Главная - Загородный дом
Фотографии вивьен майер. Жизнь вивиан майер, чья история была номинирована на оскар. Отказ от публичности

К сожалению, не каждого человека известность и признание находят при жизни. Благодаря американскому коллекционеру по имени Джон Малуф, в руки которого случайно попадают уникальные фотографии, мир узнает о снимках в жанре уличной съемки.

Начало истории

Купленная на аукционе коробка с негативами становится началом поиска автора поистине шедевральных произведений, снятых на черно-белую пленку. Малуф узнает о женщине, скончавшейся в 2009 году, чье имущество пошло с молотка. Молодой человек проводит огромную работу по розыску остального имущества Вивиан Майер. Никому не показывающая свои снимки замкнутая гувернантка фотографировала более двадцати лет. Около ста пятидесяти тысяч негативов стали настоящим феноменом в мире визуального искусства.

Спорные вопросы

Джон Малуф прекрасно понимает, что попавший в его руки архив - это нечто большее, чем обычные фотографии, не несущие особой ценности. Отсканированные черно-белые снимки он выкладывает в Сети, и мгновенно они производят фурор.

Малуфа, как порядочного человека, терзают сомнения по некоторым вопросам. Во-первых, он долго думает, показывать ли миру то, что постаралась тщательно скрыть Вивиан. После долгих размышлений Джон решается обнародовать весь архив, полагая, что каждый творит в надежде быть услышанным обществом и остаться в его памяти. Он становится агентом, продвигающим фотоснимки Майер на всеобщее обозрение, организовывает многочисленные выставки и пишет о ее творчестве. Известная монография «Vivian Maier: Street photographer» увидела свет в 2011 году, а рассказывает она об уникальном подходе няни к фотосъемке. Ее можно назвать настоящей исповедью сложной и замкнутой Вивиан.

Во-вторых, Малуфа интересует, кому принадлежат авторские права, ведь семьи у Вивиан не было. Он оформляет все по закону: находит двоюродного племянника, проживающего во Франции, и заключает с ним сделку. Выкупив права, Джон получает доходы от использования наследия Вивиан Майер.

Однако в прошлом году ее работы постепенно пропадают с многочисленных выставок. Связано это с длящимся до сих пор разбирательством в суде, затеянном одним завистливым адвокатом, посчитавшим, что делившийся наследием Малуф наживается на работах, которые ему не принадлежат. От имени другого родственника в суд поступает иск на запрет коммерческого использования фотографий и установление принадлежности авторских прав.

Биография

В 1926 году родилась фотограф-любитель Вивиан Майер. Биография ее весьма скудна, информация о женщине почерпнута из снимков и немногочисленных воспоминаний знакомых. В возрасте 25 лет девушка переезжает в Америку и устраивается работать няней в состоятельные семьи. При каждой свободной минутке Вивиан гуляет по улицам и фотографирует. Кроме этого, она снимает видео и записывает разговоры со своими персонажами.

Скрытность

Вивиан отличается эксцентричностью в одежде и поведении, с удовольствием носит мужскую обувь, огромные шляпы и пиджаки на вырост. Достаточно замкнутая женщина легко заговаривает с незнакомцами, делает аудиозаписи бесед и фотографирует открывшихся ей людей. Своей семьи у нее не было, но Майер даже гордится статусом одиночки.

Гувернантка часто меняет хозяев, переезжая из дома в дом, и всегда просит установить замок в ее комнате. Она скрывает свое тайное увлечение и личное пространство от всех. В чем причина такого поведения, никто не знает. Возможно, она боится критики, а может быть, она просто фотографирует для себя, и посторонний зритель ей не нужен. Все свои богатства в виде коробок с негативами и пленками она возит от одного дома к другому, ведя систематизацию записей.

Одиночество

Воспитанники ее любили, несмотря на некие странности: она могла принести мертвую змею или отвести их на кладбище. Частенько она увлекала местную малышню, ставя разнообразные спектакли. В конце 90-х годов пожилая Вивиан уже не работает, своего угла у нее никогда не было, только социальное пособие спасает от голода. Все вещи она хранит на складе, откуда после ее смерти они попадают на аукцион. Кстати, трое подопечных, ставших очень близкими ей людьми, узнав о бедственной ситуации бывшей няни, снимают ей квартиру и помогают, чем могут. За год до смерти она получает травму головы, и ее определяют в дом престарелых.

Документальная история Vivian Maier

Рассказ о творчестве женщины-фотографа был бы неполным без обзора документального фильма о ней. Когда возникает спорный вопрос об авторском праве и маячит реальный риск лишиться всей уникальной коллекции, Малуф понимает, что такая история требует выхода на большой экран. Вскоре на суд зрителей была представлена документальная лента «В поисках Вивиан Майер». Фильм пытается ответить на многие вопросы, мучавшие всех, кто столкнулся с ее наследием. Почему она скрывала от всех свое хобби? Неужели ей не хотелось показать окружающим свою внушительную коллекцию? Зачем она проводила систематизацию, если прятала свой архив?

Отказ от публичности

В фильме Малуф рассказывает почти детективную историю, как он обнаружил коллекцию и искал всех, у кого работала Вивиан Майер на протяжении многих лет. Зрители словно включаются в гонку за новыми документами и свидетельствами о жизни няни. Но не все так просто. Лента поднимает занавес таинственности, витающий над её творчеством, однако вскоре становится понятно - зрителю за кадром и всем участвующим в документальной хронике интересна сама странная Майер, а не ее наследство, зажившее своей жизнью после смерти автора.

Люди в недоумении от ее отказа от публичности, ведь к этому стремятся все. Да и зарабатывать она могла фотографией намного больше, чем гувернанткой, но почему-то скрывала свое увлечение. Это возмущает обывателей, так как не совпадает с их ожиданиями. А желание всех высказавшихся одно - если ты чем-то занимаешься, и делаешь это неплохо, то выноси свое творчество на суд общественности, а не прячь его ото всех.

Фиксация момента

Няня показана как странная и непонятная для окружающих личность. Вивиан Майер закрывает на засов не только свою комнатку в доме у чужих людей, она запирает себя от всех, храня коллекцию и свою историю. Она не ищет общения, а бежит от него. Почему она так много фотографирует и не проявляет пленку? Дело же не в деньгах, скорее всего, ей просто это не нужно. Отщелкав историю, она забывает о ней, считая, что требуется всего лишь зафиксировать момент, а не возвращаться к нему. Она не проявляет даже автопортреты с фотоаппаратом наперевес.

Майер всегда и везде с камерой. Даже когда случается несчастье с мальчиком, которого сбивает машина, она не бросается к нему на помощь, а продолжает хладнокровно снимать. В конце фильма Джон Малуф показывает свои смятения из-за вторжения в личную жизнь нелюдимой Вивиан, которую она так тщательно охраняла. И основной конфликт противопоставляет непубличность фотографа и желание людей вынести все сокровенное на всеобщее обозрение.

Эксперименты в повседневности

Зрители отмечают, как удачно ловит настроение, подчеркивая привычные детали, Вивиан Майер. Фотографии в уличном стиле запечатлевали повседневные моменты жизни. Она ежедневно фиксирует незаметные для других сцены. Частенько на ее фотографиях появляются спящие или снятые сбоку и сзади люди. Майер не гнушается снимать стариков, пьяных, бездомных, но делает это механически, не привнося в кадр своего отношения к объекту съемки.

Ее уличная фотография состоит из таких моментов, на которые другой не обратил бы внимания. Вивиан Майер не работает для модных съемок, а выбирает необычные композиции и ракурсы, сохраняя слепок повседневности. Малообщительная гувернантка не стесняется общаться с людьми на улице и фотографирует их, сохраняя значимость обыденного момента. Она любит эксперименты с тенями, отражениями в зеркалах, обожает снимать себя в разных ракурсах.

Ее фото нельзя назвать любительскими - на каждом из них проступает смелая рука настоящего мастера, оставившего яркий след в искусстве.

Вивиан Майер при жизни была практически никому не известной, однако она войдет в историю как один из самых культовых фотографов наряду с именами таких мастеров, как Роберт Франк и Анри Картье-Брессон. В номинацию на Оскар был назначен документальный фильм «В поисках Вивиан Майер», к тому времени сама Майер и история ее жизни уже очаровали публику, после того, как несколько лет назад были найдены ее впечатляющие работы, облетевшие весь Интернет и распространившиеся как лесной пожар. Несмотря на то, что фильм так и не получил заветного Оскара, фанаты Майер со всего мира могут быть уверены в том, что женщина, державшая в руках камеру, добилась того признания, которого заслуживал ее незаурядный талант.

Майер родилась 1 февраля 1926 года в Нью-Йорке у отца-австрийца и матери-француженки, большую часть своего детства она провела в разъездах между Францией и Соединенными Штатами. В 1956 году она поселилась в Чикаго, где провела следующие 40 лет, работая в качестве няни. Позже один из детей, за которым она присматривала, будет сравнить ее с «настоящей живой Мэри Поппинс», так как она была эксцентричной, прогрессивной, а также абсолютной индивидуалисткой, которой нравилось искать приключения, делать собственные выводы, отводить своих подопечных в бедные районы Чикаго, чтобы показать им, что есть иной мир, которого они не знают.

На своих выходных няня отправлялась на улицу, вооружившись своим драгоценным Rolleiflex, зеркальным фотоаппаратом с двумя линзами. На протяжении многих лет она сделала очень большое количество фотографий, которые дают нам возможность заглянуть в городскую жизнь 1950-х и 60-х годов. В основном, черно-белые снимки Чикаго, Нью-Йорка и других крупных американских городов содержали портреты обычных людей. Замечательные снимки отражали удивительное любопытство Майер, ее непосредственность и чутье, так она практически задокументировала местную архитектуру, уличные сцены и моменты из повседневной жизни. Казалось, Майер особенно тянуло к тому, что было на задворках богатства и взрослой жизни – к ребенку, играющему в грязи, бездомному, копающемуся в мусорной куче, к чернокожей горничной с изможденным видом – возможно, она чувствовала какое-то особое родство с теми, кому многое довелось пережить или еще придется.

В 90-х Майер продолжала фотографировать, постепенно накапливая огромную коллекцию старых негативов, был у нее и необработанный фильм, все это она держала запакованным в коробку в хранилище. Чем старше и беднее она становилась, тем все труднее для нее было оставаться на плаву в финансовом отношении. Когда Майер уже хотели выселить из своего дома в пригород Сисеро (шт. Иллинойс, США), братья Генсбург, которых она воспитывала несколько десятков лет назад, будучи няней, нашли ей квартиру получше. В 2008 году с Майер произошел несчастный случай, однажды в центре Чикаго она поскользнулась на льду, упала и ударилась головой. Несмотря на то, что врачи прогнозировали полное выздоровление, ее здоровье стало ухудшаться, и она была помещена в дом престарелых. Майер скончалась 21 апреля 2009 года, оставив после себя огромный архив работы, который чуть не был потерян навсегда.

Лишь одному человеку выпала честь пролить свет на снимки фотографа. В 2007 году одна из ячеек для хранения Майер была продана на аукционе, потому что Майер была не в состоянии выплачивать арендную плату. Находясь в поисках материалов о Чикаго 60-х лет, он мог бы использовать ее фотографии для создания своей книги, поэтому бывший агент по недвижимости Джон Малуф купил коробку негативов Майер, не зная настоящей стоимости того, что лежало внутри. Он начал сканировать изображения и вскоре дал себе зарок реконструировать весь ее архив, чтобы показать миру ее прекрасные снимки. Ему удалось выкупить около 90 процентов (более 100 000 негативов) работ Майер на аукционе, в то время как другому коллекционеру Джеффу Голдштейну удалось сберечь остальное. Малуф пытался узнать больше о жизни загадочного фотографа, но этот поиск не увенчался удачей, пока он не нашел в Интернете некролог вскоре после смерти Майер. В октябре того же года, Малуф поделился приобретенной коллекций с сообществом Flickr, это принесло почти мгновенную славу и вызвало бешеный интерес к жизни и работе Майер.

Теперь, спустя почти шесть лет после смерти Майер, и спустя полвека после того, как были сделаны некоторые из ее снимков, няню, ставшую фотографом, знают во всем мире и отмечают ее вклад в уличную фотографию и документирование американской жизни. Чтобы узнать больше о Майер, посмотрите документальный фильм «В поисках Вивиан Майер», или посетите ее официальный сайт.

















Феномен Вивиан Майер изменил всю историю фотографии XX века. Эксцентричная скрытная няня оказалась талантливейшим фотографом, творческое наследие которого еще только предстоит оценить.

Напомним, этим по-настоящему волшебным открытием мир обязан Джону Малуфу, который в 2009 году купил ее снимки на аукционе за 400 долларов, никоим образом не подозревая о ценности своего приобретения (содержимое ячейки в хранилище выставили на аукцион за неуплату аренды). Джон насчитал более 100 000 фотонегативов исключительного качества и 7 тысяч отснятых видеопленок, отсортированных по годам.

В творчестве Вивиан Майер отражена жизнь Нью-Йорка 1950-х до 1980-х годов. О самой Вивиан известно не так много. Она работала няней, и об ее увлечении фотографией не знал практически никто. По воспоминаниям современников, она была доброй Мэри Поппинс для детей, которые ее очень любили.

Из более чем 150 тысяч негативов, которые Майер проявила за свою жизнь, большая часть - это портреты людей и жанровые сценки. Сегодня мы хотим представить галерею ее детских образов - искренних и эмоциональных.

Творческие люди зачастую становятся известными лишь после своей смерти. При жизни они стараются, создают, завораживают своими работами. Но признают их талант далеко не всегда сразу. А порой о необычайных способностях человека окружающие даже не догадываются. Так и было с американским фотографом Вивиан Майер.

Неожиданное открытие

В 2009 году на одном из аукционов молодой парень, бывший риелтор Джон Малуф выкупил большую коробку с фотографиями. Ему для работы были нужны старые снимки. Конечно, парень не ожидал ничего особенного от них. Но, открыв коробки, он получил шок. Фотографии были ничуть не хуже тех, что делают профессиональные фотографы. В коробке он увидел несколько вещей, подписанных именем Vivian Maier. Фото были тоже, видимо, ее. И он решил провести свое расследование.

По горячим следам

Для начала он отсканировал снимки и выложил их в интернет. Это произвело настоящий фурор. Куча восторженных комментариев посыпалось в ответ. Но о самой Вивиан он, к сожалению, ничего не нашел. Он лишь нашел некролог о ней, оказывается, не так давно она скончалась.

И тогда Джон решил выкупить все, что когда-либо принадлежало Вивиан. Оказывается, она не только фотографировала, но снимала небольшие видео и записывала свой голос на диктофон. В личных вещях Вивиан Майер Джон нашел адрес. По этому адресу жил мужчина, у которого женщина когда-то работала няней. Так Малуф начал постепенно находить людей, когда-то знавших ее. Но они даже не подозревали, кем на самом деле была женщина, которая с ними гуляла, кормила и выносила их горшки.

Вивиан Майер: биография

Вивиан выросла в обычной бедной семье. Она родилась в 1926 году в Нью-Йорке, ее родители быстро развелись, и девочка уехала в родной город матери во Франции. Спустя 20 лет девушка вернулась в США и стала жить в Чикаго.

Американка с французкими корнями сначала устроилась работать в кондитерскую, но потом сменила род занятий. По ее словам, такая деятельность не позволяла наблюдать за окружающим миром. А ей это было жизненно необходимо. Самый удобная работа для долгих прогулок - уход за детьми. И она стала няней.

Она никогда не была замужем, у нее не было детей. Видимо, потребность в любви, заботе и семейном счастье она сублимировала на профессию. Вивиан снимала, фотографировала семьи, где она работала. На многочисленных видео заметно, что женщина с удовольствием занимается с малышами. Она умела придумать такие развлечения, о которых не в силах были догадаться родители, а ребятня приходила в полный восторг.

Мэри Поппинс с фотоаппаратом

У нее всегда на шее висела камера Rolleiflex - хорошая по тем временам. При съемке с этого фотоаппарата нужно было смотреть вниз, и предполагаемая модель не осознавала, что она под прицелом камеры. Гуляя с детьми, она никогда не расставалась с любимым агрегатом. За это ее и прозвали «Мэри Поппинс с фотоаппаратом». Никто даже и не мог подумать, что их няня спустя несколько десятков лет окажется известным фотографом. Правда, посмертно.

Вивиан Майер: работы

Ее снимки - это смесь репортажа и художественной фотографии. Она сохраняла на пленке каждую деталь американского города с его тоской, злобой, радостью и счастьем.

Она делала и то, что сейчас называют «селфи», фотографировала себя.

Чаще всего она запечатлевала портреты: женщин и мужчин, детей и животных. Удивительно, насколько такой одинокий человек нуждался в контакте с окружающими.

Её портреты пронизаны эмоциями, по снимку сразу видно, что думают и что ощущают люди, которых она видит. Складывается ощущение, будто ее фотографии погружают в их мысли и чувства.

«В поисках Вивиан Майер»

Когда Джон Малуф случайным образом оказался первооткрывателем творчества американской фотохудожницы, он загорелся идеей рассказать о ней в фильме. И он сделал это.

В 2013 году на экраны вышел документальный фильм «В поисках Вивиан Майер», который был номинирован на премию «Оскар» и «BAFTA».

Нельзя сказать, что у фильма невероятные кадры, спецэффекты и режиссерская работа. Он скорее похож на длинный ролик от первого лица, Джон здесь выступил как блогер. Малуф рассказал всю историю от А до Я, показал многочисленные интервью людей, знавших Вивиан, работы талантливой фотохудожницы и места, где она когда-то жила. Хоть и видно, что картина снята не профессиональным режиссером, но все же она сделана очень качественно. Соблюдена хронология, все понятно, доступно и интересно. А большего и не нужно зрителю, желающему узнать про талантливую личность и ее работы.

Женщина-загадка

По мнению уже выросших детей, у которых когда-то работала эта женщина, Вивиан Майер была крайне странной. Загадочная, вспыльчивая и замкнутая. У нее явно было много скелетов в шкафу.

В какой бы семье она ни жила, Вивиан никогда никого не пускала в свою комнату. Это было строжайшее табу. А ее жилое место всегда оказывалось завалено кучей хлама. «Я ношу всю свою жизнь с собой», - говорила она. И поэтому у нее всегда было огромное количество коробок. Видимо, Вивиан держалась за каждый материальный кусочек памяти. Она собирала значки, украшения, фигурки и прочие безделушки, но особенно она любила газеты.

Журналистское расследование

Няня-фотограф собирала газеты, и именно те выпуски, в которых журналисты писали об убийствах, изнасилованиях, похищениях и т. д. Ей как будто хотелось доказать этими выпусками: «Вот, а я же говорила».

Джон Малуф нашел видеозаписи, где Вивиан снимала странные места. Позже он понял, что в одной из газет женщина прочитала про убийство и решила пойти по следам жертвы. Видимо, она хотела сама расследовать это дело, но в итоге видеозаписи Вивиан никому не показала.

От ее газет в доме семьи, где она работала, начал свисать потолок. Сначала они не понимали, в чем дело. Но потом случайно заметили несколько огромнейших стопок макулатуры, которыми была завалена комната.

Няня-одиночка

В документальном фильме о Вивиан Майер люди, у которых она работала, вспоминая эту экстравагантную женщину, утверждали, что Вивиан боялась мужчин. Возможно, с ней что-то случилось в молодости, кто-то разбил ей сердце или даже домогался. И когда к ней однажды случайно на прогулке прикоснулся мужчина, она ударила его по голове. Причем он не желал ей зла, просто Вивиан забралась на возвышение, а он испугался, что она упадет, и решил поддержать ее. В итоге оказал медвежью услугу.

Изучив архивы, Джон Малуф выяснил - Вивиан не общалась со своей семьей. Все ее родственники были не в очень хороших отношениях. Единственная прожившая дольше матери и отца Майер тетя оставила наследство не племяннице, а своей подруге. Может быть, замкнутость была генетическим качеством семьи Майер, но это свойство точно ни к чему хорошему не привело.

Через тернии к звездам

Когда Малуф обнаружил снимки Вивиан Майер, естественно, он захотел, чтобы женщина, пусть и посмертно, стала известна на весь мир. Ведь нужно было отсканировать тысячи ее снимков, чтобы о них узнала общественность. Один бы Джон не справился.

Сначала он обратился в музей современного искусства, но ему ответили отказом. Тогда юноша решил взять инициативу в свои руки. Он задумал написать книгу, организовать выставку и даже снять документальный фильм о Вивиан Майер. И все задуманное осуществилось. «Мне так хотелось, чтобы люди увидели эти невероятные снимки», - в своем фильме рассказывает Джон. Первую выставку юноша организовал в Чикагском культурном центре. Руководство восторженно сказало, что такого количества людей не было еще ни на одной экспозиции. И история разлетелась по всему свету.

Заголовки самых известных газет, журналов и телепередач пестрели именем американской фотохудожницы. «После смерти она обретает славу, какой никогда не было при ее жизни», - рассказывает диктор одного из центральных ТВ-каналов. Джон добился настоящего фурора, а имя Вивиан Майер знают теперь даже те, кто никогда не увлекался фотографией.

Посмертная слава

Хотела ли сама Вивиан такой славы? Все, кто ее знали, утверждают, что нет. Но она отправляла письмо с просьбой посмотреть ее снимки хозяину фотоателье, которое находилось в маленьком французском городишке, куда она когда-то уехала с матерью. Из ее письма, показанном в документальном фильме, ясно то, что она считала себя чуть ли не профессиональным фотографом, а значит ценила свое творчество. Но по воле обстоятельств письмо так и не дошло до человека, благодаря которому могла бы измениться ее жизнь.

Но, возможно, все случилось так, как должно было случиться. Ведь если она сама не предприняла попыток к показу своего творчества, значит ей не очень этого и хотелось. Конечно, предрассудки и стереотипы, отсутствие полной любящей семьи серьезно повлияли на стиль жизни Вивиан. Одиночкой она осталась до конца своих дней.

Она любила сидеть на лавочке в парке. Однажды она, как обычно, наслаждалась красотой природы и вдруг начала резко падать. Мужчина, который часто там ее видел, заметил, что ее начали грузить на маленькую тележку. Вивиан кричала: «Я не хочу ехать, я хочу домой». Но врачи увезли ее в больницу, где она вскоре скончалась. Так грустно и нелепо закончилась жизнь человека, отдавшего всю свою жизнь воспитанию детей, а также творчеству, о котором мир узнал только после ее смерти.

При жизни она была никому не известна как фотограф. История ее жизни напоминает детектив. Слишком много загадок, невыясненных вопросов. Несмотря на то, что наследие Вивиан Майер составляет более 100 тысяч негативов, исследователи уверены, что это далеко не весь архив. Часть его, скорее всего, утрачена.

Она могла стать газетным репортером, журналистом, и заниматься любимым делом, получая за это деньги. Слава все равно бы настигла ее, хоть и на старости лет. Но полное отсутствие тщеславия привело к тому, что Вивиан Майер всю жизнь проработала няней, а свои последние годы жизни провела в не самом лучшем доме для престарелых.

Мир никогда бы не узнал о фотографе Вивиан Майер, если бы ее работы случайно не попали в руки неравнодушного исследователя. Риелтор и фрилансер Джон Малуф имел привычку посещать мелкие аукционы, на которых распродавалось имущество из хранилищ, хозяева которых перестали платить за его аренду.

В 2007 году он приобрел на аукционе коробку с негативами за 400 долларов. Проявив несколько пленок, Малуф понял, что нашел настоящий клад. Он вернулся и купил оставшиеся коробки. Джон решил, что о необычном фотографе должны знать как можно больше людей и создал сайт с фотографиями, но в 2008 году раскрутить новый сайт было не так-то просто: за несколько месяцев на страничку так никто не зашел. Малуф решил пойти другим путем: на фликре он разместил несколько работ и создал обсуждение. Фотографии Вивиан Майер моментально стали популярны.

Джон Малуф утверждает, что сначала не знал имени владельца негативов. Лишь через год, разобрав архив, он нашел конверт с именем - Вивиан Майер. Малуф начал разыскивать таинственного фотографа, но к тому времени женщины уже не было в живых.

Малуф по крупицам начал собирать сведения о фотографе. Ее официальная биография оказалась не особо богата событиями. Вивиан Майер родилась в 1926 году в Нью-Йорке в семье француженки и австрийца. Отец покинул семью, когда Вивиан было четыре года. Мать с дочерь жили в квартире вместе с женщиной-фотографом Жанной Бертран, которая по-видимому и научила девочку фотографировать. Некоторое время семья жила во Франции, где у родственников матери Вивьен была ферма.

Вивиан окончательно вернулась в Америку в 1951 году. Она обосновалась в Чикаго. Некоторое время работала швеей, но вскоре решила стать няней. Ее родным языком был французский, и это обстоятельство помогло ей получить хорошо оплачиваемую работу в респектабельных чикагских семьях. Она обязательно договаривалась, что у нее будет отдельная комната (которая будет запираться на замок) и выходные дни.

Ее воспитанники и родители вспоминают ее как прекрасную воспитательницу, хотя и несколько замкнутую женщину. Дольше всех - с 1956 по 1972 год (16 лет!) - она проработала в семье Гинсбургов, где росло трое мальчишек. Когда уже взрослых Гинсбургов разыскал Малуф, то они были ошарашены известием, что их няня была великим фотографом. Ее воспитанники в основном рассказывают о ней через призму детского восприятия: как она приносила им из леса мертвых змей, не боялась лягушек и летучих мышей и устраивала пикники. В общем, было замечательной няней… Недаром она посвятила этой профессии почти сорок лет.

Позже повзрослевшие Гинсбурги, узнав, что их постаревшая няня Вивиан бедствует и оказалась бездомной, решили сообща снимать ей квартиру, в которой та жила долгие годы, пока не попала в дом для престарелых. Свое имущество - несколько десятков ящиков - она хранила в арендованных боксах. Когда она перестала платить за аренду (в последние годы жизни страдала потерей памяти) - то ее имущество пошло с молотка.

Собственно на этом исчерпывается биография няни Вивиан Майер, и начинается биография другой женщины - великого фотографа 20 столетия.

Почему из своего хобби Вивиан сделала тайну, так до сих пор и неясно. Скорее всего родственники скептически отнеслись к увлечению юной Вивиан фотографией, и в дальнейшем Вивиан решила о своем хобби не распространяться.

Ее серьезное увлечение фотографией началось, когда она покинула Францию и стала самостоятельно зарабатывать. В начале 50-х Вивиан сменила свой первый детский фотоаппарат Kodak Brownie на профессиональный Rolleiflex. Работа позволяла ей снимать все свободное время. Она фотографирует непритязательные уличные сценки: детей, стариков, бедняков, реже - благополучных женщин и мужчин. В кадр попадают бедные кварталы, самые обычные люди, которые зачастую не подозревали, что их фотографируют. Иногда, чтобы сделать портрет, она просила разрешения. Легче всего ей было договариваться с детьми - на снимках их очень много.

Не ставя перед собой никаких целей, Вивиан Майер запечатлела портрет Америки середины 50-х. Ее дар наблюдения, острый глаз, чувство композиции помогали ей делать уникальные кадры. Она запечатлела американские типажи, которых вряд встретишь в наши дни. Элегантных чернокожих горничных, рабочих, детей, которые гуляют целыми днями без присмотра взрослых - она не гонялась за чем-то уникальным, не стремилась фиксировать аномалии. Ее портреты и жанровые сценки как раз типичны: но спустя полвека лица кажутся прекрасными и одухотворенными, а скучные чикагские улицы оказались наполнены артефактами и достопримечательностями.

Она редко тратила больше одного кадра на уличную сценку. Вивиан безошибочно отыскивала уникальные точки съемки, чтобы сделать один-единственный кадр и идти дальше. Ее композиционные решения гениальны. Вивиан Майер часто сравнивают с Андре Кертешем. Но в отличие от Кертеша, Вивьен не стремилась показать кому-то свои работы.

Она фотографировала не только в Чикаго. В 1959-1960 годах, получив наследство, Вивиан объездила юго-восточную Азию, Италию, Египет. Несмотря на то, что она покинула на это время семейство Гинсбургов, Вивьен к ним и вернулась. Важную роль сыграло наличие собственной ванны, которую она превратила в проявочную.

В течение жизни она постоянно делала свои автопортреты. Их сохранилось множество, вышла даже монография с автопортретами Майер. Несомненно, ей нравились собственные изображения. Неулыбчивая и строгая, она не стремилась запечатлеть богатство эмоций, а искала интересные ракурсы для съемки. Она снимала свое отражение в витринах и зеркалах, тень на песке с мечехвостом на месте сердца. Вивиан хотела остаться в памяти, хоть и своей собственной. Пленки с автопортретами она старалась проявлять, хотя множество негативов осталось непроявленными.

В начале 70-х Майер стала снимать на цветную пленку. В этот период ее мало интересуют жанровые сценки, она становится абстракционисткой, фотографируя замысловатые узоры на сумках прохожих, мусор, скопления прохожих. Часть архива за эти годы скорее всего утеряна и не будет найдена. Вивиан копила не только фотопленки, часть ее архива составляли газетные вырезки, любительское видео- и аудиозаписи, личные вещи. Джон Малуф подозревает, что большая часть имущества была выкуплена другим лицом и выброшена за ненадобностью.

Можно считать большой удачей, что коллекция Майер попала в руки 26-летнего Джона Малуфа. Из риэлтора вышел отличный исследователь, который посвятил свою жизнь творчеству фотографа. Малуф не только стал биографом Майер, он постоянно консультируется с известными фотографами по поводу ее творчества. Издает книги, при его непосредственном участии вышел фильм о Вивиан.

В 2011 году была издана первая книга « » (Vivian Maier: Street Photographer), в 2012 - Вивьен Майер: Вне Тени (Vivian Maier: Out of Shadows). В Европе и США прошло 16 выставок, посвященных творчеству фотографа.

 


Читайте:



Что важнее: талант или трудолюбие?

Что важнее: талант или трудолюбие?

— извечный вопрос, который тревожит многих. Можно ли быть гениальным, не обладая выдающимися талантами и способностями? Могут ли врожденные...

Педагогическая диагностика в доу в контексте фгос консультация на тему Методы диагностики в детском саду

Педагогическая диагностика в доу в контексте фгос консультация на тему Методы диагностики в детском саду

Инструкция Для проведения диагностического обследования необходимо разработать диагностический инструментарий. Он включает в себя перечень заданий...

Виды торгов Схема проведения торгов по 44 фз

Виды торгов Схема проведения торгов по 44 фз

Приведем пошаговую инструкцию по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, примеры необходимой документации, включая образец...

Акимов аппарат правительство российской федерации

Акимов аппарат правительство российской федерации

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распределил обязанности между 10 своими заместителями, сообщили в понедельник российские информагентства ....

feed-image RSS