Главная - Строительство
Профессия «Кузнец. Профессия кузнец. Кто такой кузнец Какими качествами должен обладать кузнец

Профессия «Кузнец»

Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки и техники и появления машин, способных заменить ручной труд человека, избавив от тяжелых нагрузок и увеличив производительность труда. Такие профессии называются устаревшими или забытыми. Я хочу рассказать о профессии кузнеца и о кузнеце.

Кузнец - мастер по изготовлению изделий из разогретого металла. С давних пор профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста зависел не только быт, но и их жизнь. Хороший кузнец мог выковать оружие, доспехи, орудия труда и даже украшения. К тому же кузнец обладал огромной физической силой, и спорить с ним просто побаивались. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги – достаточно вспомнить царя Петра Первого и бога Гефеста.

В рабочем поселке Дергачи стоит церковь Михайло Архангела, которая была построена в 1909 году. Её сооружение было всенародным делом. Вокруг церковного двора была роскошная ограда: ее нижняя половина высотой примерно 120 см была сложена из кирпича. На этой основе возвышались через равные промежутки кирпичные прочные столбы примерно той же высоты. На них рельефно выделялись кресты, а наверху из центра столба выходил металлический стержень, на котором был закреплен стеклянный шар диаметром 40 см. Шары были разного цвета и красиво блестели. Прогалы между столбами были закрыты металлическими решетками. Узор этих решеток был прост и красив. Вершины вертикально стоящих элементов решеток венчали сделанные из металла язычки пламени свечей. Из рассказов старожилов, из архивных документов краеведческого музея р.п. Дергачи металлическую часть церковной ограды изготовил кузнец Александр Ефимович Богацкий, переселившемся в наш район с Украины в 1908 году. Он был первоклассным кузнецом, имел мастерскую в Дергачах и учеников. У него были золотые руки, и он мог изготовить все, что требовалось. Узор решеток в калитках, воротах, дверях церкви, окнах и ограде церкви был одинаков.

От роскошной церковной ограды остались лишь воспоминания. Фрагменты церковной ограды можно видеть в наше время в разных местах Дергачей. Кузнеца Александра Ефимовича Богацкого помнят его внуки и правнуки, о нем написано в историческом очерке нашего краеведа Е.В. Черкасовой «Радуга над полем» о Дергачевском районе Саратовской области.

В современном мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем предметы быта. Тем не менее, эта профессия по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный метал в произведение искусства.

Карпицкий Максим, 13 лет, обучающийся МУДО «Дом детского творчества» р.п. Дергачи, рассказ «Профессия «Кузнец», руководитель

Ж акболеева Ш.Т.

Навыки кузнечного дела , как и профессия - кузнец , вероятно, зародились в те далекие времена, которые мы называем "Железным веком".
Первые, обнаруженные во время археологических раскопок , предметы из металла, изготовлены почти 5000 лет назад. Древний человек жил охотой и собиранием дикорастущих растений. Охотился с помощью камней, деревянных дубинок, крупных костей и заостренных деревянных дрынов. Проблема заключалась в том, что булыжники, дубьё и кости требуют грубую и не дюжую силушку, и подразумевают тесный контакт с добычей. Острие примитивного дротика, брошенного на расстоянии от выбранной цели, зачастую оказывалось не достаточно прочным и сильным оружием, чтобы проколоть шкуру животного. Сельского хозяйства в нашем понимании как токового не существовало, поскольку плохо обточенные кости и древесина ломались о землю. Все изменилось с открытием металла и развитием мастерства его приготовления.

Кто-то, по видимому - случайно, обнаружил, что некоторые виды скальной породы, под воздействием высокой температуры размягчаются, и после, при охлаждении, затвердевают. Этот материал и его открытые свойства использовали для создания простых инструментов, таких как ножи и скребки и, в конечном счете, для производства наконечников копий и стрел, которые были гораздо жестче и острее, чем сделанные из камня.
Люди, которые знали, как нагреть и придать металлу форму - наконечника стрелы или копья, а также могли изготовить железные орудия, пригодные для занятия земледелием, были первыми в своем роде техническими специалистами человечества. С возможностью возделывать сельскохозяйственные угодья для производства продуктов питания, а также более эффективно охотиться, жизнь стала легче и кузнецы стали буквально нарасхват.

Основное внимание первыми кузнецами уделялось изготовлению смертоносного оружия. Из оружия для охоты было легко создать оружие для ведения войны - те же стрелы и наконечники копий можно ведь использовать как для охоты на животных, так и обратить против людей. В мирное время, когда спрос на военное оружие сокращался, кузнецам приходилось выпускать другую продукцию, чтобы заработать себе средства к существованию. Именно во время этих периодов, в древнем прошлом, кузнецы изучили более сложные аспекты своей специальности и начали делать предметы обихода для каждодневного использования, такие, например, как вазы, урны, кубки и тому подобное...

Кузнецы были вынуждены "держать марку", совершенствуя свои навыки для удовлетворения все возрастающих потребностей взыскательной клиентуры.

Конечно, с течением времени кузнецы научились производить все более и более сложное и совершенное оружие и оборудование, начиная от ножей и мечей, спусковых механизмов для арбалетов, до щитов и доспехов, а затем и пушок наряду с сельскохозяйственным изделиями, подковами и плугами.

Покровителем кузнецов, мастеров, ремесленников и скульпторов, одним из многих в древнем греческом пантеоне богов, был Гефест. Ему поклонялись и почитали как бога технологий, металла, огня и металлургии. Его отождествляли с такими природными явлениями, как извержение вулканов и лесными пожарами, многие из его кузниц были построены в жерлах вулканов.

Гефеста греческие художники, как правило, изображали как бородача верхом на осле, держащего в руках молот, а его символами считаются: молоток, клещи, наковальня, жаровня.

С наступлением индустриальной эпохи кузнец стал одним из "основоположников" технического прогресса. Именно он создал компоненты и части для сборки машин, совершивших промышленную революцию. Поскольку машины стали большими и более сложными, потребовались кузнецы с соответствующими навыками для производства необходимых частей для них. К концу 19-ого столетия возведенные заводы производили металл в огромных объемах и менее трудоемко, чем могли бы кузнецы.
Печально то, что машины, в постройке которых кузнецы принимали самое деятельное участие, вскоре заменили их самих. Тем не менее, в шестидесятых годах прошлого века металл все чаще стали использовать в областях, связанных с архитектурой и производством мебели. Спрос на художественные железные изделия вырос, а их изготовление и сегодня, хотя уже не так популярно как раньше, является жизнеспособным и растущим бизнесом.

Кузнечное дело - придание нагретому металлу формы с помощью молота и наковальни - существует вот уже более тысячи лет. Без знания ковки горячего металла мы бы жили по-прежнему в Каменном веке. Без кузнецов не было бы инструментов, машин и поездов, или современной промышленности. И это - только практическая сторона. Кузнецы прежних времен производили много высокохудожественных изделий. Ажурные решетки на окнах со сложными узорами, выполненными из металла, крепкие и надежные ворота, хитроумные замки и поныне украшают и защищают старинные соборы, замки и дворцы по всему миру.

Кузнечное ремесло - профессия кузнеца .. Все, что требуется, - это металл, огонь, вода и ветер. И, конечно, вдохновение художника-кузнеца. Что может быть проще: нагреть металл, до пылающей красноты, а затем поместить на наковальню. Железо, раскалившись до определенной температуры, становится податливым и мягким, то есть ковким. Художнику остается лишь придать молотком или другими подручными инструментами заготовке желаемую форму.

Продукт работы кузнеца называется сварочное или кованое железо. Железный сплав, названный Сварочное железо, в прошлом широко применялся и использовался приблизительно до двадцатых годов прошлого века. Сварочное железо обладает высокими механическими свойствами, особенно полезными при горячей ковке. Изделия из нее очень коррозиестойкие, даже в морской воде. Сегодня большинство железных изделий изготавливаются из мягкой стали, она легкодоступна и дешевле. Однако настоящие кованые изделия потихоньку возвращаются и занимают свою нишу, поскольку обладают уникальными характеристиками и очень красивой текстурной поверхностью.

Кузнец

Кузнец за работой

Кузне́ц - в русском языке мастер, занимающийся обработкой металла . У славян «коваль»: белорусский - коваль, украинский - коваль, болгарское - ковач, сербском, польск. - kowal, словацкий - kováč, хорватский - kovač, чешский - kovář, в.-луж. kować, н.-луж. kowaś… Однокоренное с названием процесса - русск. ковать, кую, укр. кува́ти, кую́, болг. кови́ «кую», сербохорв. ко̀вати, ку̏jе̑м, словенск. kováti, kújem, чешск. kovat, kout, kuji, словацк. kоvаť, польск. kuć, kuję, в.-луж. kować, н.-луж. kowaś.

Кузнечное ремесло

Главный материал для работы кузнеца - металлы : железо (сталь), а также медь и ее сплавы (бронза…), свинец , благородные металлы . Кузнечное ремесло включает: свободную ковку, кузнечную сварку , литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч.

История

Медный век

Первыми металлами, освоенными людьми, были золото (Au), серебро (Ag), медь (Cu) и ее сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и легкостью их обработки в холодном состоянии. Легкоплавкость меди сделала ее первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э. Это были украшения, выкованные из самородной меди (бусины, трубочки свернутые из расплющенных листков…). Затем появляется металлургическая медь и сплавы меди с другими металлами (независимо от состава, историками именуются бронзы). Именно сплавы (мышьяковистая, оловянная и другие бронзы), благодаря большей твердости и износоустойчивости, заняли первое место как технологический металл (материал орудий). Они же стали основой зарождающейся металлургии сплавов.

Рудные месторождения меди имеющие выход на поверхность не многочисленны. Места добычи меди, важные для развития древнего мира, располагались в Малой Азии, жители которой первыми овладели искусством добычи и выплавки меди. Так, в Египет, где месторождения медной руды ничтожны, ее завозили с Синайского полуострова. Древние египтяне обозначали медь иероглифом «анх», обозначавшем вечную жизнь, планету Венеру и женский пол. Греческое название меди «халькос» образовано по названию главного города острова Эвбеи, на котором было месторождение, откуда древние греки впервые стали получать медь. Римское, а потом и латинское название металла «купрум» происходит от латинского названия острова Кипр (в свою очередь, происходящее от ассирийского «кипар» = медь). В основном медь выплавлялась на острове и экспортировалась в виде слитков, в форме растянутой бычьей шкуры. В страны, находившиеся близко, например Сирию, вывозили и руду. Об этом говорят находки руды в Рас-Шамре (происхождение подтверждают анализы).

Одним из районов, богатых медными рудами, были горы Кавказа, особенно Закавказье, где известно более четырехсот древних месторождений меди. На базе месторождений в Закавказье в начале III тыс. до н. э. возникает собственный металлургический очаг. Уже с середины III тыс. до н. э. Кавказ снабжал своей металлургической продукцией степные племена Северного Причерноморья, Подонья и Поволжья и сохранял эту роль почти 1000 лет. Поэтому, первый период в истории металлургии Восточной Европы достаточно справедливо называют кавказским. Впрочем, существовали и другие центры, такие, например, как Доно - Донецкий регион, где существуют археологические свидетельства самостоятельного плавления меди племенами катакомбной культуры, из меднорудных месторождений Донецкого кряжа.

В основном, Медный век Восточной Европы возник на «привозном» материале. Медь для изделий, найденных на землях современных Беларуси, России и Украины имеют Балканское, Кавказское и южно-Уральское происхождение. Так находки медных изделий в протогородах трипольской культуры (Украина, Молдова) созданы из Балканской меди. Немало сырья получено племенами Восточной Европы из месторождений Джунгарского и Заилийского Алатау (современный Казахстан) и даже выработок в Саянах. Их везли с собой кочевые народы «Великой степи». Редко, но встречаются изделия из меди Скандинавских месторождений.

Говорить о кузнецах «медного века» не совсем корректно. Собственно кузнечную ковку для обработки использовали редко, чаще изделие отливали. Дело в том, что медь отлична по свойствам от железа. Если медный предмет нагреть и бросить в воду, он не станет тверже (закалится), а станет мягче (отжиг или отпуск). Лишь со временем, медь становиться тверже. Искусственный способ сделать режущий край медного изделия тверже - наклеп (серия несильных ударов). Задолго до прихода славян в Восточную Европу древние народы Евразии освоили различные технологии литья: в открытую, а затем в закрытую форму, и наиболее развитую технику - литье по выплавляемым моделям. Большую часть изделий из меди изготавливали в «черновую» прямо на месте добычи. Например, на южном Урале нередки находки партий литых бронзовых серпов, подготовленных для дальнейшей продажи.

Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки - чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром… На переломе 2-3 тысячелетий, появились сведения, корректирующие мнение об устоявшиеся представлениях истории металлургии Европы как периферии древневосточных цивилизаций. Основываясь на археологических исследованиях, проведенных до 2001 года на памятниках Подунавья (Румынии, Югославии и Болгарии и восточной Сербии), археометалурги пришли к мнению, что цивилизации Винча (5500-4000 до н. э.) была знакома с добычей, выплавкой и обработкой меди до ближневосточных регионов. Источником металла были ранний энеолитские рудники, такие как «Рудна глава» (вблизи Майданпека) месторождение Беловоде и Белолице (около Петровца на Млаве)… Возможно, здесь колыбель европейской металлургии.

Железный век

Человек знал железо (Fe) очень давно, но это было метеоритное железо. В 1818 г. полярная экспедиция англичанина Дж. Росса нашла большой железный метеорит на берегу бухты Melville Bay (Мелвілл-Бей) на северо-востоке Гренландии. В конце XIX века одна из экспедиций Роберта Пири на север Гренландии (вблизи мыса Йорк) нашла огромный железный метеорит (вес около 34 т). От этих «небесных камней» эскимосы много лет отделяли небольшие куски железа и делали из них ножи и наконечники гарпунов и другие орудия труда. Древние летописи говорят об оружии из «металла неба», которое принадлежало героям или полководцам. Изделия из метеоритного железа легко отличить по высокому содержанию никеля (Ni). Но этот ресурс не удовлетворял потребности человечества.

Приблизительно в 1200 г. до нашей эры наступил «Железный век» - человек перешагнул барьер температур и научился плавить железо из руд. Открытый огонь (пламя костра) может дать температуру 600-700˚С. В замкнутом гончарном горне получают температуры 800-1000˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла. Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100˚-1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо. К сожалению, зерна металла оказываются вкрапленными в губчатую массу окислов и шлаков (крицу). Это не было для древних плавильщиков неожиданностью - расплавленная медь отличается активным газопоглощением, поэтому отливки из нее также получаются губчатые, пористые и требуют дальнейшей проковки. Потому, остывшую крицу железа дробят, отбирают куски с металлом и снова проковывают. Лишь в печах особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нем. К сожалению, такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.

Традиционно, открытие выплавки железа из руд приписывают малоазиатскому народу халибов, потому греческое название железа (стали) Χάλυβας происходит от этого народа. Аристотель оставил описание «халибского» процесса получения железа, от обогащения флотацией породы до выплавки с использованием неких добавок (флюс? легирование?). Из текста следует, что полученный металл был серебристого цвета и не ржавел! Действительно, первые образцы железа земного происхождения обнаружено на Ближнем Востоке в небольших бесформенных комков (Че-гер-Бозер, Ирак) датируется 3000 годом до нашей эры. К наиболее древним железным изделиям можно отнести также два предмета, найденные при раскопках в Египте: один в пирамиде, построенной 2900 лет до нашей эры, а другой - в Абидосе в могильнике, сооруженном лет на 300 позднее.

По мнению ученых, металлургия возникла самостоятельно в ряде мест земного шара - различные народы осваивали ее в разное время. Этому способствовало гораздо большее распространение железосодержащих соединений, чем медьсодержащих. Так повсеместно различными народами был освоен процесс получения железа из «луговых» руд. Это сырье - рыхлые, пористые образования, состоящие гл. обр. из лимонита с примесью гидратов окиси железа, песка (глины) с фосфорной, гумусовой и кремневой кислотами. Образуется подпочвенными водами с участием микроорганизмов в топях и на влажных лугах. Благодаря биологической составляющей это сырье постоянно возобновляется и для местных потреб такой источник в начальный этап развития железного производства был «неисчерпаем» и распространённым.

Выплавка и обработка железа

Многие кузнецы покупали у плавильщиков готовый металл, который могли его плавить, заливать в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить, сваривать в единое изделие (кузнечная сварка) и т. д. Все эти приемы, как и железная металлургия, были известны различным народам (балтским, фино-угорским и тюркским) Восточной Европы задолго до появления славян. Знали и обрабатывали железо многие народы азиатской части бывшего СССР. Подковывание лошадей имеет отношение как к кузнечному делу, так и к ветеринарной ортопедии.

Ковка

Подробнее см.: ковка .

Ковка - основное техническое действие кузнеца. Она включает вытяжку, рубку, осадку, прошивку, гибку, торсирование (скручивание), отделка, насекание рисунка, набивка рельефа и фактуры, а кроме того кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч. Производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла. Первоначально, слово слесарь обозначало «замочный мастер», от немецкого замок (Schloss) или ключ (Schlüssel). В дальнейшем, до появления мастеров станочников, так называли всех мастеров, обрабатывающих металл холодным. Для примера, соединение отдельных деталей в единое изделие кузнецы и слесаря могут осуществлять одним приемом - клепкой, но ковка (кузнечная сварка) прием исключительно кузнечный, так же как пайка - слесарный.

Большое количество одинаковых фасонных изделий из металла может изготавливаться штамповкой , которая может быть горячей и холодной. Этот способ также относят как к кузнечному, так и слесарному делу.

Литье

Подробнее см.: литьё .

Инструменты

В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят температуро-задающее: горн (устройство для нагрева заготовок) и емкость с водой (для охлаждения). Сюда же следует отнести большую (основную) наковальню. Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки можно разделить на: основной - с помощью которого заготовке придают форму и размеры, соответствующие первоначальному замыслу (рисунку, эскизу, чертежу…). Различают опорный, ударный и вспомогательный. Ударный: молоты (кувалды), молотки-ручники и различные фасонные молотки. Опорный: различные наковальни и шпераки. Вспомогательный: А) Различные виды клещей и захватов, приспособлений и средства малой механизации… Используют для захвата, поддержания и поворота заготовок во время ковки, а также для транспортирования их для выполнении других операций В общем все то, что контактирует с заготовкой, но не участвует в ковке (не касается наковальни, молота и рабочей зоны заготовки). Сюда же можно отнести тиски и различные устройства (воротки, ключи), применяемые, например, для торсирования (скручивания), гибочной плиты (стальные плиты с отверстиями, в которые по заданному рисунку и размерам вставляют стержни и по ним огибают горячую заготовку). Б) Зубила, кузнечные топоры, обсечки, подсечки, которыми разрубают (обрубают) заготовку для получения поковки требуемой длины. В) Пробойники (бородки), прошивки… Ими пробивают (просекают) в заготовке отверстия различной формы, и если требуется расширяют их. Облегчают и ускоряют работу кузнеца приспособления, которые можно разделить на: накладные, подкладные и парные. Накладные приспособления: Набойки и гладилки, пережимки, обжимки, раскатки… Их временно накладывают или устанавливают на поверхность заготовки и бьют молотом, чем приглаживают поверхности или наоборот, деформируют ее, для уменьшения толщины (всего профиля), создания утончений (кольцевых на круглых заготовках или канавок на пластинах)…

Подкладной инструмент: нижники, специальные приспособления и формы. Подкладывают между заготовкой и наковальней, после чего бьют по заготовке. Так изгибают или формируют профиль заготовки. Отдельно стоят гвоздильни, для ковки головок (шляпок) гвоздей, болтов и другого крепежного инструмента. Парный инструмент: состоит из пар двух предыдущих инструментов. Например, дает возможность из цилиндра сделать правильный многогранник.

Измерительные (мерные) устройства и приборы: циркули, измерительные циркули (со шкалами) и штангенциркули, не высокого класса точности калибры (пробки, кольца), железные линейки и рулетки, угломеры, лекала, трафареты и другие. Все они используются для контроля размеров и формы заготовки. Отдельно стоят различные пирометры, для измерения температуры обрабатываемой части заготовки и зоны горения горна.

Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях. Так для волочения (изготовления) проволоки использовали волочильные доски. Это стальные плиты с рядом калиброванных отверстий, диаметр которых увеличивающихся с заданным шагом. Кузнец брал заготовку (пруток), грел его по всей длине, ручником обрабатывал (сужал) один из краев, вставлял в отверстие доски, с другой стороны захватывал конец клещами и тянул заготовку сквозь отверстие. Тем самым он равномерно уменьшал диаметр заготовки и удлинял ее (вытяжка). Затем заготовку отпускали в горне и протягивали через следующее отверстие, меньшего диаметра.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:

  • инструменты
  • оружие
  • строительные элементы
  • украшения и т. д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия . В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, «кузнец-штамповщик»)

Архетипичность кузнеца

В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча , приковав его за язык.

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии - общерусская фамилия Кузнецов , а также Коваль , Ковалёв , Ковальчук , Коваленко (укр.) , Ковальский, Ковальчик (польск.) , Смит (англ.), Шмидт (нем.) , Лефевр, Ферран (фр.) , Эрреро (исп.) , Дарбинян (арм.) , Мчедлидзе (груз.) , Чкадуа (мегр.) , Ажиба (абх.) и так далее.

Кузнец в мифологии, религии и литературе

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он - либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем . Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. - в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам , циклопам и т. д. В мифах кузнец часто - культурный герой .

Диего Веласкес. Кузница Вулкана

Античные персонажи

  • Гефест - древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-ремесленник
  • Вулкан - древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом
  • Сефлакс - этрусское божество подземного огня, бог-кузнец, соответствует римскому Вулкану

Кельтские и скандинавские персонажи

  • Гоибниу - кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит от слова «кузнец».
  • Гофаннон - аналог Гоибниу у валлийцев
  • Тор - скандинавский бог-громовержец
  • Велунд (Вёлунд, Weyland) - кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде ». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура . В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») - см. персонаж «Фауста» Гете , откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту » Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста
  • Мимир - гном-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца)
  • ирландский кузнец Куланн , чью собаку убил Кухулин
  • Кальвис - бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце, как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала »), финно-угорский Ильмарине , карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар , также Телявель

А. Галлен-Каллела «Создание Ильмариненом Сампо»

Славянские персонажи

  • восточнославянский Кий
  • Перун - древнеславянский бог-громовержец
  • Сварог - древнеславянский бог-кузнец (?)

Азиатские персонажи

  • Хасамиль - бог хатти (протохеттов)
  • Таргитай - бог скифов
  • Тваштар - божественный кузнец, демон-асур индийской мифологии
  • кузнецы Шьашвы , Айнар и Тлепш в абхазской мифологии (см. нартский эпос). Также Пхьармат
  • Амиран
  • Пиркуши - кузнец грузинской мифологии
  • Кава - в персидском эпосе «Шахнаме » герой-кузнец, поднявший восстание против тирана Заххака . Ему посвящено стихотворение Хлебникова «Кавэ-кузнец»
  • Кусар-и-Хусас - в западносемитской мифологии помогавший Балу
  • Амацумара - японский бог-кузнец, создавший зеркало, которым нужно выманить Аматэрасу
  • Сумаоро у мандингов в Африке, Сундьята . Способен становиться невидимым, одно из качеств божественных кузнецов и создаваемых ими предметов.
  • Курдалагон - божественный кузнец в осетинском варианте нартского эпоса. Закалил чудо-богатыря Батрадза .

Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи

  • библейский Каин , убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток - т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог.
  • еврейский Тубал-Каин (Тувалкаин, Фовел), кабир, «отец всех кузнецов», 7-е поколение от Каина. Кроме того, это имя используется в ритуале третьего градуса масонства. Потомок Каина в 6-м поколении.
  • кузнец св. Элигий , епископ Нуайонский , (ок. 588-660) - патрон золотых и серебряных мастеров и чеканщиков.
  • св. Дунстан , подковавший Сатану - покровитель кузнецов и ювелиров
  • фольклорный богатырь Косьмодемьян (Кузьмодемьян)
  • кузнец Вакула , персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки » - является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта
  • хитроумный Левша , герой Лескова
  • Кузнец из Большого Вуттона - герой одноименного произведения Толкина
  • Ауле - у Толкина третий по могуществу из Валар , кузнец Арды, в его компетенции твердая материя и ремесла; создатель

Кузнец - мастер по обработке металла ковкой. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Профессия кузнеца одна из самых древних. Кузнецы изготавливали инструменты, оружие, строительные элементы, замки, украшения. Они работают с самыми разными металлами - от чугуна до золота. Кузнец при необходимости может использовать не только ковку, но и другие технологии: кузнечную сварку, литье, горновую пайку, термическую обработку изделий и пр. И всё же ковка - это основное действие в работе кузнеца. Большое количество одинаковых фасонных изделий часто изготавливают с помощью штамповки (горячей или холодной).

Другое название кузнеца - коваль. Это слово, заимствованно из украинского языка. В советское время слово «коваль» стало обозначать отдельную кузнечную специальность. На ипподромах работали ковали, которые занимались исключительно подковкой лошадей, и кузнецы, которые эти подковы делали, т.е. работали в кузнице с металлом. Работу коваля можно назвать промежуточной между кузнечным делом и ветеринарией (ветеринарной ортопедией). Но и на Западе существует подобное деление по специальностям: farrier - специалист, набивающий подковы лошадям, blacksmith - кузнец как таковой, работающий в кузнице, изготавливающий подковы. В отличие от российских ковалей, в Европе и Америке ковали обязательно умеют самостоятельно изготавливать подковы, в том числе сложные и ортопедические. В последнее время эта тенденция наметилась и в России.

Рабочее место

Если в старину основным местом работы была кузница, то теперь в результате индустриализации многие кузнецы работают в цехах предприятий. Хотя по-прежнему всё ещё существуют кузницы, где мастера занимаются, как правило, художественной ковкой, литьём. Часто в кузнечных цехах и кузницах работают бригадой. Её состав зависит от видов работ и применяемого оборудования. При ручной ковке кузнецу-молотобойцу могут помогать стажёры. На производстве бригадой руководит бригадир.

Оплата труда

Зарплата на 01.08.2019

Россия 18000—50000 ₽

Москва 37000—150000 ₽

Важные качества

Кто может работать кузнецом? Конечно, человек, физически сильный. У него должно быть хорошее зрение, идеальный глазомер, способность переносить высокие температуры, зрительная память. И, как говорят сами кузнецы, для успешной работы нужно уметь чувствовать материал.

Художественной ковкой обычно занимаются люди, художественно одарённые, умеющие рисовать, склонные к занятиям прикладными видами искусства.

При этом важно учесть физические нагрузки, с которыми приходится справляться кузнецу.

Проблемы

Поскольку работать приходится в основном в наклонном положении, часто страдает спина. Повышенный уровень шума, который может отразиться на слухе. Вибрация, связанная с работой молота, которая приходится в первую очередь на руки, плечевой пояс и отражается на здоровье суставов, связок.

Кроме того, это травмоопасное занятие, которое требует неукоснительного соблюдения техники безопасности и внимания.

Мастерами художественной ковки часто становятся выпускники художественных вузов. В частности, в художественных вузах существует специальность «художественная обработка металлов».

Технологии художественной обработки металлов (художественная ковка, художественное литье) преподаются в металлургических вузах. Например, в Московском государственном вечернем металлургическом институте.

В Школе кузнечного искусства при том же вузе можно получить специальность «кузнец-художник».

По специальностям «технология обработки металлов давлением», «кузнец на молотах и прессах», «кузнец-штамповщик» обучают в колледжах.

Виктор Мизгирёв встретил меня у ворот многолюдного Измайловского «Вернисажа» и уверенно повёл вглубь комплекса: «Тут по выходным много народу, не каждый сразу дорогу находит». Вскоре мы остановились у большой железной двери с вывеской «Кузница». До сих пор я был только в больших кузнечных цехах крупных заводов, и только представлял, как могла бы выглядеть кузница творческого человека. За дверью я увидел ровно то, что рисовало мне моё воображение: просторное помещение, несколько усыпанных крошевом окалины наковален, пышущий жаром горн, у которого висит множество щипцов разной формы. На верстаках – инструменты и обрезки металла. Правда, вместо дюжего детины-молотобойца в кузнице стоял гидравлический молот.


Пока я осматривался, Виктор уже успел надеть рукавицы и закинуть в печь порцию каменного угля. «Ну, что тебе интересно, что показывать?». Мне было очень интересно просто понаблюдать за процессом, но увидеть рождение из куска металлической полосы чего-нибудь исторического было просто выше моих ожиданий.

Виктор, недолго думая, сказал, что выкует пару петель и засопожный нож-новогородец. С этими словами кузнец принялся за работу. Несколько полос отправились греться в горн.
Понемногу мы с Виктором разговорились, и я спросил, как же он стал кузнецом. - Совершенно случайно. Я тогда ещё занимался реставрацией, и понадобилась мне хитрая стамеска – настолько хитрая, что нигде такой не найдёшь. Разве что самому делать. Вот так я и попал в кузницу. Ну а потом само собой пошло. Виктор ловко выхватывает щипцами раскаленную добела полосу металла из горна и продолжает рассказывать, как случай заставил его заменить кузнеца в его родном Великом Устюге.
– Бывало, семьдесят два часа от горна не отходил. А как иначе? Самая страда, на полу вот такая гора лемехов и все кривые – к утру надо выправить. Хорошо, печь была такая, что можно было по пять штук за раз греть. Но потом поссорился с начальником производства. Он мне прямо сказал: «Ты здесь работу не найдешь». Я прямо при нём позвонил своим друзьям в Тулу – спросил, нужен ли им кузнец. И оказалось, что нужен. У меня вообще одиннадцать специальностей, так что без работы не останусь. Под ударами молота полоса послушно меняет форму, появляются первые очертания будущего ножа.
- Мне вообще повезло с воспитанием. Когда исполнилось семь лет, дед дал мне топор и сказал: «Всё, вырос. Теперь дрова – твоя обязанность». Вот так и вышло, что я сперва начал рубить, потом – тесать, а к двенадцати годам сложил свою первую баню. А к восемнадцати – первый дом. Виктор достаёт из печи новую светящуюся полосу металла и начинает делать из неё петлю: кладёт одним концом на зубило и ударом молотка разделяет хвост полосы на два. Потом, быстро и точно орудуя молотом, он заостряет каждый хвостик и превращает его в круглый завиток.

- Ну а как ты пришел в реконструкцию? - спрашиваю я, зная увлечение Виктора военной историей. - Как-то съездил на один интересный фестиваль. Очень мне там понравилось: ребята рубятся, исторические костюмы себе делают. Ну и тоже решил попробовать. Я раньше плотно боевыми искусствами занимался, но потом получил травму, и пришлось прекратить. Он включает молот и начинает утонять часть будущего ножа – делать хвостовик. Когда удары молота затихают, Виктор рассказывает, как его учитель по боевым искусствам сперва объяснял, как лечить травмы, растяжения и вывихи, и только потом перешел к освоению боевых приёмов: «Вот вы сейчас покалечите друг друга, а поднимать на ноги вас будет некому».
«Посмотри, сейчас будет интересно. Немногие отрубают заготовку на молоте, а мне так больше нравится – получается точнее и можно в одиночку сделать» - Мне в одном бое досталось пяткой между рёбер. Тренер прямо тут же мне позвонки на место вправил – я ни дня не лежал. Но он не врач и не волшебник: однажды утром я проснулся, а встать не смог. Пришлось к врачам обращаться, так они вообще не поверили, что я сам к ним пришел. Чуть было в инвалиды не записали. Тут мне один дед помог, не знаю, жив ли ещё. Я к нему пришел, рассказал, что и как. Он меня сперва заставил натаскать воды и истопить баню. Потом там же в бане разобрал по костям и собрал заново. Пока передо мной разворачивалась история жизни Виктора, одна полоса металл постепенно превратилась в цельнокованый нож, а две другие – в петли.


«Нож – мечта реконструктора» - Ну а сейчас мы для тебя сделаем небольшой сувенир – на память. Простенькая штука, но от неё все художники тащатся: говорят, современное искусство. Витя роется в груде металлических обрезков и достаёт оттуда небольшой стержень. «Вот из него мы тебе сделаем жука». Он придаёт куску металла первоначальную форму, а потом наставляет зубило и командует: бей. Несколько ударов, и на металле остаются глубокие отметины – крылья, лапки, точки на крыльях и глазки. «Я таких жуков детям делаю. Ничего сложного, но сразу понимаешь, как можно с металлом работать».
- То, что ты можешь сковать нож или шашку – это я уже понял. Ну а что обычно простые люди, не реконструкторы заказывают? - В основном каминные решетки, щипцы, разный инструмент. Иногда заказывают декоративные вещи вроде кованых роз. Я сейчас делаю каминную решетку – у меня там будет сказка «Муха-Цокотуха». Я сделал несколько эскизов, и заказчица согласилась на этот. Ну а дальше я могу придумывать: это моя сказка, и я наполняю её деталями.
По дороге из кузницы мы долго разговариваем обо всём подряд: о лесах и фотографии, о животных и охоте, о реконструкторах и истории России. «У меня редкая фамилия для Великого Устюга, а поэтому просто отследить родословную. Я точно знаю, что у меня в роду не было крепостных. Все были люди свободные, и все – мастера».
И я точно могу сказать: Виктор достойно продолжает традиции своих предков.

 


Читайте:



Иван Нагибин: "Сидеть на "лавке"?

Иван Нагибин:

«Я помню матчи в Премьер-лиге, все мною забитые голы, а они всегда трудные и запоминающиеся. Финал Кубка России Лига Европы, где играют лучшие...

Как привлечь взаимную любовь

Как привлечь взаимную любовь

Любовь проявляется во всех сферах жизни: одни дамы питают страсть к живописным пейзажам, другие находят утешение в лице новорождённого младенца,...

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Оформление и начисление зарплаты пошагово для начинающих 1 с предприятие начисление заработной платы

Чтобы вести бухгалтерский учет заработных плат, можно использовать программный продукт 1C. Но как выглядит автоматизация расчетов заработной платы...

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Инфракласс Древнекрылые (Palaeoptera) Дальнейшая судьба личинок

Отряд Поденки (Ephemeroptera) Поденки наряду со стрекозами относятся к числу древнейших насекомых, ископаемые остатки которых известны из...

feed-image RSS