Главная - Стройматериалы
Управление волей человека. Воля — Видение мира. Эффект от практики

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВОЛЕВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.
Волевой человек обладает рядом характерных качеств.
Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?
В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность - это:
- умение ставить ясные цели и задачи,
- умение планировать свои действия;
- умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.
Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается... ради нее делается все остальное.»
Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.
Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.

Следующее важное волевое качество - настойчивость - это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление с осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.
С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость. Не следует их путать с покорностью, безинициативностью, безвольным подчинением силе обстоятельств или чужой воле. Терпеливость, выдержанность всегда связаны с инициативой, активны в достижении поставленной цели и преодолении неприятностей. Терпеливый человек знает ради чего он что-либо терпит.

Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание . Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантамимикой - его профессиональная обязанность.
Самообладание состоит:
- в умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это - умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок;
- также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д.; а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;
- и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков - пререкания, грубости и т.д.

Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.
«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В.А. Жуковский). Упрямство - качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.»(Эзоп).
Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.

Податливость - такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.
Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.

Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость . Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтоб сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.

Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность . Оно определяется как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно.
Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.

Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли - нерешительности.

Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности . Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» (А.В. Суворов)) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.

Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро; необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно выполняемые решения.

Выделяют также такие качества воли, как:
Исполнительность - проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.


Дисциплинированность - способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.

Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности - это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество . А противоположные им - трусость, боязливость считаются проявлением безволия.

Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.
В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило- чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.

Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. «С благоразумием подвергайся опасностям», - говорил мудрец Биас.
Насколько трусость, робость и боязливость - отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.

Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт, связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.

Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.
А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».

Выделяют различные формы преодоления страха - бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это - смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.
Еще Плутарх сказал: «Начало победы - смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гетте: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.»

Храбрость - связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.

В формировании храбрости предостерегают от следующей крайности: советуют следить, чтобы храбрость не перешла в отрицательную форму бесстрашия - удаль. Удаль определяется как храбрость, достигшая уровня аффекта, которая характеризуется потерей критичности мышления.

Психология утверждает, что воспитание храбрости- это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.
Существует педагогическая рекомендация- с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.

Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.
Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый - возбужден, а отважный - спокоен.

Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.
«А кто опасность мужеством встречает,
Того и мысль ясна, и тверд язык.» (Софокл)
Гете говорит: «Добро потеряешь - немного потеряешь! Честь потеряешь - много потеряешь! Мужество потеряешь - все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».
Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).

В качестве примера мужественного поведения можно привести случай из мировой истории - философ Сократ спокойно смотрел в лицо смерти, простив своих врагов.
Героизм -определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.
Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме -это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.
Итак, теперь можно представить себе образ волевого человека, обладающего такими качествами как:
- целеустремленность,
- настойчивость,
- терпеливость,
- выдержанность,
- самообладание,
- решительность,
- исполнительность,
- дисциплинированность,
- твердость воли
- стойкость воли,
- осторожность,
- разумный азарт,
- смелость,
- храбрость,
- отвага,
- мужество;
и его противоположность - состояние безволия, проявляется в таких качества как:
- упрямство,
- податливость,
- внушаемость,
- нерешительность,
- трусость,
- боязливость,
- удаль.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

С. Ю. Головин выделяет следующие основные функции воли:

1) выбор мотивов и целей;

2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевые усилия необходимы:

1) при восполнении дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;

2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;

3) при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание гэли, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности.

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций «трудного мира»;

2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:

1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется);

2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

1) обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;

2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;

3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.


Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.
Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.
С. Ю. Головин выделяет следующие основные функции воли:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;
4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.
Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.
Волевые усилия необходимы:
1) при восполнении дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;
3) при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.
Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание гэли, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности.
В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии:
1) трудных ситуаций «трудного мира»;
2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:
1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется);
2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:
1) обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;
2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Желание управлять другими людьми живёт в той или иной мере в каждом из нас. Только кому-то хочется отдавать приказы, а кого-то больше интересует возможность скрытого управления сознанием другого человека. Некоторым сразу же припомнятся цыганки, погружающие свою жертву в гипноз, под которым человек полностью покорен воле манипулятора. Вы, конечно, тоже можете обучиться искусству , но использовать его, всё равно, что открывать резную шкатулку при помощи топора. Если хотите, чтобы манипулирование осталось незаметным, нужно действовать гораздо тоньше.

Техника управления человеческим сознанием

Для начала вам нужно запомнить, что абсолютно не внушаемых людей не существует. А уж если человек утверждает, что никакая техника управления человеческим сознанием на нём не сработает, знайте, этот человек – лёгкая мишень. Обычно люди, находящиеся в строгих рамках каких-либо убеждений, теряют гибкость мышления, и убедить их в своей правоте становится проще. Кроме того, обнаружив предмет убеждённости, вы можете больше не искать слабое место собеседника, можно начинать работать с этим фактом.

Чтобы управление сознанием другого человека стало возможным, необходимо понять его сокровенные желания, узнать о его слабостях. Согласитесь, не всегда есть время собирать информацию об объекте воздействия, иногда необходимо повлиять на ход общения, увидев человека в первый или второй раз. Поэтому любому желающему воздействовать на собеседника, потребуется обладать высоким уровнем наблюдательности. Если этого качества нет, придётся заняться его развитием параллельно с тренировкой памяти, так как вам потребуется запоминать мельчайшие детали для составления собственного каталога человеческих реакций на тот или иной раздражитель. Помните, в схожих ситуациях люди могут поступать по-разному, но первая реакция у них будет одинаковой.

Нащупав слабое место человека, постарайтесь сыграть на этом. Ну а чтобы обнаружить точки воздействия, потребуется задать пару уточняющих вопросов. Узнать, о чем спрашивать, можно понаблюдав немного за объектом до начала разговора и во время приветствия. Уже за это время можно составить примерный портрет собеседника, властен он или любит подчиняться, какие у него материальные запросы, семейное положение, и многое другое. Если вам нужно в чём-то убедить человека, попробуйте два раза предложить ему неоспоримые утверждения, с которыми он согласиться, на третий раз собеседник будет более расположен к положительной реакции.

Как видим, техника управления человеческим сознанием очень проста, если только вы умеете «видеть» людей. Именно поэтому лучшими манипуляторами являются люди, изучавшие психологию.

Почему одним все, а другим ничего? Ученые выяснили, что ключ к успеху в жизни - не ум, красота или богатство, а сила воли. Вот только способностью сдерживать свои сиюминутные порывы природа наградила людей неодинаково, и слабовольные люди физиологически «устроены» иначе, чем те, у кого нет проблем с самоконтролем.

Главный критерий успеха

Качество, которое определяет, как многого человек добьется в жизни, обнаружил в начале 1980-х психолог из Стэнфорда Уолтер Мишел. И произошло это благодаря… зефиру. В 1960-е годы ученый предлагал детям четырех-пяти лет съесть зефирку прямо сейчас или подождать 20 минут и получить вторую. Удержаться от соблазна, оставшись с лакомством один на один, удавалось лишь трети малышей. Через 20 лет Мишел нашел участников опыта и выяснил, что стойкие мальчики и девочки оказались намного успешнее сверстников, проваливших «зефирный тест». Они лучше учились в школе и институте, умели долго работать, не отвлекаясь, получали больше денег, реже набирали лишний вес. Коллеги Мишела, бросившиеся перепроверять эти данные, выяснили, что люди, способные сдерживать сиюминутные желания, реже страдают от всевозможных зависимостей, не влезают в долги и не спят с незнакомцами, чаще сохраняют брак и лучше следят за здоровьем.

Неумение противостоять импульсивным порывам может перечеркнуть любые положительные качества. Именно поэтому самоконтроль - самый надежный предсказатель жизненного успеха. Даже очень умный сотрудник вылетит с работы, если не сможет побороть соблазн по ночам играть в компьютерные игры. Красивая женщина, плохо управляющая эмоциями, в том числе негативными, останется одна. Ставший заложником «однорукого бандита» отпрыск богатых родителей быстро растеряет все деньги. Худой от природы человек, не способный отказаться от вредной еды, заработает ожирение.

Эмоциональная неустойчивость

Булочки, сериалы, соцсети, прекрасные незнакомки и незнакомцы, сигареты и выпивка соблазняют людей потому, что вызывают эмоции. Эволюционно эмоции возникли намного раньше сознательной деятельности: это система быстрого реагирования, которая помогала нашим далеким предкам выживать в постоянно меняющемся и очень опасном мире. Все, что способствовало выживанию и размножению: сладкая и жирная еда, сексуально привлекательные партнеры, возможность ничего не делать, - вызывало мощные положительные эмоции. Противостоять им очень сложно, так как желание, скажем, съесть пиццу, вызывает целый комплекс физиологических реакций: во рту выделяется слюна, в желудке - пищеварительный сок, в железах - гормоны.

Супермаркеты, фастфуд, наркотики, торговые центры и видеоигры - изобретения недавние, и система эмоций «по привычке» реагирует на них, как на полезные стимулы. Эмоциональные сигналы рождаются в древней области мозга под названием «лимбическая система». И у некоторых она работает излишне активно. Таким людям намного сложнее противиться соблазнам. В 1954 году американские исследователи Джеймс Олдс и Питер Мильнер наглядно показали, что будет, если «выкрутить» лимбическую систему на максимум. Вживив крысам в мозг электроды, ученые стимулировали ее «сердцевину» - центр удовольствия. Когда Олдс и Мильнер дали грызунам возможность управлять током при помощи педали, животные перестали есть и пить и проводили дни, нажимая и нажимая на нее. Рекордсмены умудрялись делать это по 700 раз за час!


Тормозная система

Чтобы не допустить разрушения организма из-за чрезмерно активной лимбической системы, в мозгу есть специальные тормоза. Один из них - передняя поясная кора (ППК). Благодаря этой зоне мы осознаем, что в принципе нужно удерживаться от какихто порывов. Когда ученые заставляли добровольцев, лежащих в МРТ-сканере, отказываться от возникающего стремления сделать что-то неправильное, их ППК «загоралась» ярким светом. И чем активнее она работала, тем реже подопытные поддавались на соблазны. Но у некоторых в силу «конструкционных» особенностей мозга ППК функционирует хуже, чем у других, и, столкнувшись с искушением - скажем, предложением выпить еще по кружечке, хотя рано утром идти на работу, - такие люди больше остальных рискуют поддаться ему. На уровне сознания человек понимает, что поступает неправильно, однако по недосмотру «хилой» ППК его лимбическая система запускает мощный эмоциональный ответ. И вот уже одна кружечка превращается в три и в пять.

Но порой нормально работающая ППК не в состоянии предотвратить нежелательное действие. В 2007 году исследователи из Института изучения сознания и наук о мозге в Лейпциге предлагали добровольцам останавливать движение стрелки по циферблату при помощи кнопки. Иногда участники должны были в последнее мгновение отказываться от своего желания. В этот момент у подопытных резко активировалась еще одна зона мозга - дорсальная часть фронтомедиальной коры (дФМК). Те, у кого эта зона работает недостаточно интенсивно, чаще становятся жертвами сиюминутных желаний, так как не могут остановить задуманное действие, даже понимая, что оно вредно.

Наконец, иногда человек не может отказаться от порции десерта или сигареты - хотя сто раз обещал себе начать здоровый образ жизни, - из-за того что у него непомерно активна еще одна зона мозга, передний островок. Эта область, в частности, отвечает за чувство отвращения, и для людей, у которых она слишком усердствует, отказ от желанного, пусть и вредного действия равносилен попытке понюхать помойное ведро. Обладатели гиперактивного переднего островка физически ощущают отвращение, когда намереваются выключить очередной эпизод любимого сериала. Чтобы не испытывать неприятное чувство, они предпочитают не бороться с соблазном.


Верховный главнокомандующий

Главная зона, которая в конечном итоге определяет, сможет ли человек удерживаться от искушений, чтобы достичь глобальной цели, - это префронтальная кора (ПФК). Она появилась у приматов, но в полную силу заработала лишь у предков человека, после того как они «разошлись» с предками шимпанзе. ПФК - самая «умная» часть нашего мозга: именно она делает нас людьми. В числе прочего префронтальная кора определяет, сможет ли наш мозг, оценив все эмоциональные плюсы и рациональные минусы соблазнительного решения, в итоге отказаться от него.

В 2010 году нейрофизиологи из Швейцарии и США продемонстрировали, что бывает, если исключить ПФК из процесса принятия решений. Исследователи предлагали добровольцам забрать 30 швейцарских франков сразу или заглянуть в лабораторию через пару недель и уйти с 37 франками (в 2010 году один франк стоил 29 рублей). Испытуемые выбирали между вариантами, лежа в аппарате, который при помощи магнитного поля «мешал» работе некоторых зон мозга. Те, которым временно «выключали» ПФК, в два раза чаще предпочитали забрать меньшую сумму, но сразу, а не ждать две недели, чтобы получить на семь франков больше.

Ученые специально сделали разницу между вознаграждениями небольшой: именно такие ситуации часто встречаются в реальной жизни. Отказ от приятного действия, скажем посиделок с друзьями ради тренировки, не приносит выгоды сразу: чтобы результаты были заметны, нужно отказываться от чего-то в пользу спортзала минимум несколько месяцев. Недостаточно мощная ПФК не может перебороть лимбическую систему, и человек решает, что не будет большой беды, если он поддастся искушению.


Генетическая предопределенность

Но почему у страдальцев с плохим самоконтролем ответственные за него зоны мозга работают не так, как у чемпионов силы воли? Исследования показывают, что у разных людей по-разному синтезируются и работают нейромедиаторы - биохимические «винтики», благодаря которым приказы мозга воплощаются в конкретных действиях. И главные нейромедиаторы самоконтроля - дофамин и серотонин, которые определяют, как мозг ощущает чувство приятного. Сбои в этом базовом механизме делают человека излишне чувствительным к удовольствиям, и новый «лайк» в соцсетях - осязаемое сиюминутное удовольствие - оказывается важнее потенциального повышения по службе, которое обещает куда больше бонусов, но когда-то в отдаленном будущем.

Долгое время ученые были уверены, что именно дофамин дает нам удовольствие. Но в последние годы выяснилось, что эта молекула отвечает только за предвкушение удовольствия, создавая возбуждающий «зуд». Пытаясь избавиться от него, человек стремится добыть соблазнительную вещь как можно скорее. Дофаминовое беспокойство порождает ночные походы к холодильнику и заставляет зависать в Интернете, хотя у человека полно работы.

Второе вещество, определяющее, будем ли мы твердыми в своих намерениях, - серотонин. Этот нейромедиатор дает нам общее ощущение благополучия и довольства. Когда серотонина недостает, человек чувствует себя плохо и пытается избавиться от дискомфорта при помощи приятного, например тортика или покупки восьмой пары туфель.

За метаболизм этих двух нейромедиаторов отвечают десятки генов, и их «плохие» варианты связаны со всевозможными нарушениями самоконтроля. У слабовольных людей часто встречаются «неправильные» версии генов, кодирующих рецепторы, которые улавливают серотонин и дофамин и передают их «приказы» клеткам. В зонах, ответственных за самоконтроль, оказывается слишком мало рецепторов, и недополучающий приятных ощущений мозг стремится добрать их «на стороне», например в компьютерных играх, алкоголе или сладком.

Детали: Только спокойствие

«Неудачные» варианты тех или иных генов не единственная причина проблем с самоконтролем. Очень во многом на нашу способность противостоять соблазнам влияют факторы внешней среды. И главный из них - стресс. Любое стрессовое воздействие - например, несущийся на вас автомобиль или пожар - «приглушает» умную, но медленную префронтальную кору, отдавая контроль за работой мозга быстрой лимбической системе. Именно поэтому не стоит принимать важных решений, например о назначении крупного платежа, сразу после нервного разговора с начальством.

Еще хуже сказывается на силе воле долговременный стресс. Он запускает системные биохимические механизмы, которые на постоянной основе снижают мощь ПФК и повышают активность лимбической системы. Причем такой эффект может оказывать даже относительно небольшое воздействие, например ежедневные полуторачасовые поездки в метро или шумные соседи по квартире.


Стратегии победы

Если человеку не повезло с генами, определяющими работу и строение «волевых» зон мозга, соблазны для него всегда будут опаснее, чем для людей с более удачным генетическим бэкграундом. Однако это не означает, что такие люди обречены растолстеть, спиться, развестись и потерять работу. При грамотной стратегии поведения они могут добиваться долгосрочных целей. Главное правило для обладателей «неудачного» мозга - избегать встречи с соблазном. Увидев, понюхав или потрогав привлекательный объект, они с высокой вероятностью не смогут сдержать порыв лимбической системы, стремящейся добыть недостающие приятные ощущения. Стратегию избегания неосознанно использовали стойкие малыши из опытов Мишела. Дети, которые выдерживали 20 минут до возвращения ученого, отворачивались от зефира, закрывали глаза и всеми способами отвлекали себя даже от мыслей о лакомстве.

Если встречи с искушением избежать невозможно, пригодится другая стратегия - сосредоточиться на максимально абстрактных характеристиках соблазнительного объекта. Когда Мишел предлагал детям думать о том, какой зефир вкусный, почти никто не мог выдержать 20 минут. Когда же советовал размышлять о десерте как о пушистом облаке, количество выстоявших заметно возрастало.

Третий вариант - создать условия, в которых невозможно «откосить» от неприятного, пусть и полезного действия, чтобы урвать себе маленький соблазн. Например, покупая в спортзале курс индивидуальных занятий с тренером, а не групповые программы, вы неосознанно используете именно этот прием: когда есть договоренность с конкретным человеком, прогулять тренировку куда сложнее.

Безволие - серьезная проблема, которая портит жизнь людям и пагубно сказывается на экономике. В современном мире, полном соблазнов, она становится особенно актуальной. Популярные советы «из общих соображений» не работают, так как не учитывают нейромедиаторных особенностей отдельного человека. По мере того как исследователи будут больше узнавать о функционировании мозга, они смогут понять истинные причины безволия и создать действенные методы борьбы с ним. Не исключено, что когда-нибудь даже появятся таблетки от безволия, прицельно воздействующие на «неполадки» конкретного человека. Судя по тому, как быстро развиваются науки о мозге, ждать осталось недолго.

Фото: SPL / LEGION-MEDIA (х2), GETTY IMAGES, SPL / LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES

 


Читайте:



Бурые и Красные водоросли

Бурые и Красные водоросли

На сегодняшний день зеленые водоросли считают самой обширной группой, которая насчитывает около 20 тысяч видов. Сюда входят как одноклеточные...

Где митохондрии. Строение митохондрии. Кто открыл митохондрии

Где митохондрии. Строение митохондрии. Кто открыл митохондрии

О СЛОЖНОМ ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ.Тема эта сложная и комплексная, затрагивающая сразу же огромное количество биохимических процессов происходящих в нашем...

Метод наблюдения в биологии

Метод наблюдения в биологии

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Управление волей человека

Управление волей человека

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВОЛЕВОГО ЧЕЛОВЕКА. Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то...

feed-image RSS