Главная - Дача
Страшный и Ужасный. Рыцарь Средневековья. Рыцарь Кто такие рыцари для детей

Рыцари

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами". И даже священников они считали людьми, лишенными "благородных манер". Мир, в их понимании, вечен и неизменен, а в нем вечно и неизменно господство рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.










Происхождение

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. В эту эпоху окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королем усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно землевладельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.












Численность и роль
в средневековом обществе

Численность рыцарства в Европе была невелика. В среднем рыцари составляли не более 3% населения той или иной страны.В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние века были временем,когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь,так и военные конфликты, дипломатичекие отношения.Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.

Рыцари | Посвящение

Становясь рыцарем, юноша проходил процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимность.



Доспехи

  1. Шлем 1450 г.
  2. Шлем 1400 г.
  3. Шлем 1410 г.
  4. Шлем Германия 1450 г.
  5. Миланский шлем 1450 г.
  6. Италия 1451 г.
  7. - 9. Италия (Тлммазо Негрони) 1430 г.

















Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее - с другой. В XI - XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.


Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов "обогнал" замок Цоллернов - Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы - владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: "Гогенберг" означает по-немецки "высокая гора" ("hohen Berg"). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 - 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 - 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Таким образом, развитие средневековых городов-резиденций в 13 - 14 веках определялось в основном процессом переноса замка в город. Этот процесс, сформировавший новый тип градостроительной культуры и повлекший за собой важные политические и социальные последствия, можно рассматривать в контексте частой смены властителей.
Усиление политической власти сеньоров создавало потребность в содержании более пышных дворов и финансировании дорогостоящих строительных проектов - городов-замков и дворцов-замков. Разумеется, столь откровенная демонстрация силы навлекала на новые замки опасность. Замок и окружающую территорию следовало тщательно укреплять. Для обороны требовались мощно укрепленные замковые стены и хорошо вооруженные рыцари; однако открытому столкновению обычно предшествовали напряженные дипломатические переговоры. И только если все возможности ненасильственного разрешения конфликта оказывались исчерпаны, объявлялась война и противники закрывались в своих замках, чтобы подготовиться к боевым действиям.
Затем сеньор либо выступал из замка со своим войском, либо принимал оборонительные меры. В подготовке к обороне участвовал не только замок, но и город. По окончании войны подписывали мирный договор, единственной целью которого было предотвращение дальнейших распрей. В договоре устанавливались новые границы, которые подчас описывались вплоть до мельчайших деталей, с перечислением пастбищ и феодов. Потомки, однако, нередко не желали признавать законность такого передела земли, и если такой конфликт, затянувшийся на поколения, не удавалось уладить, он в конце концов мог привести к гибели замка или к смене властителя. В Средние века формально объявленные междоусобные войны зачастую считались совершенно законным средством восстановления наследственных прав.
Некоторые средневековые замки, а впоследствии и города-резиденции развились в культурные центры. Если сеньор оказывался любителем изящных искусств, он старался привлечь ко двору ученых и художников, основывал университет и заказывал работы по строительству или отделке храмов и дворцов.


Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Рыцарские девизы

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: "Иду своей дорогой", "Другим не стану", "Вспоминай меня часто", "Я осилю", "Я не король и не князь, я граф де Куси".

December 20th, 2016

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов - эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

"Если здесь война, я здесь остаюсь ", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.


Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам". Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии".

"Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная "рыцарская" любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях "Круглого стола", о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

мужество (pronesse)
верность (loyaut)
щедрость (largesse)
благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
чувство чести (honneur)
вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Нелегко; поэтому, прежде чем носить его, надо пройти обучение. Носить это оружие есть честь; поэтому прежде, чем возложить его на себя, надо быть объявленным достойным этой чести. Никто не рождается рыцарем: человек становится рыцарем в силу торжественного акта; сам король должен быть произведен в рыцари. Обрисуем кратко обычаи рыцарского воспитания и посвящения.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

Всякий молодой дворянин, которому предстоит стать рыцарем, начинает с того, что изучает ремесло военного человека: учится ездить верхом, владеть оружием, взбираться по лестнице. Но он может проходить выучку или в доме своего отца (особенно так делают сыновья знатных родителей), или у чужого человека (как, по-видимому, обычно и поступали). В большинстве случаев отец посылает своего сына к какому-нибудь сеньору богаче себя, который принимает молодого человека на свою службу и кормит его; отсюда слово nourri (питомец), часто встречающееся в средневековых балладах (сеньор говорит: mon nourri).

Рыцарское обучение сопровождается службой в качестве оруженосца, а с последней связана служба в качестве комнатного слуги, характерная для рыцарских нравов. Оруженосец помогает своему господину одеваться и раздеваться; он подает блюда и служит за столом; он делает постели. Эти услуги, которые древний человек считал унизительными и возлагал на своих рабов, становятся почетными в глазах средневекового дворянства (они были такими уже в глазах германцев ; об этом упоминает Тацит).

В течение этого периода, который продолжается от пяти до семи лет, молодой дворянин, называющийся оруженосцем, или damoiseau (маленький господин), не имеет права носить оружие.

Рыцари. Фрагмент Гентского алтаря, художник Ян ван Эйк

Когда он окончил свое учение – обычно между 18 и 20 годами, – если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря, он вступает в рыцарское сословие посредством военного обряда, который описывают рыцарские поэмы.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Молодой человек, выкупавшись в ванне, надевает кольчугу и шлем. Рыцарь, иногда отец посвящаемого, но чаще – кормивший его сеньор, привешивает к его поясу меч, который он с этой минуты будет носить постоянно. Эта главная часть церемонии называется adouber. Обычно рыцарь сильно ударяет молодого человека кулаком по затылку; это называется colèe. Затем новый рыцарь садится на коня, берет копье и на всем скаку поражает заранее приготовленное чучело; это называется quintaine. Такова процедура посвящения в рыцари в XII веке.

Иногда она ограничивается даже одним актом – ударом по затылку: это делают тогда, когда хотят избежать расходов. Историк Бомануар рассказывает об одном следствии, которое, чтобы считаться действительным, должно было быть произведено определенным числом рыцарей. Так как одного рыцаря не доставало, то некоего дворянина тут же посвятили в рыцари. Один из рыцарей ударил его и сказал: «Будь рыцарем».

Рыцари. Фильм 2. Во имя чести и славы

От легенды о рыцарях Круглого Стола до фильма «Игра Престолов» в нашей культуре нет недостатка в сказках о подвигах рыцарей. Тем удивительней факт, как мало мы, на самом деле, знаем о них. Известно, что они носили доспехи и сражались в войнах и турнирах. . . но что еще они делали? Как они жили?

10. Арбалет.

Рыцари были самыми сильными воинами на поле боя, на протяжении веков и сложилось общепринятое мнение, что никто и никогда не может их победить. Как ни странно, но очень простое изобретение как арбалет поставило под угрозу их непоколебимое могущество.

Арбалет, изобретенный в 12-м веке, был своего рода супер луком. Он был сделан из стали, и мог выдержать большее напряжение, чем обычные луки и производить более сильный удар. Арбалет был ровно 300 метров в длину, относительно быстро его можно было перезарядить и манипулировать ним. Стрелы, выпущенные из этого арбалета, могли пробивать металлическую броню. Таким образом, могучий рыцарь, который владел только боевыми навыками и причудливыми доспехами, становился простой мишенью для воина с арбалетом. А научится стрелять из этого лука можно всего за несколько недель. Опытный стрелец может сразить двух рыцарей за минуту, оставаясь в безопасности.

Хотя рыцари не признавали арбалеты, было ясно, что их время, непобедимых воинов истекло, особенно когда вскоре было изобретено оружие с порохом.

9. Спиральная лестница.

Во многих средневековых замках есть винтовые лестницы между этажами. Они, как правило, примыкали к стене крепости (в башне лестница, как правило, проходила вдоль наружной стены и комнаты были построены в середине).

На первый взгляд такой план постройки мог объясняться желанием сэкономить место, но на самом деле винтовые лестницы были изобретены в защитных целях.. Если вражеская армия вторгалась в замок, их рыцарям было довольно таки трудно подниматься вверх по узкой изогнутой лестнице и в то же время сражаться.

Некоторые особенности архитектуры давали защитникам дополнительные преимущества. Средневековые винтовые лестницы были спроектированы так, чтобы они находились по часовой стрелке вверх. Это означало, что вражеские рыцари должны были защищаться с левой стороны, что было серьезной для них проблемой, поскольку почти все рыцари орудовали мечами правой рукой.

8. Денежные затраты.

Быть рыцарем было чрезвычайно дорого. Доспехи, оружие, лошади, и слуги, все стоило больших денег, по сравнению с обычными расходами на проживание. Как искусные воины на лошадях, рыцари были важной составляющей любой армии, так что правители вынуждены были обеспечивать им средства к существованию.

Решением этой проблемы стала система обслуживания рыцарей, в которой рыцарю выделяли участок земли, и в сущности, людей, живущих на этой земле, который назывался феодальным владением рыцаря. Рыцарь был арендатором земли у лорда, с правом властвовать над своей вотчиной, как он считал нужным. В обмен на это лорд мог призвать на помощь рыцаря и его людей для сражения в его армии.

7. Достоинства рыцаря.

Благородство был основой рыцарского поведения. Его границы были слабо определены и часто выходили за установленные рамки в повседневной жизни. Кодексы поведения и этикета были очень строгими, но суть их можно свести к основным рыцарским обетам. Рыцарь никогда не должен иметь дело с предателями. Он никогда не должен наносить вред женщине (независимо от ее семейного положения), он всегда должен относиться к ней с уважением и защищать ее от любой опасности. Более того, он должен поститься и воздерживаться от мирских соблазнов, ежедневно посещать церковные служения и делать пожертвования в пользу церкви.

Последний из этих обетов, очевидно, был вменен церковнослужителями. Когда они решили совершить первый крестовый поход 11-м веке, они придумали хитрый план, чтобы привлечь рыцарей к выполнении их миссии. Церковь ввела собственный кодекс поведения рыцарей, и все рыцари должны были следовать ему. Неудивительно, что в этом кодексе, прежде всего, были правила, направленные на поддержание церкви и христианства.

Хотя рыцарское поведение было общепринятым на светских мероприятиях, многие забывали про основные аспекты рыцарского достоинства на поле боя. Вместо этого, многие из них безжалостно убивали и грабили, сколько они хотели. Они были солдатами и, в конце концов, они предпочитали избежать риска быть убитыми, нежели быть благородными со своим противником.

6. Возникновение рыцарства.

Рыцари всегда ассоциируются с лошадьми. Сильные лошади в их бронированных доспехах, были специально натренированы для битвы. Поэтому считается, что понятие рыцарства происходит от древних войск на лошадях. Древние рыцари появились в период расцвета Римской империи. Древние римляне имели элитную кавалерию «Ordo Equestris».

Хотя все же «Ordo Equestris» нельзя назвать праотцами рыцарей они имели много общего с рыцарями Средневековья – они были менее знатными, но они сражались верхом и пользовались немалым уважением свих соотечественников. Когда Карл великий, император Франков, в девятом веке, наделил представителей дворянства концепцией феодализма, появилось рыцарство.

5. Оружие.

Ни один рыцарь не появлялся на поле битвы, без своих доспехов. Доспехи должны были быть сделаны на заказ (доспехи были сделаны из металла и других негибких материалов, и было важно, чтобы они сопоставлялись как можно лучше). Со временем облачение становилось прочнее и прочнее, первоначально доспехи состояли из обычной мягкой одежды и кольчуги. Со временем добавлялись бронированные элементы, и наконец, полностью бронированные доспехи (такие как представлены в большинстве фильмов). Доспехи был тяжелыми, и весили около 50 фунтов. Зато они защищали рыцаря от ударов любого оружия Средневековья.

Качество и мощь брони служило не только в защитных целях, но оно выступало символом статуса. Чем лучше броня, тем более важным был рыцарь.

4. Рыцарский поединок.

Рыцарские поединки были не просто занятием, которым занимались рыцари в период между войнами. На самом деле, во время, когда поединки стали видом спорта и популярным светским событием, было не так много войн.

Поединки стали своего рода тренировкой и подготовкой к бою. Однако, когда крестовые походы прекратились, и больше не было войн, поединки стали средневековым видом спорта. Популярные мероприятия включали pas d’Armes, в котором рыцарь должен был сражаться с группой оппонентов, а также вид состязаний, когда рыцари были разделены на две команды, которые боролись друг с другом без лошадей.

Удивительно, что рыцарские поединки на лошадях были не так популярны, как состязания команд рыцарей.

3. Тренировки.

Подготовка рыцаря начиналась с 7 лет и затем длилась до 14 лет. Будущий рыцарь сначала служил в качестве пажа. В этот момент он был всего лишь мальчиком-слугой, который был на побегушках у своего хозяина. Хотя в основном его обучение проходило в форме различных игр и видов спорта, это были очень серьезные тренировки. Вместо игрушек и фигурок, средневековый паж играл булавами и постигал искусство верховой езды.

В возрасте 14 лет он становился сквайром. Каждый сквайр обычно подчинялся какому-то рыцарю, помогал ему одеваться и ухаживал за его доспехами и оружием. Молодой сквайр был уже готов сражаться на поле боя. Его обучение становилось все более и более опасным. Травмы были обычным явлением, и такие традиционные рыцарские навыки, как рыцарские поединки и состязания на палках были частью тренировок.

В 21 год сквайр, наконец, посвящался в рыцари. Посвящение в рыцари был изначально очень простым и быстрым –дворянин, совершая обряд, просто дотрагивался до затылка сквайра и произносил несколько слов. В последствие, церковнослужители добавили еще слова, чтобы придать церемонии посвящения торжественности.

2. Крестовые походы.

Крестовые походы, были направлены на освобождение Святой Земли от мусульман. На протяжении веков походы были основной задачей рыцарей. Известно, что было всего несколько крестовых походов, но в действительности их было намного больше. Крестовые походы были постоянной религиозной войной, которая длилась в течение почти 200 лет. Было восемь основных крестовых походов и много, более мелких, между ними.

К сожалению, изначальная цель крестовых походов не была достигнута рыцарями, в конечном счете, Святая Земля перешла к сарацинам. Тем не менее, это не помешало церкви, в последующие несколько столетий, организовывать походы против своих политических противников в Европе.

1. Современные рыцари.

С 1560, рыцарство, по сути, перестало существовать как военное понятие. Есть еще несколько наследственных рыцарей, но большинству из них этот статус дали за заслуги их праотцев. Хотя существует еще много рыцарских орденов, большинство которых были созданы после Средневековья, и основной целью которых стала акцентуация определенных достоинств человека. Например, в наше время рыцарями стали такие известные люди, как Сэр Элтон Джон, Джуди Денч, и Сэр Пол Маккартни.

 


Читайте:



Кто такой юродивый Что такое юродивый определение

Кто такой юродивый Что такое юродивый определение

В современном обществе у отдельных личностей могут наблюдаться различные психологические расстройства. Неуравновешенность и безумство иногда...

Китаево (Китаевская пустынь) Китаево китаевская пустынь расписание богослужений

Китаево (Китаевская пустынь) Китаево китаевская пустынь расписание богослужений

Китаево располагается на восточном краю Голосеевского леса и является одной из интереснейших и в то же время малоизвестных достопримечательностей...

Реконструкция или ремонт: учитываем затраты на обновление основных средств

Реконструкция или ремонт: учитываем затраты на обновление основных средств

В налоговом учете расходы на реконструкцию здания являются самостоятельным видом расходов. Они никак не связаны с ранее учтенными затратами на его...

Применение ускоренной амортизации?

Применение ускоренной амортизации?

Лежит денежный учет износа основного капитала с течением времени и перенос на продукцию как издержки производства. Это вполне может снизить доход...

feed-image RSS