятельности и определении материальных потребностей.
Глобализация – распространение действия определенного фактора в ряде стран за пределами какой-либо государственной территории, во всемирном масштабе. Глобальный , охватывающей весь земной шар, всеобщий, мировой. Втягивание мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий.

Противоречивость последствий глобализации. Положение человека зависит не столько от решений национальных правительств, сколько от действий других государств, политики мировых финансовых центров. Мир становится более целостным и одновременно эта целостность подрывается, уменьшается степень стабильности мировой системы.

Глобализация как концепция нынешней администрации США по устройству мира в XXI веке – устройство в виде пирамиды. На первом уровне – США, Англия, Франция, ФРГ, Италия….На втором уровне - процветающие страны: Швеция, Испания, Австрия, Израиль…Третий уровень – фундамент пирамиды – страны третьего мира, ресурсы которых должны использоваться в интересах США .

Глобальные проблемы человечества – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и отрешения которых зависит судьба цивилизации.
Признаки глобальных проблем: масштабы проявления выходят за рамки одного государства; острота проявления; комплексный характер; все проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом; общечеловеческая сущность, делающая их постоянными и актуальными для всех стран; возможность их решения лишь усилиями мирового сообщества.

Главные (приоритетные) проблемы:


  • проблема мира и разоружения ; предотвращения новой мировой войны;

  • экологическая;

  • демографическая;

  • энергетическая;

  • сырьевая;

  • продовольственная;

  • использование вод Мирового океана;

  • освоение космоса;

  • преодоление отсталости развивающихся стран (Север-Юг);

  • международный терроризм;
Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсоэкологическим возможностям биосферы.

Биосфера – «область жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором распространены все живые существа. В.И.Вернадский включил в биосферу атмосферу, литосферу, гидросферу, которые являются главными условиями существования человеческого общества.

Ноосфера – (букв. «мыслящая оболочка») – сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизационного человечества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле (развил учение о ноосфере В.И.Вернадский). Единство человека – природы - общества – основа концепции ноосферой школы.

Экогуманизм – ценностно-этическое представление человека и общества. Экогуманизм видит в природе бытие человека; бережное отношение человека к природе и к самому себе.

Демография – наука о населении и закономерностях его развития в общественно-исторической обусловленности.

В истории человечества произошло три демографических революции: первая связана с неолитической революцией (переход от присваивающей к производящей экономике привел к возрастанию населения с 5-10 до 50 млн. человек); вторая демографическая революция XVIII-XIX вв. – переход от аграрной к индустриальной экономике; 50-е гг. XX в – «демографический взрыв» - прирост мирового населения, в основном , в развивающихся странах.

Основные демографические показатели : коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, естественный прирост населения, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни.

Информационно-технологический неоколониализм – поддержка зависимости развивающихся стран от развитых с применением таких методов : понижение мировых цен на сырье; перевод «грязных» производств в периферийные страны из развитых, которые оставляют за собой только высокие технологии; займы, предоставляемые мировыми банками, увеличивающие внешний долг развивающихся стран.

Характерные черты «Юга» - низкий уровень производительных сил; узость отраслевого состава, малокультурность; кризисное состояние сельского хозяйства и острота продовольственной проблемы; внешнефинансовая задолженность; высокая степень неграмотности населения. Причины многодетности в странах «третьего мира»: в сельском хозяйстве господствует ручной труд, необходима помощь детей; в условиях эпидемий большая детская смертность; дети – кормильцы в старости ; религиозные, культурные нормы; почитание многодетных семей; недостаток необходимых средств для проведения государственной политики планирования семьи.

Характерные черты «Севера» - наблюдается процесс старения населения. Причины: более поздние сроки завершения образования и формирования семьи; снижение уровня смертности; увеличение продолжительности жизни.

Урбанизация – социальный процесс роста городов, городского населения, повышение их роли в развитии общества. Результат урбанизации – обострение экологической, ресурсной и энергетической проблем.

Основные направление решения глобальных проблем в XXI в.


  • Переориентация военной экономики на решение задач в интересах общества ;

  • Содействие социально-экономическому развитию отсталых государств;

  • Решение экологических проблем качественно новой сложности: снижение содержания в окружающей среде токсических веществ, ослабление «парникового эффекта», угрозы истончения озонового слоя, угрозы кислотных дождей;

  • Развитие энергетики с учетом тенденций к потеплению климата;

  • Несбалансированный экономический рост;

  • Кризис управления и способности управлять ;

  • Обеспеченность населения Земли продовольствием и наличие водных ресурсов;

  • Рост численности населения и миграционные потоки;

  • Сдвиги в мировой геополитической ситуации
 


Читайте:



Иван Нагибин: "Сидеть на "лавке"?

Иван Нагибин:

«Я помню матчи в Премьер-лиге, все мною забитые голы, а они всегда трудные и запоминающиеся. Финал Кубка России Лига Европы, где играют лучшие...

Как привлечь взаимную любовь

Как привлечь взаимную любовь

Любовь проявляется во всех сферах жизни: одни дамы питают страсть к живописным пейзажам, другие находят утешение в лице новорождённого младенца,...

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Чтобы вести бухгалтерский учет заработных плат, можно использовать программный продукт 1C. Но как выглядит автоматизация расчетов заработной платы...

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Отряд Поденки (Ephemeroptera) Поденки наряду со стрекозами относятся к числу древнейших насекомых, ископаемые остатки которых известны из...

feed-image RSS